Плохое зрение влияет ли на память. Зрение и память. Сейчас. Станет ли легче, если поплакать

ПАМЯТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ

Способность восприятия зависит, как было уже сказано, от количества, качества и полезности предшествовавшего опыта. Но прошлый опыт существует для нас только в памяти. Поэтому правильней сказать, что восприятие зависит от памяти.

С памятью тесно связано воображение, которое преобразует воспоминания, созидая из реально пережитого новые конструкции, отличающиеся от всего реально испытанного в прошлом. Способность разума интерпретировать ощущения находится в такой же мере под влиянием воображения, как и памяти.

То, насколько восприятие и, соответственно, зрение зависят от памяти и воображения, является делом повседневного опыта. Мы видим знакомые вещи более четко, чем то, о чем у нас нет воспоминаний, а когда – по причине стресса или эмоционального возбуждения – наше воображение более активно, чем обычно, часто случается, что мы более интерпретируем ощущения объектов, которыми занято наше воображение, нежели ощущения, поступающие из внешнего мира.

Старая швея, которая ни аза не разберет без очков, видит, однако, достаточно, чтобы вдеть нитку в иголку. Почему? Потому, что она более знакома с иголками, чем с буквами.

Студент наталкивается в учебнике на непривычный технический термин или на фразу из неизвестного ему языка. Буквы, из которых состоят незнакомые слова, точно такие же, какими напечатан весь учебник, и тем не менее, видеть их определенно труднее. Почему? Потому что основной текст написан на родном и понятном английском языке, а эти неудобочитаемые – на греко-латинской тарабарщине.

Человек целый день крутится в своей конторе как белка в колесе и не замечает усталости, а вот в музее выматывается за какой-нибудь час и возвращается домой с раскалывающейся головой. Почему? Потому что на работе он следует заведенному распорядку, имея дело с обычными для него бумагами, тогда как в музее все является чужим, новым и странным.

Или возьмем случай с дамой, которая страшно боится змей и однажды обрезок шланга принимает за огромную гадюку. Ее зрение, как показала проверка по таблице Снеллена, вполне нормально. Почему тогда она видит то, чего нет? Потому, что ее воображение привыкло использовать воспоминания о змеях, чтобы, создавая пугающие образы этих тварей, упреждать реальную опасность; в данной ситуации ее ум, под влиянием воображения, неправильно интерпретировал ощущения, связанные со шлангом, и дама живо увидела в нем "гадюку".

Таких примеров можно приводить бесконечное множество. Не остается никаких сомнений в том, что восприятие, а следовательно, и зрение зависят от памяти и – в меньшей степени – от воображения. Мы лучше видим те вещи (или похожие на них), о которых у нас есть хороший запас воспоминаний. Чем более точны эти воспоминания, чем более доскональное и аналитическое знание они воплощают, тем лучше (при прочих равных) будет зрение. Правда, зрение может быть лучше даже при прочих неравных. Так, ветеран микроскопист может иметь худшее зрение (если ссылаться на таблицу Снеллена), чем студент-первокурсник, которого он учит. Тем не менее, когда он садится за свой инструмент, то, благодаря богатому опыту и точной памяти похожих объектов, видит препарируемый объект намного яснее и четче, чем может новичок.

То, что восприятие и зрение зависят от предыдущего опыта, закрепленного в памяти, есть истина, признаваемая всеми. Однако я знаю только одного человека, который сделал из нее серьезные (я называю их утилитарными и терапевтическими) выводы; это д-р У. Г. Бейтс. Он был первым, кто задал вопрос: "Как может быть использована эта зависимость для улучшения зрения?" И задав его, он не успокоился до тех пор, пока не нашел ряд простых и практических ответов. Его последователи также внесли свою лепту в создание методик по улучшению зрения путем работы с памятью и воображением. Здесь я расскажу о самых действенных из этих упражнений. Но прежде еще несколько слов о некоторых чертах этой наиболее таинственной психической силы: памяти.

Для нас, стремящихся восстановить зрительные способности, наиболее важная особенность памяти, возможно, заключается в том, что она плохо работает при напряжении. Каждому знакома ситуация, когда в разговоре со знакомым вдруг обнаруживаешь, что никак не можешь вспомнить его имени. Но если человек мудр, он перестанет напрасно силиться и позволит разуму погрузиться в состояние бдительной пассивности: велики шансы, что имя добровольно всплывет на сознательный уровень. Как видно, память работает лучше, если разум находится в состоянии динамического расслабления.

Опыт научил подавляющее большинство людей тому, что существует взаимосвязь между хорошей памятью и динамическим расслаблением разума; это состояние имеет тенденцию сопровождаться и динамическим расслаблением тела. Но вряд ли кто-нибудь дал себе труд сформулировать это положение, – люди знают его бессознательно и ведут себя соответственно. Когда требуется вспомнить что-либо, они инстинктивно расслабляются, потому что их опыт подсказывает: состояние "пусть все течет само по себе" наиболее благоприятно для работы памяти.

Так вот, эта привычка расслабления сохраняется, даже когда в отношении других проявлений жизнедеятельности образовались плохие привычки психического и физического напряжения. Поэтому-то люди, начиная вспоминать, автоматически, не задумываясь, приводят себя в состояние динамического психического расслабления, которое благоприятно не только для памяти, но и для зрения. Это, похоже, объясняет феномен того, почему успешное припоминание чего-либо приносит и немедленное улучшение зрения.

В некоторых случаях нарушенного зрения состояние психического и физического напряжения настолько экстремально, что страдающие от него потеряли привычку "пусть все течет…" даже в отношении припоминания. Опытные преподаватели метода д-ра Бейтса рассказывали мне о людях, которые не могли припомнить ни буквы ни цифры, на которые смотрели всего десять секунд назад. Но как только глаза и разум хоть немного расслаблялись при помощи пальминга, соляризации, покачиваний и перемещений, память вновь возвращалась к ним. Неспособность припоминать, которая ввергла этих бедолаг в состояние мнимого слабоумия, была вызвана той же фундаментальной причиной, что и несовершенное зрение: неправильным функционированием, связанным с сильным психическим и нервно-мышечным напряжением.

К счастью, подобные случаи не слишком распространены, и большинство из тех, кто страдает нарушенным зрением, успешно применяют правило: "пусть все течет само по себе", – бессознательно выведенное из опыта повседневной жизни. Именно поэтому у них сохраняется возможность использовать память в качестве вспомогательного средства для расслабления разума и тела, а в конечном итоге, и зрения. Человек с нарушенным зрением смотрит, скажем, на печатную букву и не может видеть ее четко. Но если он закроет глаза, расслабится и вспомнит нечто такое, что ему легко вспомнить четко и ясно, то обнаружит, когда вновь откроет глаза, что зрение ощутимо улучшилось.

Поскольку без расслабления четкое припоминание невозможно, улучшение зрения будет следовать за каждым актом припоминания, даже если припоминаемое не имеет ничего общего с той вещью, которую в данный момент требуется увидеть. А если у вас в памяти зафиксирована именно эта вещь или нечто подобное, что вы видели в прошлом, тогда припоминание будет вдвойне эффективней для улучшения зрения, так как оно приведет не только к благотворному расслаблению разума, но и к возросшему знанию рассматриваемого объекта. А, как известно, отчетливей всего мы видим те вещи, которые лучше всего знаем. Поэтому любое упражнение, еще ближе знакомящее нас с объектом нашего внимания, сулит возможность легче видеть его.

Эти предварительные объяснения, я надеюсь, помогут вникнуть в суть представляемых ниже упражнений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

18-02-2014, 05:26

Описание

Начнем с того, что лежит на поверхности и известно с давних времен, - с взаимосвязи зрения и психики. Доктор Бейтс придерживается следующей позиции:

«Плохое зрение является следствием аномального состояния психики. Очки могут иногда нейтрализовать отрицательное воздействие психики на глаза и до некоторой степени улучшить психические свойства. Но коренным образом это состояния психики мы не меняем и даже можем ухудшить его.

Легко показать, что среди способностей мозга, ухудшающихся с нарушением зрения, находится и память. Поскольку значительная часть образовательного процесса заключается в накоплении фактов, а все другие психические процессы зависят от усвоения человеком этих фактов, легко понять, как мало позитивного достигается простым надеванием очков на человека, испытывающего проблемы со своими глазами.

Необычайная память первобытного человека объяснялась тем, что из-за отсутствия подходящих средств записи он вынужден был полагаться на свою память, которая, соответственно, укреплялась. Но, учитывая, что память связана со зрением, более обоснованно предположение, что память первобытного человека была хороша по той же причине, что и его острое зрение, а именно благодаря расслабленному спокойному состоянию его психики.

Среди цивилизованных людей также немало тех, кто обладает прекрасной памятью и отличным зрением. Проведение необходимых исследований, несомненно, доказало бы, что эти свойства всегда встречаются вместе. Подобное единство недавно наблюдал я сам.

Обследовалась одна девочка с таким поразительным зрением, что она могла невооруженным глазом видеть спутники Юпитера. Этот факт доказан ее наброском схемы их расположения, которая в точности соответствовала схемам, сделанным людьми, пользовавшимися телескопом.

Столь же удивительной была и ее память. Она слово в слово могла пересказать все содержание книги после ее прочтения так же, как это, говорят, делал лорд Макоули (этот человек был способен читать 500 страниц текста в час и легко воспроизводить прочитанное по памяти). Девочка без учителя за несколько дней выучила больше латинских слов, чем ее сестра, имевшая 6 диоптрий и потратившая на латынь несколько лет».

Доктору Бейтсу вторят многие его ученики и последователи. В частности, уже упоминаемый нами Г. Бенджамин утверждает, что «темперамент, имеющий тенденцию к психическому и умственному напряжению, является причиной большинства недостатков зрения». А ученый и врач-окулист Р. Каплан метко заметил: «Смотрят не только наши глаза, но и весь организм» .

Обман. Манипуляция и давление опасны для глаз ребенка

Вот почему практическую часть книги я хочу начать именно с упражнений, снимающих психическое напряжение. В своей книге У. Г. Бейтс приводит поразительные примеры, показывающие, как оно пагубно влияет на зрение. Например, 16 -летнею девушку попросили сказать, что ее зовут не так, как на самом деле, и после этого проверили ее зрение. Оказалось, что оно резко ухудшилось, стало миопическим. Предположив, что девушка слишком эмоциональна, исследователи провели подобный эксперимент с юношей 25 лет (при проверке зрения попросили его неправильно назвать свой возраст, прибавить один год).

Какая, казалось бы, в этом возрасте разница - 25 лет тебе или 26 ? Тем не менее, юноша в результате не увидел несколько строчек в проверочной таблице.

А что же происходит с нашими бедными глазами, когда мы гневаемся, злимся, раздражаемся, испытываем страх, ненависть, боль или любое другое эмоциональное и психическое напряжение?! Недаром так много устойчивых выражений и метафор связывают эмоции с глазами: «От гнева в глазах потемнело», «От злости глаза кровью налились», «От боли искры из глаз посыпались», «У страха глаза велики» и т. д.

Трудно не признать наличие тесной взаимосвязи между трудной жизненной ситуацией и состоянием зрения, когда я слушаю или читаю рассказы своих учеников о том, как они в состоянии сильного стресса буквально проплакали глаза, держа их подолгу «на мокром месте».

Станет ли легче, если поплакать?

Кстати, хочу отметить, что весьма распространенное мнение о пользе слез является не более чем мифом. Слезы, которые человек проливает от горя, как считают исследователи, по своему биохимическому составу ничем не отличаются от «луковых» слез. Душевных переживаний слезы также не облегчают. Это подтвердили эксперименты, проводимые с участием большого количества испытуемых женщин.

Одной группе женщин при просмотре душераздирающего фильма предлагали плакать, если захочется, а другой группе плакать не рекомендовали. Те, кто удерживали себя от слез, достаточно быстро восстанавливали душевное равновесие после сеанса. Те же, кто плакали, становились болезненными и беспокойными и возвращались в нормальное состояние лишь спустя несколько часов. Так что рекомендация «поплачь - легче станет» далеко не всегда правильна!

Я убеждена: любое горе - не повод для постоянных слез. И тем более нельзя позволять ребенку добиваться чего-то от вас с помощью плача. Объясните малышу, что слезы опасны для его глаз и психики. Конечно, младенец этого не поймет, поэтому надо во время плача чем-то отвлекать его либо объявлять ультиматум: пока не прекратишь плакать, желаемого не получишь.

Кроме того, стоит приучать ребенка быть искренним и правдивым, не давая ему повода проявлять себя только с той стороны, которая особенно угодна родителям и учителям, склонным к диктату. Взрослые зачастую даже не подозревают, насколько они подавляют личность своего драгоценного малыша.

Однажды мне довелось участвовать в психологическом тренинге, ведущая которого предложила всем вспомнить, оказывал ли кто-либо на них давление и оказывали ли они сами давление на кого-нибудь. Удивительно, но почти все участники рассказали, что испытывали авторитарное давление со стороны родителей, причем не только в детстве, но и во взрослой жизни, и вынуждены были признаться, что сами они оказывают давление на своих детей. Изредка объектами психологической агрессии являются супруги. Я была тогда поражена идентичностью ответов, а опытная ведущая сказала, что таковы результаты опросов почти во всех группах на протяжении многих лет. Цель этого обсуждения, по ее мнению, - дать людям возможность увидеть себя со стороны, чтобы они перестали третировать своих детей по каждому возможному поводу.

Конечно, не надо потакать ребенку, если он ленив и неряшлив, нельзя выполнять все желания любимого чада и всегда позволять делать то, что он хочет. Однако, приучая маленького человечка к труду, порядку и дисциплине, не делайте это жестко и директивно. Пробуждайте в малыше желание и интерес к разным домашним делам. Избегайте безапелляционного тона, не поучайте, стремитесь придать любому занятию форму игры, стимулируя развитие творческих способностей малыша.

Несомненно, колоссальное значение имеет не только психологическое, но и физическое напряжение. Крайне важно снимать его с первых дней жизни человека.

Напряжение смерти подобно. Сила - в расслаблении

Так считали древние йоги, и современные научные данные полностью подтверждают этот тезис. В упомянутой выше книге Э. С. Аветисова, Е. И. Ливадо и Ю. А. Курпана утверждается, что повышенная зрительная нагрузка при недостаточной физической активности - это самый важный фактор, более всего способствующий развитию близорукости в детском возрасте.

Например, утомление мышц шеи, связанное с плохой осанкой и неправильной сидячей позой, непосредственно влияет на зрение. Об этом знает любой мануальный терапевт. Хорошие специалисты в этой области способны помочь пациенту улучшить зрение за 1-2 сеанса, если причина проблемы кроется именно в напряжении позвоночника.

В книге «Ваши глаза» (составитель Г. Есакова) приводится перечень зон, напряжение в которых способствует ухудшению зрения.

  • Напряженная челюсть опосредованно ограничивает подвижность глаз, поскольку один из важнейших для зрения нервов имеет ответвления в челюсти и грудных и шейных отделах спинного мозга. Через него проходят нервные импульсы, поступающие из головного мозга, которые обеспечивают подвижность глаз.
  • Напряжение затылочных мышц затрудняет кровообращение в зрительных центрах головного мозга, а также в глазных яблоках и прилегающей мускулатуре, поскольку кровь от сердца по сосудам проходит через мускулатуру затылка в зрительные центры и зрительные анализаторы, расположенные как раз в задней части головы.
  • Напряжение в спине ограничивает поле зрения и затрудняет движения глаз; только правильная, гармоничная работа мускулатуры глаз, затылка и спины обеспечивает достаточную подвижность взгляда.
  • Напряжение в ногах и неправильное положение таза и позвоночника легко могут привести к нарушениям двигательных функций и потере чувства равновесия (к так называемым кинестетическим нарушениям); тогда приходится для сохранения равновесия «цепляться» глазами за окружающие предметы.

Приведу пример. Когда тело находится в естественном, расслабленном состоянии, человек может бежать по неровной дороге или спускаться по лестнице, одновременно наблюдая за летящей в небе птицей. При этом ноги сами находят дорогу.

Если же положение тела не сбалансировано относительно собственного центра тяжести, при ходьбе приходится искать точку опоры в окружающем пространстве. При этом взгляд совпадает с направлением движения, фиксируясь на находящихся впереди объектах. Это неестественно сужает поле зрения и создает дополнительную нагрузку на глаза. Вспомним, как часто взрослые делают подвижному ребенку замечания: не крутись, не верти головой, смотри под ноги, а то упадешь, и т. д.

Тренировка спины получает все большее распространение как один из радикальных методов сохранения здоровья организма и особенно зрения.

О том, как приобрести правильную осанку, как снять напряжение шеи и челюстей, рассказано в главе 8 . Пока скажу лишь, что крайне важно научиться сидеть, ходить и стоять правильно, то есть без напряжения. Неумение вовремя снимать излишнее напряжение в теле и спине приводит к формированию неправильной осанки, деформации позвоночника и, в конце концов, к заболеваниям глаз.

Сохраняя правильное положение тела, можно тем самым поддерживать и активизировать функциональные возможности зрения.

Сила позитивных установок

Прежде чем приступить к работе над восстановлением зрения своего малыша, подберите для него позитивную установку с помощью метода, описанного специалистами из Американского института зрения. Они назвали этот способ работы с установками «сила мышления» и отвели ему в своей визуальной программе первое место среди множества других. Характерно, что метод действует независимо от того, верите вы или нет в силу сознательной концентрации умственной энергии на поставленной цели.

Выберите одну из приведенных ниже позитивных установок или придумайте свою.

Не важно, какую, лишь бы она создавала у вас и вашего малыша ощущение комфорта и радости. Вырабатывайте навык повторения какой-либо из этих фраз, пока она не станет частью вас самих:
  • С каждым днем я вижу лучше!
  • Мое зрение улучшается!
  • У меня нормальное здоровое зрение!
  • Я ясно и четко вижу удаленные объекты!
  • Я отлично вижу все без очков!
  • Я вижу отчетливо, комфортно и естественно!
  • Мои глаза совершенно расслаблены!

Повторяйте любую из подобных фраз как можно чаще - во время работы, игры, хождения по магазинам, в автомобиле и т. д. Произносите ее вслух, если рядом никого нет, и шепотом, в такт дыханию, когда находитесь среди людей. Напишите фразу на ярких цветных карточках, расставьте их на видных местах по всему дому, на своем рабочем месте, прикрепите к стеклу в машине.

Если позволяет обстановка, повторяйте установку с возможно большей энергией, даже выкрикивайте как можно громче. Можно также напевать фразу или скандировать ее, хлопая в ладоши. Чем более энергично произносится установка, тем лучше будет результат (рис. 4).

Дайте потоку адреналина возбудить ваше сознание, чтобы поддержать внутреннюю побудительную силу и стимулировать глаза и мозг для восстановления зрения.

Конечно, вы можете повторять установку шепотом или про себя. Однако эффект многократно усилится, если вы будете произносить ее вслух, громко и четко. Обязательно делайте это ежедневно, лучше несколько раз в день.

Если трудно произносить длинный текст, выберите одну ключевую фразу, соответствующую вашим стремлениям. Например, «Я отлично вижу!» или «Мои глаза здоровы!» Эти слова можно напевать или громко скандировать, одновременно хлопая в ладоши и притопывая ногой. Для усиления эффекта попросите членов семьи повторять фразу вместе с вами. Чем громче и убедительнее будет звучать позитивная установка, тем быстрее она подействует. Можно петь выбранную фразу, отбивая ритм хлопками.

Посмотрите, как порозовели лица ваших домашних и особенно малыша, как все улыбнулись друг другу и разом повеселели. Значит, мозг уже воспринял благотворную установку как команду к действию, он уже начал стимулировать глаза и активизировать зрительные ресурсы. Не удивляйтесь, если через неделю-другую взрослые члены семьи как бы случайно прочитают газетный текст, а молодые увидят изображение на экране без очков!

Помимо интеллектуальных, перцептивных существуют еще и мнемические. Они являются компонентами человеческой познавательной активности, тесно связанными с его перцептивными процессами, Возникающие образы памяти называются представлениями.

Трактовка понятия памяти

Известно, что это процесс сохранения ранее приобретенного опыта, именно он делает допустимым повторное применение последнего в действии, а также возвращение в область сознания. Она соединяет прошлое индивида с его настоящим, а также будущим. Память - наиболее важная познавательная функция, которая составляет основу дальнейшему обучению и развитию.

Прошлый опыт складывается из возобновляющихся образов отдельно взятых предметов, процессов, которые были восприняты в прошлом, усвоенных ранее движений, действий, пережитых прежде чувств и желаний и возникших когда-то мыслей.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей - физиологический фундамент памяти.

Механизм рассматриваемого явления

Информация, которая идет от органов ощущений, проходит обработку сенсорной памятью, обеспечивающей ее удержание на протяжении достаточно короткого промежутка времени (как правило, меньше минуты).

В зависимости от вида стимула последняя может быть:

  • эхоической (связь со слухом);
  • иконической (связь со зрением) и т. д.

Психологи выдвигают предположение касательно того, что именно в сенсорной памяти фиксируются физические признаки поступающей информации. Другими словами, на этой стадии осуществляется разграничение запоминания - глазами или носом.

Сразу по окончании получения какой-либо информации начинается такой процесс, как забывание.

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим - по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам.

Развитие зрительной памяти

Определенно, что каждый хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией, когда кто-то из окружения с лёгкостью запоминал новую детальную информацию. У большинства же людей наблюдается кратковременная зрительная память. Она определяет способность к запоминанию наглядной информации, углублению понимания при наличии определенных наглядных материалов.

На сегодняшний день существуют методики, помогающие улучшить память. Одним из самых распространенных способов выступает тренировка воображения, развитие у себя творческого мышления, применение ассоциаций. К примеру, при необходимости запомнить многозначные числа требуется представить их в таком виде, как растения, животные, неодушевленных предметы. Так, единица может быть придорожным столбом, двойка - лебедем, шестерка - (разомкнутым), восьмерка - матрешкой и т. п. Если сразу будет трудно представить всю картину, то можно попробовать набросать схематично рисунок.

Развитие слуховой памяти

Как уже стало понятно, слуховая и зрительная памяти могут поддаваться тренировке. Мы уже рассмотрели, как можно улучшить зрительную память, теперь узнаем, как тренировать слуховую. Этот вид памяти играет немаловажную роль для запоминания нового слова, песен, стихов. Эффективное упражнение для развития в данном случае - «Слушай и запоминай». К примеру, если это ребенок, то после прослушивания короткой сказки («Репки») он должен повторить ее в точной последовательности.

Более маленьким детям подойдет упрощенная форма задания: озвучиваются названия нескольких парных предметов (ботинки-шнурки, тарелка-ложка, пр.). Развитию именно слуховой памяти хорошо способствует звучание несложных предметов. Будет полезным приобрести для ребенка игрушечные музыкальные инструменты. Также можно демонстрировать разные звуки, после чего ребенок должен будет угадать инструмент.

Таким образом, можно смело сказать, что слуховая и зрительная памяти поддаются тренировкам, особенно в раннем детстве. На сегодняшний день существует множество методик, остается лишь подобрать подходящую.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как зрительная и слуховая память. Подробно рассказано о процессах памяти.

Сегодня многие заболевания, которые сопровождаются такими симптомами, как ухудшение зрения, слуха или снижением памяти уже не являются уделом только пожилых людей. В лечебные заведения все больше обращается пациентов среднего возраста (а иногда и молодые люди), жалующихся на эти неприятные проявления различных болезней. Почему мы наблюдаем подобную тенденцию? Среди причин, которые вызывают снижение памяти, зрения и слуха можно выделить следующие:

Неблагоприятная экология;
- злоупотребление спиртными напитками, наркотическими веществами и лекарственными препаратами;
- курение табачных изделий, которое не только влияет на остроту зрения и слуха, но и поражает вербальную и визуальную память;
- нехватка в организме некоторых витаминов и минеральных веществ;
- инфекционные заболевания и болезни внутренних органов;
- нарушения обмена веществ;
- тяжелые травмы головы.

Традиционно считается, что ухудшение зрения, слуха или снижение памяти связано с проблемами сердца, головного мозга или неблагоприятными погодными условиями, но как показывает практика, очень часто проблема кроется в шейном отделении позвоночника. Шейный остеохондроз все чаще поражает людей молодого возраста (25-45 лет). И в этом нет ничего удивительного. Наш позвоночник предназначен природой для движения и каждый его суставчик обязательно должен трудиться. Но в современных условиях, когда многие люди больше восьми часов в день проводят возле компьютера, реализовать данную функцию позвоночника очень сложно. Это, в конечном итоге, приводит к сбою в работе всего организма человека. Ухудшается питание головного мозга кислородом, и как следствие начинаются нарушения памяти, снижается зрение и слух. Данное сопутствующее заболевание остеохондроза шейного отдела позвоночника называется вертебро-базилярная недостаточность. Среди его главных симптомов, кроме ухудшения слуха, памяти и зрения выделяют:

Сильные головные боли;
- часто повторяющиеся приступы головокружения;
- перепады артериального давления;
- шум в ушах.

Выше перечисленные симптомы нельзя оставлять без внимания, они предупреждают вас, что с организмом не все в порядке и нужно срочно обращаться к специалистам. Своевременная медицинская помощь часто помогает избежать продолжительного и дорогостоящего лечения, а иногда спасает от инвалидности. Клиника здорового позвоночника и суставов поможет вам решить любые проблемы с опорно-двигательным аппаратом на самом высоком профессиональном уровне. Если у вас возникли неприятности с позвоночником, которые проявляются симптомами ухудшения памяти, зрения или слуха, наши специалисты и самое современное медицинское оборудования помогут вам восстановить ваше здоровье и вернуться к полноценной жизни. В своей практике мы используем консервативные методы лечения и прибегаем к хирургическому вмешательству только в самом крайнем случае.

Поделиться: