Золотая свадьба на казахском языке. Казахская свадьба. Традиции и обычаи казахского народа. А теперь давайте зачитаем пункты постановления общества холостяков

Составляя сценарии современной свадьбы, молодожены все чаще отказываются от некоторых традиций, предпочитая включать в программу праздника больше свадебных конкурсов и новых развлечений. Иногда это вполне оправдано, если на свадьбе собираются в основном молодые люди, которые в первую очередь хотят повеселиться. Один из таких сценариев предлагает наш сайт.

Встреча молодоженов

Ведущий свадьбы вместе с родителями и гостями встречает молодых возле банкетного зала. Ведущий: «Дорогие молодожены! Обычно новобрачных встречают из ЗАГСа родители, мы же решили встретить вас всей дружной компанией, поскольку разделенная радость только приумножается. И благодаря всем этим людям ваше счастье сегодня приумножится многократно. Возьмите из рук ваших мам свадебный каравай. Отломите по кусочку и посолите хорошенько друг другу. Пусть дальнейшая жизнь будет не соленой, не горькой, а только сладкой. А сегодня пускай вам немного будет горько! Горько!»

В соответствии со сценарием современной свадьбы новобрачные целуются, потом меняются кусочками каравая и кормят друг друга.

Ведущий: «Вот мы и увидели, кто из вас будет лучшим кормильцем в семье. А теперь уступим дорогу самой главной паре нашего праздника. Проходите в зал, пусть вас там встречает только радость, а свадебный пир пусть порадует ваших гостей. Все приглашаем к свадебному столу!»

Молодожены проходят по живому коридору, гости осыпают их лепестками роз. Все занимают свои места за столом.

Свадебное застолье

Ведущая: Дорогие новобрачные! Сегодня вы заключили законный брак. Это самый счастливый день в вашей жизни. Вы сегодня зажгли маяк для своей любви, который будет светить вам всю жизнь. В этот прекрасный день вы надели кольца верности, теперь все в этой жизни будет для вас новым, поскольку вы начинаете жить, как единое целое».

В сценариях современной свадьбы обычно первый тост также произносит ведущий: «Начиная этот праздник, хочу пожелать вам вечной любви, крепких семейных уз. Пусть ваши сердца всегда будут открыты настежь для нежных и трепетных чувств. Милые гости, давайте стоя поздравим наших молодых и трижды скажем «Горько», чтобы жизнь молодых была сладкой, как мед».

Гости скандируют и опустошают бокалы. Ведущий: «Чтобы все на нашем празднике было законно, зачитаем и официально проголосуем рюмками за акт приема молодоженов».

Акт приема невесты.

Невеста ______ (имя невесты) в количестве 1 штуки передана на вечное хранение _____ (имя жениха), который является отныне ее законным супругом. Она укомплектована следующим образом: туловище - 1 штука (не переворачивать), голова - 1 штука (лохматая), глаза - 2 штуки (карие, хитрые), уши - 2 штуки (проколотые, с серьгами), рот - 1 штука (небольшой, но разговорчивый), руки - 2 штуки (золотые и ласковые), ноги - 2 штуки (стройные).

Сценарий современной свадьбы продолжается следующим текстом. К комплекту «Невеста» прилагается: пальто новое всесезонное - 1 штука, платье - 2 штуки (одно в момент передачи надето на саму невесту), сумка без ручки - 1 штука, чашка для чаю - 1 штука.


Акт приема жениха.

Жених ______ (имя жениха) в количестве 1 штуки передан в вечное пользование _____ (имя невесты), которая отныне считается его законной супругой. Жених укомплектован следующим образом: туловище - 1 штука (спортивное), голова - 1 штука (умная), глаза - 2 штуки (верные), уши - 2 штуки (целые, но могут испортиться от частого ворчания), нос - 1 штука (греческий), руки и ноги - всего 4 штуки (на месте).

К комплекту «Жених» прилагается: драный овчинный тулуп - 1 штука, рубашка - 1 штука (и та на нем), расческа - 1 штука (без половины зубов), ботинки - 5 штук (4 из низ - правые, а 1 - левый).

Ведущий, согласно сценарию современной свадьбы, зачитывает также рекомендации по использованию: «Кормить, любить, жалеть, беречь от сглаза и чужих жен».

Ведущий: «Как видим, молодожены не до конца укомплектованы. Поэтому следует заняться их обогащением. Дорогие гости, давайте вручим молодым подготовленные подарки».


Гости поздравляют молодых, высказывают свои пожелания, деньги складывают в специально украшенную банку, а подарки - на столик, который стоит рядом с новобрачными.

Игры, конкурсы

Для конкурсной программы надо подготовить подвижные игры и соревнования, обязательно привлечь к ним самих виновников тожества. Идеи для них можно найти в специальном разделе сайта Свадьбаголик.Ru . Чтобы жених с невестой не заскучали, начните развлекательную программу именно с них.

Ведущий: «Вам, дорогие молодожены, вместе шагать по жизни, всячески помогать друг другу и защищать. Давайте проверим, насколько вы готовы к такому серьезному жизненному испытанию». Жених и невеста, по условиям конкурса для нашего сценария современной свадьбы, должны танцевать на одной газете. Периодически ее надо складывать вдвое. В определенный момент жениху придется взять невесту на руки, поскольку 4 ноги на газете уже не поместятся.

Ведущий: «Наши новобрачные прекрасно умеют действовать сообща. Они по праву заслужили называться мужем и женой. Вручаем им соответствующие документы, подтверждающие это право. Диплом, который подтверждает законное обретение статуса супруга, вручается ____ (имя жениха). Этим дипломом, который вручается _____ (имя невесты), подтверждается право невесты отныне называться законной женой».

Ведущий: «Пришла пора проверить таланты наших свидетелей. Для начала предлагаю сыграть вам в «Крестики-нолики». Отвечая на вопросы, которые я буду задавать, свидетельница должна ставить нолик, а свидетель - крестик».

По этому сценарию современной свадьбы свидетели выходят к игровому полю из 9 клеток. Ведущий: «Поставьте крест на беззаботной жизни (ставит крестик жених), от ваших беспечных дней остался ноль (свидетельница ставит нолик)». Свидетели продолжают игру, их поддерживают гости. Тот, кто проиграл, должен встать в центр, окруженный гостями, раскрутиться с закрытыми глазами и поцеловать вслепую кого-то из гостей. После этого ведущий объявляет игру в бутылочку.

В конце свадебного вечера молодожены подходят к месту, где заранее закреплена большая красивая свеча, в руках они держат небольшие зажженные свечи. Задача ведущего - заранее предупредить гостей, чтобы они зажгли свои свечи в момент, когда это сделают новобрачные. Сценарий современной свадьбы предусматривает красивый свадебный обряд - зажжение путеводной «звезды». Именно это делают молодые с помощью маленьких свечек. Затем молодые танцуют, прощаются с гостями и уезжают. Невеста на прощание бросает букет незамужним девушкам.

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

Казахские свадебные традиции и обычаи передаются из поколения в поколение с давних времен. Всем известно, что свадьба у казахского народа проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

Брак сына или дочери волнует родителей, как ничто другое. Будущую невесту, как правило, сватали задолго до совершеннолетия сына. Невест выбирали из уважаемых хороших семей, особое внимание обращали на здоровье и репутацию девушки.

Свадьба в Казахстане начинается за долго до торжества, первым делом проводится сватовство — Куда тусу . В назначенный день в дом невесты приезжают родственники жениха. Невесты с родными накрывают для гостей богатый дастархан с традиционными угощениями. Также родственники невесты готовят подарки по случаю сватовства — Куйрык баур .

По казахской традиции жених и невеста не должны присутствовать в доме во время Куда тусу. Сватовство у казахов проходит помпезно и торжественно. Главный сват со стороны жениха ведет разговор с шутками и поговорками. В этот же день родители обсуждают расходы на свадьбу, проведение проводов невесты из дома — Кыз узату, и саму свадьбу — Жигиттен Той.

Калым за невесту уже не так распространен среди современных пар, как это было в прошлом. Вместо него родители обсуждают помощь молодым в обустройстве семейного гнездышка, денежную помощь и подарки. Некоторые родители имеют возможность преподнести в качестве подарка молодоженам дачу, квартиру или машину, а кто-то дарит кухонную утварь, посуду, постельное белье и другие бытовые мелочи.

Следующий по хронологии свадебный обычай казахов — проводы невесты из родительского дома — Кыз узату . Для этого праздника по традиции невеста выбирает национальный свадебный наряд — Той койлек, Камзол и Саукеле. Современные девушки могут выбрать вечернее платье. Саукеле — символичный головной убор для казашки. Надев его, невеста прощается с беззаботной жизнью в стенах родного дома.

В продолжении Кыз узату жених с невестой едут в мечеть или приглашают муллу за дастархан. Мулла читает Бата — свадебную молитву для соединения жениха и невесты. После этого молодожены считаются новобрачными. Родители жениха надевают невесте сережки Сыргалар в знак принятия ее в семью.

После угощения и конкурсов невеста может исполнить песню Коштасу жыры , а музыканты или тамада исполнить Жар-жар или Аушадияр — традиционные песни для Кыз узату.

И вот невеста прощается с родными и идет по белой дорожке (Ак жол ), в конце которой ее встречают жених с родителями. Считается, что невеста, проходя по Ак жол, ни разу не оглянется на родителей, то ее замужество будет счастливым.

Через некоторое время после Кыз узату по казахскому обычаю родители жениха закатывают Жигиттер Той , который проходит примерно по такому же сценарию. Накрывается богатый стол с мясными и сладкими угощениями. Все тосты жених и невеста слушают стоя, склонив голову.

После свадебных торжеств принято ходить к друг другу в гости — это называется Есик Ашар . Первыми приглашения получают родители жениха, они едут в гости к сватам. Все близкие родственники невесты считают за честь пригласить жениха с родителями к себе в гости. Ответные приглашения получает и невеста с родней. Такие гостевые визиты могут длиться до полугода после свадьбы.

В Жамбылской области помолвка, сватовство, проводы невесты и встреча сватов проводятся в один день. Практически 24 часа родственники с обеих сторон готовят и едят мясо, дарят и получают подарки и расхваливают друг перед другом достоинства жениха и невесты.

Жительница Астаны рассказала, какие традиционные мероприятия проводятся перед казахской свадьбой, пишет Esquire . Алтун Бекова участвовала в празднествах со стороны невесты – выдавали замуж двоюродную сестру ее мужа – в качестве жеңгей – так казахи называют жен старших братьев.

Свадьбу играли в Жамбылской области. Жених с невестой, как оказалось, росли практически в одном ауле, но познакомились только во время учебы в Алматы.

«Порядок проведения свадебных торжеств в разных уголках Казахстана отличается. В каких-то областях между «сырға тағу» (помолвка, во время которой невесте надевают серьги), «құда түсу» (сватовство с традиционным подношением подарков) и «қыз ұзату» (проводы невесты) выдерживаются временные промежутки вплоть до года. Но в нашем случае, на юге, все эти мероприятия должны были пройти в один день, да еще и «құдаларды күту» - встреча сватов – в придачу, и все это проводится стороной невесты. Основной той, который организовывает уже сторона жениха, был запланирован через три дня после «қыз ұзату», - рассказала Алтун.

Многочисленные родственники в доме невесты собрались уже к девяти часам утра. Женщины готовили бешбармак, рубили салаты, все ждали сватов. Жених приехал к дому невесты на «Гелендвагене» и нескольких микроавтобусах в сопровождении родителей и самых важных представителей рода.

Встречал процессию «живой коридор» из родственников невесты. В дом, где и проводилось «сырға тағу», смогли войти далеко не все. Присутствовали только самые почетные. Остальные коротали время во дворе – дети резвились, женщины хлопотали, мужчины выпивали.

После окончания помолвки гостей пригласили к столу. После трапезы родственники жениха стали одаривать невестину родню подарками – құдалық.

«Құдағи, мама жениха, махнула рукой, и по мановению волшебной палочки на земле организовалась скатерть-самобранка – расстелился новый ковер, а на нем гора подарков. На плечи отца и дедушки невесты набросили жағалы киім – дубленки; дяди и брат получили по костюму, сестренки – по золотому колечку со старательно подведенными ценниками. (В Таразе при покупке ювелирных изделий по желанию можно указать на бирке любую стоимость, даже не очень адекватную мировым ценам на золото). Подарки получили почти все родственники согласно иерархии – от полиэстеровых рубашек до отрезов панбархата на платье. А главный подарок, кульминация всего действа, был припасен напоследок: матери невесты надели массивный золотой браслет и вручили конверт с деньгами – ананың сүті (материнское молоко), за ее труды, за старания, которые она прилагала, родив и воспитав такую замечательную невесту», - говорит женщина, отметив, что в конверте лежало четыреста тысяч тенге.

«В идеале это означает, что родственники невесты приглашают родственников жениха к себе домой, раньше так и было – тетушки вскладчину накрывали стол у кого-нибудь дома. Но в этот раз мы решили отойти от привычного сценария и заказали небольшой банкет в кафе. Это важный практический момент: пока мы развлекаем сватов, у родителей невесты есть немного времени – собраться с мыслями, переодеться в другие наряды и отправиться для последних приготовлений в ресторан», - отмечает Алтун.

Угощали сватов сірне. Это деликатесное блюдо, для которого тушку ягненка полдня томят в казане, в результате чего даже хрящи и сухожилия приобретают потрясающий вкус и аромат.

«К традиционному свадебному паку в виде балеток, ред булла и антибактериальных салфеток нужно запасаться фесталом и адсорбиксом», - замечает Бекова.

Отдыхали гости до восьми вечера. В назначенный час все погрузились в микроавтобусы и отправились в ресторан на основной той - қыз ұзату.

Алтун в числе других жеңгей отправилась приводить себя в порядок – наложить макияж и одеть праздничное платье.

«Выбор наряда – очень важный момент, для меня на этот раз особенно. Мне предстояло исполнить особую роль: отправиться после свадьбы в дом к жениху в составе делегации жеңгей, – жен старших братьев, которые повезут «қыздың дүниесін» – одежду невесты и ее личные вещи. И, поскольку я была добавлена к общему количеству в качестве специальной гостьи из Астаны, выглядеть требовалось соответствующе», - говорит женщина.

В ресторане народ собрался, тоже по традиции, только часам к 9 вечера. Начался главный праздник.

«Тут уже, как и на любом казахском тое, любые отступления от раз и навсегда утвержденного сценария строго противопоказаны. «Төс қағу» (сваты сильно обнимаются и приподнимают друг дружку над полом) - есть; «күйеу жүз жылдық, құдалық мыңжылдық» (классическое напутствие «свадьба – на сто лет, сватовство – на тысячу») – есть; с танцем выйти для тоста под «Қызыл өрік» – есть. Только на так называемой женской свадьбе присутствуют, по большей части, родные невесты, и беташар, когда невеста традиционным поклоном приветствует родных жениха, не проводится», - отметила Алтун.

Как положено, в двенадцать часов прекрасные девушки в саукеле взяли невесту под руки и повели к выходу из зала по «ақ жол» – белой ткани, символизирующей пожелания удачи, счастья и богатства молодой келін (невесте). Родня жениха отправилась вслед за невестой.

Ненадолго задержавшись в ресторане, родня невесты собралась выполнить последнюю церемонию – привезти чемоданы с одеждой невесты и продемонстрировать наряды желающим тетушкам жениха.

«Сидим в машине, договариваемся, кто будет показывать невестины вещи – по обычаю, мы должны не только привезти ее одежду, но и продемонстрировать гардероб всем желающим тетушкам как часть приданого. Решаем, кто будет морально разлагаться – пить водку и отдуваться за всех непьющих. Вопрос с выпивкой надо решить еще здесь, на берегу, поскольку жертве придется пить много и со всей ответственностью. Есть у казахов такой обычай: бахвалиться наутро, сколько женгешек им удалось накормить, напоить и затанцевать», - раскрывает секреты Алтун.

В доме родителей жениха молодожены будут жить все время свадебных церемоний. Родственники меняются местами: теперь родню невесты встречают гурьбой и под музыку проводят к праздничному столу.

"После светской беседы и бешбармака все танцуют - движения уже заточены под «Марию Магдалену» и «Қызыл өрік»", шутит женщина.

Во время проведения этого обычая родственники невесты могут проверить, как разместилась в доме жениха невеста. Что и сделали тетушки Гульмиры. Оказалось, обессиленный жених уже спал на расстеленном на полу одеяле, а невеста сидела в углу – с кем-то переписывалась в телефоне.

Удостоверившись, что у девушки все хорошо, родственники переходят к своей конечной цели - открывают чемоданы. Достает одежду старшая жеңгей, она раскладывает платья на разложенной на полу цветной ткани, при этом приговаривая, что все они новые, турецкие, не китайские. Представить наряды пытаются в лучшем свете – платья развешаны на вешалках, упакованы в целлофановые пакеты из химчистки (для пущего эффекта).

«Обычай привозить девичью одежду и демонстрировать родственникам мужа прижился не везде. Но если уж решено его соблюсти, то и невеста, и ее родственницы стараются вовсю. В чемоданы складывают лучшие, специально купленные вещи. Таким образом, новая семья должна увидеть, что девушку обеспечили на первое время всем необходимым. Отдельно собирается и приданое, «қыздың жасауы» – постельное белье, кухонная утварь, мебель, – которое привозит мать девушки уже после главной свадьбы. В знак признательности свекровь одаривает всех презентаторов памятными сувенирами», - рассказывает Алтун.

В половине пятого утра демонстрация заканчивается. Завершающая часть – ответные подарки. Каждой женщине құдағи преподнесла колечко и отрез панбархата на платье, единственному мужчине в делегации родственников невесты, брату-водителю, достались рубашка и галстук.

Уехали из дома жениха они в полшестого утра, тогда новоиспеченные родственники уже ставили на огонь свежую партию мяса. Скоро к ним приедет другая группа родни невесты, чтобы снова проверить, как разместилась девушка. Теперь основные хлопоты ложатся на плечи родственников жениха.

Казахстан - государство, в котором испокон веков принято чтить традиции предков. Подчиняется им и казахская свадьба, которая проводится по давно устоявшемуся сценарию. Разумеется, некоторые казахов перестали вписываться в современную жизнь, однако многие красивые традиции остались неизменными. Что же они собой представляют?

Казахская свадьба: смотрины

В наши дни древняя традиция казахов находить невесту во время смотрин, которые называются «кыз кору», практически забыта, равно как и обычай вступать в брак по воле родителей. Молодые люди сейчас выбирают себе пару самостоятельно, женятся по любви. Однако были времена, когда семьи, имеющие маленьких детей, договаривались поженить их, не спрашивая мнения будущих жениха и невесты. В некоторых случаях подобные договоры заключались еще до рождения наследников, к примеру, если семьи желали породниться.

Вспоминая о том, как проводилась казахская свадьба в прошлом, нельзя не упомянуть и смотрины. Право выбирать невесту во время смотрин («кыз кору») было не у каждого жителя Казахстана, в основном его получали искусные джигиты, сумевшие доказать свое мастерство, а также отпрыски состоятельных или известных родителей. Юноша, желавший вступить в брак, вместе с друзьями отправлялся в аул, где проживали привлекательные девушки, достигшие возраста невест. Как правило, принимали потенциального жениха и его сопровождающих с почетом.

Во время смотрин девушки на выданье соревновались друг с другом в различных видах искусства. Также они оценивали возможных женихов, не стесняясь выражать свое мнение. Нередко устраивались песенные состязания между барышнями и кавалерами - «айтысы». Если между юношей и девушкой пробегала искра, далее наступала очередь сватов, которые направлялись в семью невесты.

Сватовство

Сватовство - обязательная часть такого события, как казахская свадьба, на казахском языке эта церемония носит название «куда тусу». Роль сватов традиционно возлагается на отца и других жениха. Семья невесты предупреждается об их визите заблаговременно, обязана обеспечить щедрое угощение (конечно, если им нравится претендент). Однако за вход в дом девушки сваты вынуждены заплатить, так как женская половина протягивает перед дверью аркан, который убирается только после того, как гости вручают хозяевам подарки: отрезы дорогой ткани, деньги.

Атмосфера на праздничных обедах царит теплая и дружественная, во время трапезы обсуждаются различные темы, не имеющие прямого отношения к будущему бракосочетанию. Только когда обед близится к завершению, сватам разрешается перейти к цели своего визита. Обсуждаются условия проведения брачной церемонии, устанавливается размер калыма. Право высказаться предоставляется всем старшим членам обоих семейств. Сватовство, которым традиционно предваряется казахская свадьба, не обходится также без обряда обсыпания «шашу». Делегаты жениха обсыпаются конфетами, печеньем, мелкими монетами родственницами невесты, также сватов могут заставить пройти разные испытания, поучаствовать в веселом представлении.

Представители жениха, приехавшие сватать девушку, обязаны иметь при себе «коржун». Это мешок, декорированный яркими лентами, бусами, монетами. Внутри него располагаются подарки: сухофрукты, конфеты, отрезы тканей и так далее. Перед отъездом сватов подарки вручаются и им, самый ценный презент при этом достается отцу жениха.

Показ невесты

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед выходом невесты представители жениха должны вручить ее семье плату за смотрины, которая на казахском языке называется «коримдик». Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца.

Калым

Выкуп за невесту - то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Традиции велят кандидату на руку и сердце девушки преподнести 47 голов скота ее родителям. Сейчас это правило соблюдается редко, достаточно положить в подарочный мешок, который вручают сваты семье невесты, 47 мелких предметов. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000, тогда как бедняки довольствовались 5-6 головами в качестве калыма.

Сохранилась в наши дни такая традиция, как материальная помощь, которую оказывают молодоженам родители. Обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду и так далее. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели.

Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Наряд невесты

Во всем мире девушки, вступающие в брак, трепетно относятся к выбору наряда, не являются исключением и невесты, которым предстоит казахская свадьба. Платье невесты согласно традициям должно быть красным, однако в наши дни казашки могут выбрать и белое одеяние. Поверх платья, как правило, обладающего широкими и длинными рукавами, надевается расшитый орнаментом бархатный жилет, цвет его может быть любым.

Головной убор невесты, носящий название «саукеле», - элемент, без которого сложно представить себе такое событие, как казахская свадьба. Фото девушки, облаченной в традиционный головной убор, можно посмотреть выше. Выглядит «саукеле» как произведение искусства, обычай велит украшать его жемчугом и рубинами, изготавливать из дорогих тканей (велюр, бархат). В качестве декоративных элементов используются также бисер, бахрома, серебряные монеты. Верхняя часть головного убора украшается пучком, созданным из перьев филина, края отделываются мехом (лисица, соболь, норка). Богатство «саукеле» позволяет продемонстрировать финансовые возможности семьи.

«Саукеле» выглядит настолько роскошно, что за право полюбоваться на невесту, облаченную в этот головной убор, приглашенные на свадьбу друзья и родственники готовы дарить небольшие подарки.

Наряд жениха

Не только невеста обязана тщательно подготовиться к такому событию, как казахская свадьба. согласно обычаю должен превосходить, с точки зрения богатства, облачение любого гостя. Мужчина, вступающий в брак, должен выделяться из толпы, в чем ему помогает особый головной убор, верхняя часть которого украшена перьями филина. Также традиции велят жениху явиться на церемонию бракосочетания в сапогах на каблуках, набросив на плечи кафтан красного цвета, носящий название «чапан».

В наши дни казахи уже практически не одеваются так пышно, не делается исключение даже для такого мероприятия, как казахская свадьба. Обычаи современные благосклонно позволяют молодым людям облачиться в белоснежную рубашку и брючный костюм. Желательно, чтобы костюм идеально сидел, поэтому его шьют на заказ, цвет особой роли не играет. Однако многие мужчины все же не забывают о национальном головном уборе, подчеркивающем великолепие церемонии.

Не только о наряде должен побеспокоиться жених, которому предстоит казахская свадьба. Обычаи велят ему привезти с собой «той малы», так называется скот для свадьбы, который будет зарезан для пира. Количество зависит от состоятельности семьи, это может быть несколько баранов, лошадей или коров. Берут с собой и другие подарки, к примеру, дорогие ткани, фрукты, чай. Любопытно, что отношение семьи невесты к зятю зависит от суммы, которую он сможет выделить на подношения. Если родственники девушки останутся недовольными богатством даров, обычаи позволяют им выразить свое недовольство. Как правило, эту функцию берут на себя жены братьев невесты.

Выбор дня свадьбы

Даже при выборе дня проведения свадебной церемонии казахи учитывают сложившиеся много веков назад традиции. Чаще всего праздники проводятся в последние дни летнего сезона. В это время заканчивается религиозный пост, к тому же в изобилии присутствуют фрукты и овощи, поэтому это лучшее время для такого события, как казахская свадьба. Традиции и история показывают, что в брак казахам можно вступать и осенью. Весной и играют реже.

Современные женихи и невесты продолжают выбирать для проведения свадебной церемонии период полнолуния. Причиной такого решения являются светлые ночи, идеально подходящие для проведения ночных игр и состязаний, которые уже много лет остаются обязательным элементом праздника.

Далеко не всегда удается угадать с погодой, однако она также играет важную роль при выборе даты свадьбы. Считается, что вступив в брак в безоблачный, солнечный день, муж и жена не будут знать печали, ссориться друг с другом. Тогда как плохая погода расценивается как дурное предзнаменование, на которое, впрочем, многие казахи не обращают внимания.

Проводы невесты

Проводы девушки («кыз узату») - красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «коштасу жары». Важно и количество сватов, оно должно быть нечетным. Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас куда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония

«Неке кияр» - обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак.

Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Церемония прощания

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «коштасу». «Коштасу» - важная часть такого события, как казахская которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме.

Также девушка непременно исполняет прощальную песню, с помощью которой она высказывает появившиеся у нее сожаления. Новобрачная должна выразить жалость по поводу того, что появилась на свет не мальчиком, а девочкой, из-за чего ей приходится расстаться с родным домом, тогда как ее братья могут остаться с родителями. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Нельзя забывать и о еще одном интересном обычаи, который связан с такой церемонией, как казахская свадьба, особенности которой зачастую удивляют представителей других национальностей. Новобрачной нельзя появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

В доме жениха

Что происходит после того, как заканчивается казахская свадьба, как проходит знакомство новобрачной с новым домом? Приезд девушки также обставляется со всей торжественностью, церемония называется «келин тусиру». Согласно традиции весь аул должен принять участие в приветствии невесты. Интересно, что новобрачную не принято подвозить к порогу дома, в котором ей предстоит поселиться с мужем. Ее высаживают довольно далеко от аула, навстречу девушке выходят ее будущие соседки. Они провожают невесту в дом, не позволяя ей открыть лицо.

На этом не заканчиваются традиции, которым подчиняется казахская свадьба, особенности проведения которой могут удивить чужестранцев. Через порог новобрачная должна переступить непременно правой ногой, в противном случае семейная жизнь не заладится с самого начала. В доме ее и провожающих женщин осыпают сладостями, произносят поздравления. Далее следует роскошный пир, на который приглашаются все знакомые. Трапеза сопровождается веселыми конкурсами, состязаниями. Невесту показывают гостям не сразу, некоторое время она проводит в доме за специальной ширмой.

Обряд открывания лица

Торжественный выход невесты - следующий этап такого праздника, как казахская свадьба, традиции и истории которой уходят в глубь веков. Новобрачную, спрятавшую лицо под покрывалом, выводят к гостям в разгаре пира, к этому времени уже успевают собраться все люди, приглашенные на торжество. Церемония открывания лица девушки носит название «беташар», она обязательно сопровождается традиционными песнями. Далее новобрачная официально знакомится с родственниками супруга, почтительно выслушивает их и счастья, доброжелательные советы. После этого новоиспеченные муж и жена окончательно превращаются в отдельную ячейку общества.

Были времена, когда невеста не имела права присутствовать на пире, которым неизменно заканчивается казахская свадьба. Обычаи и традиции современные уже не вынуждают новобрачную ждать брачной ночи в отдельной комнате, оставаясь под зорким присмотром матери мужа. Невесты в наши дни в основном веселятся на празднике вместе со всеми.

Выше рассказывается о том, как проводится казахская свадьба, фото, сделанные во время праздничных церемоний, также можно увидеть в статье. Однако перечислены еще далеко не все интересные факты, касающиеся подобных мероприятий. К примеру, немногие знают, что когда-то девушки становились невестами в 13-14 лет, а юноши считались созревшими для брака в 14-15. Создание семьи в таком юном возрасте считалось полезным, с точки зрения нравственности, у молодых людей не оставалось времени для совершения непристойных поступков.

Старинный обычай не позволял становиться мужем и женой парню и девушке, которые принадлежали к одному роду. Не удивительно, что многие казаки и в наши дни прекрасно знают свою родословную, знакомы с родственниками до седьмого колена. Также учитывался возраст людей, желающих сыграть свадьбу. Для невесты непозволительно было быть старше жениха более чем на 8 лет. Мужчина же мог быть старше будущей супруги на 25 лет. Сейчас подобные ограничения соблюдаются менее строго, чем в минувшие времена тем не менее еще не забыты окончательно.

Еще один интересный обычай касается тостов, без которых не обходится казахская свадьба. Право на произнесение тостов предоставляется только старшим родственникам, выступления младших на свадебном пиру считается оскорблением.

Таковы самые интересные сведения о таком грандиозном событии, как казахская свадьба. Обычаи, традиции, фото - в статье есть вся информация, касающаяся этого праздничного мероприятия.

Поделиться: