Как сделать из яичной скорлупы картину. Поделки из яичной скорлупы: собираем разноцветную мозаику! Нанесение яичной скорлупы

Техника мозаики предполагает создание изображения на основе маленьких частей, которые наклеиваются на поверхность. В промышленных масштабах для этой цели используют камень или стекло, в домашних условиях мастерицы нашли применение крупам, пуговицам, кусочкам пластилина, цветной бумаге и яичной скорлупе. Последняя имеет большую популярность, поскольку не требует особых затрат. Такой вид мозаики известен как «кракле».

Инструменты и материалы

Перед использованием яичной скорлупы погрузите ее на 3-4 минуты в 5% раствор пищевой соды, хорошо промойте в проточной прохладной воде.

Для создания мозаичного шедевра можно использовать скорлупу вареных и сырых яиц. Главное условие – тщательное удаление внутренней пленки. Если вам попалась скорлупа со штампом, отложите ее. В дальнейшем ее будет сложно красить даже в темный цвет. После Пасхи можно использовать окрашенную скорлупу или выполнить окрашивание самостоятельно. Для этого используйте быстросохнущие краски.

Окрашенную и высохшую скорлупу измельчите с помощью пекарской скалки для теста. Чтобы в процессе скорлупа не прилипала к скалке, положите ее между листами бумаги. Размер элементов определяется размером самого изображения. Слишком крупные элементы на небольшой мозаике выглядят неопрятно, а чрезмерно мелкие не дают необходимо эффекта.

Помимо скорлупы в работе потребуется:
- карандаш
- кисточки
- клей ПВА
- наждачная бумага
- пинцет
- канцелярский нож
- лак
- краска
- основа для мозаики.

Нанесение яичной скорлупы

Прежде чем перейти к непосредственному нанесению мозаики подготовьте поверхность. Если отделке подлежит деревянное готовое изделие, обработайте его мелкой наждачной бумагой, окрасьте в нужный цвет акриловыми красками. Если вы планируете создать картину на картоне, придайте листу необходимую форму. Умеете рисовать? Отлично! Нанесите карандашом на поверхность рисунок. Если же среди ваших талантов не числится художественный, используйте распечатанные и вырезанные трафареты.

Небольшой участок поверхности намажьте клеем ПВА, выложите на него кусочки яичной скорлупы. Как в традиционной мозаике выкладку начинайте с крупных элементов, между которыми потом располагайте более мелкие. Чем больше цветов вы используете, тем ярче и привлекательнее будет ваша мозаика. Надежным помощником в аккуратном выкладывании элементов мозаики станет тонкий пинцет. Чтобы части не выступали за границы рисунка, аккуратно поправляйте их ножом или лезвием. Завершив один участок, переходите к следующему. После завершения работы поверхность покройте лаком.

Декупаж на яичной мозаике

Привлекательную отделку или картину можно создать не только с помощью окрашивания яичной скорлупы, но и с помощью техники декупажа.

На выбранный объект наклейте элементы яичной мозаики, после высыхания покройте акриловой краской белого цвета. На поверхность нанесите слой клея ПВА и уложите выбранный мотив. Чаще всего для декупажа применяют трехслойные салфетки, используя только верхний цветной слой. Если работа выполняется на округлом предмете, разрежьте салфетку на несколько фрагментов. Поверх салфетки нанесите слой клея, двигаясь кисточкой от центра к краям. В завершение работ покройте изделие лаком.

Декупаж по яичной скорлупе. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс с пошаговым фото «Декупаж по яичной скорлупе»

Мастер – класс адресован учителям начальных классов, воспитателям, педагогам дополнительного образования, школьникам среднего и старшего возраста, родителям и всем любителям творить своими руками.
Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: подарок, украшение интерьера.
Цель: изготовление картины в технике декупаж по яичной скорлупе.
Задачи:
- познакомить с технологией изготовления работы в технике декупаж по яичной скорлупе;
- воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность.

Декупаж - одна из техник декора по разным поверхностям. Используя эту технику можно создавать эксклюзивные предметы интерьера, посуду, вазы, кашпо, рамки для фотографий, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое другое насколько позволяет ваша фантазия. Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.
Декупаж на яичной скорлупе придает поверхности изделия необычную фактуру и объемность.
В технике изготовления нет ничего сверхсложного, но понадобится должное терпение.

Для выполнения работы необходимо:
- рамка без стекла;
- акриловая краска на водной основе;
- яичная скорлупа;
- клей ПВА;
- салфетка с рисунком;
- ножницы;
- кисточка;
- зубочистка.


Работу необходимо начать с подготовки скорлупы. Моем скорлупу свежего яйца и на 2 часа оставляем в воде.


Удаляем пленку, находящуюся с внутренней стороны, после чего даём скорлупе хорошенько высохнуть. Скорлупка станет более хрупкой и не будет запаха.


Берем скорлупку, разламываем на не очень большие кусочки и с помощью клея ПВА, вогнутой стороной внутрь, начинаем приклеивать на картонку из-под рамки. Выполнять работу начнем с уголка.


Осколки скорлупки, как и расстояние между ними, на ваше усмотрение могут быть большими или маленькими.


Постепенно заполняем все пространство полностью. Основа сделана, оставляем нашу работу до полной просушки клея.


Скорлупа получились разного цвета. Сейчас нам необходимо сделать ее однотонной. Берем белый акрил и дважды покрываем получившуюся основу краской с промежуточной просушкой. При нанесении краски надо обратить внимание: если акрил густой, то необходимо разбавить его немного водой. При нанесении краски необходимо следить, чтобы не «залились» промежутки между скорлупками, не выровнялась поверхность, иначе эффект трещин будет выражен не четко.


Берем простую однослойную салфетку. Определяемся, какие мотивы будем использовать для декупажа.


Вырезаем по контуру два разных мотива.


Располагаем их на основе, примеряем. Если есть необходимость, что-то убираем или добавляем. Я от верхнего цветка отрезаю бутон, так как получается накладка при совмещении второго мотива.


Берем верхний мотив нашей работы, располагаем на нужном нам месте, в центр капаем клей ПВА и приклеиваем к основе. Приклеиваем от центра к краям, чтобы удалить пузырьки воздуха или складочки.


Работать надо очень аккуратно, так как салфетка очень тонкая и легко может порваться.


Примеряем второй мотив.


Аккуратно его приклеиваем.


Оставляем работу до полного высыхания клея и оформляем в рамочку.



Сделала рамку повеселей, используя технику декупаж.


А эта работа выполнена аналогично, только яичная скорлупа приклеена более мелкими кусочками.


Надеюсь, что мой мастер-класс пригодится!

Много столетий назад китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи стали применять это сырье при создании своих миниатюр. Они обратили внимание на то, что при надавливании на скорлупе образуется красивый рисунок из тончайших трещинок, делающих заготовки похожими на поверхность растрескавшейся скалы или древней стены. Скорлупу стали использовать в лаковой живописи для изображения различных построек и крон цветущих деревьев. Мастера Востока сумели превратить главный недостаток яичной скорлупы — хрупкость — в ее основное художественное достоинство.

Вообще украшение фона сеточкой из трещин используется не только в мозаике из яичной скорлупы, но и в других декоративных ремеслах. Такой узор можно увидеть на глиняной посуде, покрытой специальной глазурью, или на расписанной вручную ткани. Вне зависимости от того, на каком материале они выполняются, такие трещинки всегда называют кракелюрами , а техника создания узора из трещинок, создающего эффект старины, называется КРАКЛЕ .


В отличие от игрушек из яичной скорлупы, мозаика кракле из того же материала прочна и долговечна. Если работать аккуратно, тщательно отделывать даже небольшие детали мозаичного набора, можно научиться мастерить поделки, ничуть не уступающие покупным сувенирам. Орнаментом из яичной скорлупы отделываются не только плоские предметы — всевозможные шкатулки и настенные панно, но и заготовки, выточенные на токарном станке — вазочки, карандашницы, декоративные блюда и тарелки.

Попробуем изготовить из яичной скорлупы мозаичную картинку или, как говорят опытные художники,— мозаичный набор. Неподготовленное сырье для нашей мозаики больше похоже на мусор — это даже не целые яичные скорлупки, а всего лишь их неровные осколки. Нелегко представить, что из них можно сделать облицовочные пластинки, обладающие особым декоративным свойством и внешне напоминающие слоновую кость. Тем не менее это так.

Конечно, ребята, вам сразу захочется отделать мозаикой кракле конкретную вещь — украсить скорлупой шкатулку или вазочку. Не торопитесь. Давайте сперва потренируемся на небольших дощечках, а потом, овладев секретами ремесла, займемся более сложной работой. Кстати, если какая-либо учебная поделка окажется очень удачной, ее можно использовать как основу для маленького настенного панно или другого сувенира.

Вам понадобятся:

Прежде чем приступить к работе, надо запастись сырьем, то есть яичной скорлупой.

1. Обязательно промойте скорлупки в чуть теплой воде.

2. А потом опустите в раствор пищевой соды для того, чтобы обезжирить их поверхность.

3. Теперь остается только хорошо просушить заготовки.

4. И до поры до времени уложить их на хранение в картонные коробки. Когда наберется большое количество скорлупок разных оттенков, займемся изготовлением облицовочных пластинок.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЛИЦОВОЧНЫХ ПЛАСТИНОК

Прежде всего решим, какой клей удобнее применять для склейки деталей.
Дело в том, что при использовании ПВА качество склейки оказывается выше, но недостаточно опытным мастерам часто не удается прочно соединить скорлупу с бумагой.
Работать с «Моментом» проще, но этот клей обладает резким запахом, а прочность соединения деталей со временем уменьшается.
Если мы выберем ПВА, то достаточно нанести тонкий слой клея на внутреннюю поверхность скорлупок, а склеивая детали «Моментом», надо смазать и подкладку и скорлупу.

Теперь у нас все готово для сплющивания и разглаживания скорлупок.

Если внимательно рассмотреть оболочку свежего яйца, можно заметить тонкую пленочку, выстилающую ее изнутри. При ударе такая скорлупка не рассыплется на отдельные осколки — ее кусочки будет скреплять эластичная пленка. Воспользуемся подсказкой природы и подклеим под хрупкие скорлупки специальную подкладку, например лист тонкой бумаги. Дополненные подкладкой заготовки легко резать обычными ножницами — скорлупки не рассыпаются на отдельные кусочки. Но как приклеить полукруглые скорлупки к плоскому листу бумаги? Вот для этого нам и потребуется гладилка.

Разложим подготовленную скорлупу выпуклой стороной вверх на листах бумаги. Занимаясь этой работой, неплохо рассортировать заготовки по цвету — на один лист наклеить только белоснежные скорлупки, на другой — желтоватые, на третий — розовато-коричневые, а на четвертый — пятнистые осколки перепелиных яиц:

Такое разделение по цветам и оттенкам поможет нам при выполнении мозаичного набора.

Накроем скорлупки листом фанеры и слегка надавим на нее — вы услышите легкий треск, и заготовки окажутся расплющенными.

Если сырье клеилось ПВА, выдержим фанерку в таком положении около минуты, а если «Моментом», то сразу же перейдем к следующей операции.

Возьмем в руки гладилку и с небольшим усилием прогладим каждый кусочек скорлупы.

Заготовки растрескаются на множество крошечных кусочков и одновременно прочнее приклеятся к бумаге. Присмотримся повнимательней — почти неразличимая на глаз сеточка трещин покрывает скорлупу. Это и есть те самые кракелюры , о которых мы уже говорили. Пока они не влияют на внешний вид облицовочных пластинок, и нам еще предстоит проявить узор «кракле».

Облицовочные пластники нужно покрыть сверху защитным слоем кальки. Защитный слой не только предохранит скорлупу от крошения, но и облегчит перевод на материал рабочего рисунка. Наклеивать кальку надо клейстером, он легко смывается с поверхности заготовок, не оставляя следов. Под полупрозрачной бумагой бывает трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому пометим каждый заклеенный лист маленькой скорлупкой нужного оттенка. Метка подскажет нам цвет заготовок, скрытых под бумагой.

ДЕЛАЕМ МОЗАИКУ

А теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.
Сначала мы освоим самую простую разновидность мозаики кракле, а потом, приобретя небольшой опыт, и более сложные.
Легче всего наклеивать на фон заранее вырезанные из яичной скорлупы детали орнамента. Этот способ подходит для выполнения небольших работ, в которых детали изображения не превышают размеров расплющенных скорлупок, а значительное место уделено фону.

Теперь, когда мы заготовили достаточное количество облицовочных пластинок, попробуем выполнить свой первый мозаичный набор.

Для начала скопируем орнамент, показанный на рисунке:

Положим на страницу книги кальку и обведем контуры изображения — рабочий рисунок готов.

Его можно использовать многократно — достаточно положить под кальку лист копировальной бумаги и вновь обвести линии орнамента. Изготовляя мозаичный набор, рисунок придется переводить дважды — на дощечку, которая служит основой изделия, и на облицовочные пластинки.

Нанести изображение на гладкую дощечку легко — надо положить на нее копировальную бумагу и кальку, скрепить их кнопками и тщательно обвести линии твердым, остро
заточенным карандашом.

Рисунок на маленькие, неровные кусочки скорлупы переносится по частям.

Давайте сначала пронумеруем все детали орнамента так, как показано на рисунке - это поможет нам не ошибиться при сборке мозаики.

Теперь наложим изображение одной из частей орнамента на скорлупу и обведем его карандашом.

Присвоим каждой детали номер, соответствующий номеру на рабочем рисунке.

Вырезав из яичной скорлупы все части мозаики, смажем их изнанку клеем ПВА и приклеим к фону.

Дождемся полного высыхания клея и удалим покрывающий скорлупки защитный слой бумаги. Для этого губкой или широкой кистью слегка увлажним мозаичный набор. Подождем, пока бумага размякнет, и снимем ее со скорлупы.

Мозаика кракле почти готова, и нам осталось только окрасить фон и проявить кракелюры.

Используем для окраски поделок черную или цветную тушь.

Наш выбор не случаен — химические свойства туши позволяют быстро и качественно отделать заготовку. Входящая в состав этого красителя желчь проникает в самые тонкие, незаметные для глаз трещинки, увлекая за собой частички краски, а содержащийся в них шеллак после высыхания перестает растворяться в воде и превращается в своеобразный цемент, скрепляющий крошечные скорлупки между собой.

Сначала покроем тушью фон мозаичного набора. А затем, когда он высохнет,— и орнамент из скорлупы. Окрашивая скорлупки, очень интересно наблюдать, как растут изящные темные веточки трещин. Вот они устремляются вперед, разбегаются в стороны, ветвятся, заполняя белый фон необычным сетчатым узором.

Проявив таким образом кракелюры, протрем пластинки из скорлупы влажной тряпочкой, удаляя излишки туши. После протирки краска останется только в трещинках, а сам орнамент вновь приобретет белый или кремовый оттенок.

ПОЛИРОВКА МОЗАИЧНОГО НАБОРА

Шлифовка мозаичного набора — это очень ответственная операция! Толщина скорлупы невелика, и неосторожным движением шлифовального бруска можно легко повредить облицовочную пластинку.

Для начала обработаем мозаичный набор деревянным брусочком, обернутым самой мелкозернистой наждачной бумагой. Затем начинаем полировку. Инструмент для полировки нам потребуется очень простой — листок обыкновенной писчей бумаги.

При изготовлении бумаги в нее вводятся такие вещества, как мел и каолин, придающие ей шершавость. С их помощью мы отполируем мозаичный набор, который после непродолжительной обработки приобретет мягкий шелковистый блеск, особенно хорошо заметный на темном фоне окрашенной тушью дощечки.

Елена Артамонова "Необычные сувениры и игрушки"









И вот до такого совершенства совсем недалеко..

Евгения Фёдорова

Здравствуйте, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер класс по созданию картины из яичной скорлупы .

Нам понадобиться : скорлупа сырых яиц , клей ПВА, кисточки (для клея и для краски, гуашь, прозрачный лак, рамка для фото.

Для начала нужно очистить скорлупки яиц от внутренней пленочки : для этого от края половинки скорлупки аккуратно отрываем пленку. Если не получается оторвать ее одним кусочком, можно промыть скорлупку под тонкой струей воды, вычищая все лишнее пальцами, важно делать это сразу – пока скорлупка яйца не подсохла .

Наносим равномерно получившуюся смесь на основу. Я накладывала краску в два слоя.


Таким же образом наносим цвет и на скорлупки яиц .

Оставляем все заготовки подсохнуть.

Тем временем подготавливаем шаблон для будущей картины . На листке бумаги делаем эскиз и вырезаем его.


Прикладываем готовый шаблон на затонированную основу, Контуры прорисовываем черной краской.

Подготовительная работа окончена, и теперь можно приступать непосредственно к выкладыванию картины . Делать это нужно поочередно по одному элементу. Наносим большое количество клея на основу


и выкладываем небольшие кусочки скорлупы , помогая себе тыльной стороной спички.


Не стоит волноваться из-за большого количества клея – он обязательно впитается. Также не стоит наносить клей на весь элемент панно, так как работа эта достаточно кропотливая и клей может просто высохнуть. Таким образом выкладываем всю картину . Оставляем при комнатной температуре до полного высыхания излишков клея.


Покрываем работу лаком (целесообразно использовать лак - спрей) и вставляем в рамочку.

Я выполняла такую работу впервые (для конкурса работ родителей в группу своего сына, поэтому был выбран достаточно простой рисунок.

Попробовав это сделать собственноручно, могу смело утверждать – такая работа захватывает.

Творческих всем успехов!

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

Выразительность мозаике "кракле" придают так называемые кракелюры - трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.



Заготовка яичной скорлупы

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Обычно используют скорлупу от сырых яиц, прошедшая тепловую обработку скорлупа теряет твердость, поверхность ее становится более рыхлой и менее пригодной для дальнейшей работы.(Но: для детских мозаик можно использовать любую скорлупу, в том числе и от вареных яиц, например, ту, что осталась от пасхальных яиц.)

Для использования чисто мозаичных технологий, то есть создания картин из кусочков скорлупы, нужно отделить пленку от скорлупы. Высушить скорлупки и их части, покрасить их целиком (подойдут красители для тканей, ряд пищевых красителей), затем хранить в сухой чистой посуде рассортированными по цвету. Обычно скорлупа прокрашивается неравномерно, что создает большой выбор цветов и оттенков для мозаичной работы.

Для создания мозаичного эффекта или эффекта кракелюра скорлупу не очищают от пленки, а расправляют на листе бумаги. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а). Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в). Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге.



После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы кладут папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).

Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго. Преимуществом такой подготовки скорлупы является возможность вырезать из листы детали будущего изображения обычными ножницами.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж). Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.

Можно заготавливать скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки. Эти цвета могут быть использованы, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры. Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

Мозаика из скорлупы прямым набором

Окрашенная скорлупа ломается на кусочки с помощью пинцета. При нарабатывании навыка сколупу можно ломать достаточно точно, получающиеся элементы будут иметь определенную форму - треугольники, квадраты, тонкие полоски. В зависимости от творческих задач и масштабности работы иногда имеет смысл сначала заготовить кусочки скорлупы, рассортированные по цвету, и затем приступать к выполнению мозаики. Для небольших камерных работ отламывание элементов можно производить непосредственно в процесс набора по мере необходимости.

На плотный картон или лист пластика наносится мастика или клеевой состав. Затем осуществляется прорисовка контура рисунка. Кусочки скорлупы укладываются пинцетом на место в соответствии с рисунком. Работа высушивается и затем покрывается бесцветным лаком. Для быстросохнущих клеев можно с помощью кисточки наносить клей на скорлупу или непосредственно на место приклейки элемента, но этот способ более трудоемкий и затратный по времени.

Выполнение мозаики удалением скорлупы



Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора - подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой.



Технология мозаики кракле

Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б). На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона. На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель. Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1). Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.

На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики. Благодаря присутствию желчи - поверхностно-активного вещества - тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.

Для справки: Кракле - сеть тонких трещин на какой-либо поверхности, прием визуального состаривания предметов интерьера с помощью специальных лаков, дополнительной обработки или использования скорлупы.
Кракелюр (французское craquelure) - трещинка красочного слоя или лака в произведении живописи или лаковом покрытии предмета декоративно-прикладного искусства.

Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д). Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно - ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).

Мозаичный набор с мастичным фоном



Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.

Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу. Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б). Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.

Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г). В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.



Мозаика с многоцветным фоном

Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).



Мастику трех цветов - коричневого, черного и красного - приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г). Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.

Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.


Мозаика на токарных изделиях

Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой.




После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в). Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой. В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.

Поделиться: