Что делать, если ребенок не хочет писать домашнее задание? Как научить ребёнка писать в особо тяжёлых случаях Почему дети не хотят читать, причины

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.

Хороший эффект дают следующие упражнения:


Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Как найти причину по которой ребенок не хочет учиться? Советы родителям.

  • Бывает, что ребенок схватывает знания на лету и учится быстрее, чем остальные дети. Значит ли это, что он наделен уникальными способностями к учебе от природы
  • Может быть, у него просто больше желания учиться, чем у других детей? Дейл Карнеги говорил, что единственный способ заставить человека сделать что-нибудь – это сделать так, чтобы он этого захотел
  • В нашем контексте, это означает, что успешность обучения зависит от мотивации, причем сложной, глубинной. Эта статья – ещё одна попытка нащупать «подводные камни», которые мешают учиться маленьким гениям

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.



  • Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами


  • Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента


  • Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы


Помощь по дому — тоже учеба

Попробуйте поиграть с ребенком, поменявшись ролями «ученик» и «учитель». Итак, сядьте рядом со своим ребенком и попробуйте выводить буквы левой рукой. Теперь придирчивый «учитель» оценит ваш труд. Будет ли ваш ребенок хвалить вас за каракули, которые вы написали или последует справедливая критика? Такая игра поможет вам стать на место малыша, а вашим детям стать немножко взрослее.

Возможно, у вашего малыша просто нет нужной психологической модели поведения. Родители, самые любимые и важные люди для ребенка, на которых он хочет быть похож. Если родители сами не умеют заниматься кропотливым трудом, почему они требуют усидчивости и терпения от ребенка?

Возможно вы срываетесь, когда у вас что-то не получается, не доводите дело до конца? Тогда не сердитесь на детей, если они копируют ваше поведение. Если вы не хотите постоянно писать буквы вместе с ребенком, садитесь рядом и занимайтесь какой-нибудь домашней работой, которая всегда найдется. Показывайте пример, своей собранностью и сдержанностью.



Иногда ребенок не хочет учиться писать буквы из-за травмирующих ситуаций. К примеру, кто-то сказал, что его прописи жуткие каракули. Важно, пресекать такие негативные выпады окружающих, но если это уже случилось, ничего страшного, ребенок все забудет, и будет учиться с прежним вдохновением.



Почему дети не хотят читать, причины?

  • Неправильно выбрана книга для чтения. Находить литературу для малыша – целое искусство. Книга для ребенка должна быть оформлена яркими, понятными картинками, текст напечатан большим шрифтом, а сама история или сказка, которую читает малыш очень интересной
  • Родители мало читали ребенку сказок вслух. Или читали, но невыразительно. Ведь читая для малышей, нужно уметь улавливать эмоции слушателя. Попробуйте послушать профессиональные аудиозаписи, прочувствуйте паузы, повышение или понижение голоса декламатора
  • Попробуйте читать красиво и выразительно, чтобы маленький слушатель пережил всплеск эмоций. Замедлите чтение, если ребенок устал. Если вы будете эмоционально читать ребенку красивые книжки он, несомненно, и сам захочет научиться читать


  • Читать самостоятельно на первых порах детям просто слишком сложно. И они сталкиваются с тем, что им очень интересно читать, но осилить они могут только несколько абзацев или страниц. Эта проблема временная и пройдет с приобретением опыта
  • Плохое зрение. Проверяли ли вы глазки? Обычно, ребенок, который плохо видит, занимает неестественное положение с книгой, склоняется над ней слишком низко или наоборот отодвигает её далеко


Главный совет – не нервничать. Если в 5-6 лет дошкольник умеет читать по слогам то, он обязательно научится быстрому чтению в первом классе.



ВИДЕО: Мнение практикующего психолога

ВИДЕО: Мнение учителя

В этом видео педагог указывает среди причин нелюбви к литературе – принуждение и неправильную организацию обсуждений после чтения.

Что сделать, чтобы ребенок захотел писать, читать и учиться?

Все упирается в конфликт между «надо» и «хочу». Есть два вида деятельности первый вид это то, что делать хочется и второй — то, что делать нужно, но не хочется. Возможно, вы и ребенок попали во вторую категорию.

Вероятно, это случилось потому, что на первых этапах обучения вы не смогли интересно, в форме игры научить ребенка писать буквы и читать. После первых неудач, скорее всего, было простое принуждение и крики наподобие: «У всех дети как дети, а ты у нас тупица!».



Потом, возможно, последовали наказания за непрочитанный букварь и ненаписанные слова. И сейчас у вас и ребенка уже выработался негативный рефлекс по отношению к учебе.

Выглядит это так: вы заставляете ребенка писать, он, зная, что вы будете на него кричать и наказывать, отказывается это делать. В итоге вы опять кричите и наказываете.

Есть ли выход из такого замкнутого круга? Он есть. И заключается в том, чтобы ребенок получал от учебы удовольствие вместо негативных эмоций. Заменить наказания поощрениями – задача родителей.



Почему ребенок не хочет учиться в школе?

Попробуйте узнать ответ на этот вопрос у него самого.

  • Если ребенок говорит, что он самый глупый в классе, то нужно срочно снимать с него ярлык «двоечника». Срочно, потому в раннем возрасте это легче сделать и меньше знаний пройдет мимо него
  • Проведите сразу две рекламные компании: одну направленную на то, чтобы привлечь внимание учителя к вашему чаду, вторую для того, чтобы поднять приоритет учебы в глазах вашего ребенка
  • Сходите, к примеру, в университет, огромную и красивую библиотеку или беседуйте с приятными и образованными людьми, но ни в коем случае не читайте мораль


Если ребенок говорит, что не понимает, о чем говорит учитель, просто объясните ему, что он имеет полное право занимать время преподавателя и требовать дополнительных пояснений



Если ребенок опустил руки из-за плохих отметок и в журнал уже поставлена двойка, ребенок будет думать о том, что она повлияет на оценку за четверть и табель испорчен. Постарайтесь научить малыша не сдаваться, это одно из лучших качеств, которое обязательно пригодится каждому.



Почему ребенок не хочет учиться новому?

Возможно, он просто устал от переизбытка информации. Такое состояние отчетливо видно у маленьких «почемучек», которые бесконечно задают вопросы по нескольку часов к ряду, а потом внезапно замолкают.

Им просто нужно время, чтобы «переварить» услышанные ответы. Причина нежелания познавать мир может быть и более серьезной: эмоциональный шок или неблагоприятная психологическая атмосфера в кругу общения.



Как приучить ребенка учиться самостоятельно?

Для этого достаточно, чтобы у ребенка была достаточная мотивация к учебе и много амбиций. Придать уверенности в себе малышу можно похвалой и одобрением. Но также нужна и конструктивная справедливая критика. Любовь к знаниям может передаваться от родителей к детям на генетическом уровне.



  • Некоторые дети схватывают знания на лету, некоторые с небольшими трудностями, но есть и те, которые упорно не хотят ни писать, ни читать. Они вовсе не глупые, они вовсе не отстают в развитии, им просто не хочется это делать
  • Так что же делать родителям? Заставлять заниматься, ругать, ставить детей в угол или найти в интернете чудодейственные советы, прочитав которые все моментально наладится
  • Вам родители крупно повезло, потому что прямо сейчас взмахнула волшебная палочка и по полочкам разложились все самые сложные и нерешенные проблемы. Вы в это верите? Наверное, нет, а зря потому, что с веры в успех начинается любое начинание


Часто родителей волнует: почему у ребенка трудности с написанием цифр или букв, почему почерк плохой, буквы прыгают по строчкам и т.п.
В последние дни так сложилось, что несколько очень разных людей заводили такие разговоры. И так как я начала писать, соберу тут все

Итак, вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности с написанием отдельных букв, букв в словах, цифр. Я сейчас не говорю про ситуацию, когда ребенок переворачивает буквы или заменяет одни буквы другими, пишет предлоги вместе со словом, разделяет слово на дикие части, не видит конца предложения и т.п. Нет, сейчас я говорю ровно о том, что написано все криво-косо в тетрадке.
В чем могут быть причины

Мелкая моторика не очень развита, спазмы мышц, травмы кисти и т.п.
Как ни странно, такое случается достаточно часто. Если спазм не очень сильный, мы его почти не замечаем пока ребенок маленький. Ну, подумаешь, неаккуратно рисует, долго застегивает пуговицы, не любит молнии и т.п. Как правило, до значительной нагрузки по письму, все это кажется случайным. Но если проблема существует, то как только ребенок начнет писать регулярно, у него могут появиться боль в руке, слабость, подрагивания и т.п. А может просто не получаться то, что нужно.
Чаще всего педагоги говорят: плохо пишет - надо больше писать. Так вот, в таком случае это категорически противопоказано!
Неразвитую или неправильную моторику руки не надо нагружать большим объемом письма, а наоборот, постоянно делать перерывы, трясти руками, массировать, гладить и т.п. Только короткие нагрузки.
При этом начинаем тренировать разные (подчеркну - разные) виды мелкомоторных движений, активностей и т.п. Вышивка, бисер, конструктор, рисунок, лепка, шнуровки, вязание, квиллинг, макраме и т.п. Все, что нравится ребенку, что привлекает, радует и доставляет позитив, хотя и через некоторые трудности. Не задираем сложность сразу сильно вверх. Не надо никуда торопиться. И все очень маленькими порциями. Может быть вашему ребенку помогут кинезиотейпы, специальные повязки, эластичный бинт и т.п. Но решать это надо с врачами, с тем, кто может оценить состояние руки.

Проблемы со зрительным восприятием, ориентацией на плоскости
То есть ребенок не соотносит, где должны быть элементы, расположение друг относительно друга, относительно строки, клетки и т.п. Чаще всего тут буквы то расползаться, то подпрыгивать, хвостики и палочки будут смещаться в разные места и т.п.
По этому поводу есть система упражнений для развития и коррекции, это прямая задача нейропсихологчиской коррекции. Есть готовые пособия, которые курсы и методики работы над такими трудностями.

Сюда же можно отнести проблемы с "масштабом". Когда дети только начинают писать, их буквы и цифры огромного размера, чуть ли не одна буква на лист А4. И происходит это как раз потому, что ребенок пока не очень умеет перенести образ, который есть у него в голове, на лист. Именно поэтому, когда дети учатся писать, хорошо бы их не ограничивать, давать писать так, как удобно конкретному ребенку. И чем больше он будет совершенствоваться в этом навыке, тем меньше и аккуратнее будут становиться его знаки. И только тогда, когда буквы уменьшатся до 1 сантиметра (примерно), мы предложим ему писать в крупных клетках, покажем строчку, покажем, как ориентировать свою букву или цифру на строке, от стенок клетки. И только потом, когда это станет легко, отработано, перейдем на строчки! Да, да, да, строка появится позже. А уж наклоны тем более. Сложность должна нарастать очень постепенно, по мере освоения навыка ребенком. И вот только потом, когда мы увидим, что ребенок справляется, у него получается писать так, начнем усложнять задачу: уменьшать клетки, убирать наклоны и т.п.

Проблемы с управлением и контролем
Это происходит так: ребенок знает, как надо, его руки в принципе могут так сделать, и время от времени все получается красиво, но, как только ребенок чуть отвлекся, устал, задумался над тем как и что писать, где писать, и тут же он начинает писать криво - косо - не пойми что. То есть, ребенок недостаточно отслеживает процесс написания. Это тоже из области нейропсихологической коррекции, но понадобятся совсем другие упражнения. Они тоже все известны, понятны, их легко найти, ими многие владеют.

Еще одна возможная причина - плохо сформированы образы букв
То есть узнать букву ребенок может, он хорошо называет: вот это А, это 5. Но когда ему надо самому воспроизвести, испытывает сложности: где там палочка? куда хвостик?
Если проблема в этом, мы возвращаемся к началу, к буквам и цифрам. И не в прописях пишем, а на большой доске, на колючках нитками, обводим шершавые буквы, берем подвижный алфавит Монтессори и т.п. Существует громадное количество способов и пособий, которые помогают лучше запомнить образ буквы-цифры. Я сама очень люблю шершавые буквы, а потом колючий планшет, писала про него и показывала

Важнейшая причина - отсутствие мотивации
То есть, у ребенка все прекрасно с навыками, он может писать красиво, ровно, аккуратно, но при этом у него нет никакой причины так делать, прикладывать усилия, чтобы было хорошо. Для него это не является ценностью, ему это не нужно. И тут стоит всерьез задуматься, что делать.
Есть простой вариант: принять, как данность, смириться, что ребенок пишет как-то, и, может быть, потом, когда обстоятельства как-то изменятся, он тоже что-то поменяет. Например, мой собственный муж пролетел на международной олимпиаде по физике, потому что не смог прочесть, что сам записал во время измерений. Было очень обидно, но урок пошел на пользу - он стал контролировать то, как пишет.

Можно пробовать "перевербовать" ребенка в свою веру: увлечь красотой букв, каллиграфией и т.п.
Можно продавливать и манипулировать, так чаще всего делают в школе. Хорошо написал - вот тебе награда: наклейка, оценка, похвала. Плохо написал - вот тебе наказание: плохая оценка, грустная наклейка или ее отсутствие, будешь писать 10 раз, будешь писать пока не напишешь красиво. Скажу коротко, лично я - против таких методов.

Хорошая новость в том, что небольшие трудности, связанные с зрением, моторикой и контролем, с возрастом чаще всего компенсируются сами, если нет какой-то реальной серьезной первопричины. Обычно это происходит к 10-12 годам. Ребенок вдруг начинает писать лучше, чище, аккуратнее. Понятно, что не у всех так случается. Поэтому, если вы замечаете, что какие-то такие "штуки" проглядывают у ребенка, он младше 10 лет, можно начать заниматься этим прямо сейчас. В данном вопросе, конечно, лучше не ждать "рассосется или нет", а начать помогать как только это стало понятно. А еще лучше, начинать обучение ребенка письму и чтению сразу с учетом всех этих нюансов, никуда не торопясь.

Здорово, если вы найдете нейропсихолога, который знает - умеет - может, и у ребенка появятся специальные занятия. Можно попробовать самим. Это - отнюдь не высшая математика, готовые упражнения, задания и комплексы есть, опубликованы в книжках-тетрадках-пособиях и ими можно пользоваться. Главное - дать время ребенку освоить то, что пока не идет. И если совсем ничего не получается - не бояться обратиться за персональной помощью. Чаще всего, все это вполне легко решается.

Всем терпения и удачи

Известна ли Вам ситуация, когда ребёнка годами учат писать по обводке, а результата не видно, ребёнок не может научиться писать? При этом, ребёночек непоседлив, невнимателен. Возможно, у него даже стоит диагноз « синдром двигательной расторможенности» или «СДВГ». При таких диагнозах часто бывает нарушение зрительно-пространственной ориентации и конструктивного праксиса. Младший школьник уже давно научился читать, но письмо очень отстаёт. Или же вам более знакома ситуация, когда малыш очень поздно взял в руку карандаш и, когда его сверстники уже вовсю пишут буквы, он только учится раскрашивать? Его пальчики, скорее всего, слабы, а движения некоординированы. Или же, наоборот, ручка вашего ребёнка постоянно находится в гипертонусе (например, при), и это не дает ему научиться писать. Также мешать процессу письма может писчий спазм.

Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными ами в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.

1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.

2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.

3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.

4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.

Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.

Научившись захватывать большим и указательным пальчиками горошинку, фасолинку или изюминку, ребёнку будет значительно проще правильно взять в руку карандаш и удерживать его. Пособия для таких игр можно изготовить самостоятельно или подобрать среди подручных материалов. Например, в капроновой крышке можно сделать отверстия для горошинок и наполнять горохом или фасолью банку. Прекрасно для этих целей подойдёт жестяная банка с капроновой крышкой от недорогого кофе. Саму банку можно как-нибудь интересно декорировать. Мне повезло-я нашла уже готовую банку с дырочками в крышке, предназначенную для хранения букв из флексики. Также можно опускать фасолинки и изюминки в пластиковую бутылку, предварительно сделав из неё «куколку» и прорезав «ротик». Итак, ребёнок научился брать пинцетным захватом мелкие предметы. Самое время предложить ему задание посложнее-обычные бельевые прищепки. Надевая их на предварительно вырезанный круг из цветного картона, можно сделать «солнышко», если хорошенько потрудиться. От этого задания пальчики, конечно же, устанут. Не забудьте дать им отдых. После нескольких месяцев таких упражнений ребёнок с даже слабыми пальчиками сможет взять в свою ручку карандаш и начать раскрашивать. Обратите, чтобы малыш сразу захватил карандаш правильно. Помочь ему в этом может так называемая «»--специальная насадка на карандаш и ручку. Она выпускается для правшей, левшей и для деток с ДЦП. Насадка не только учит правильно держать ручку, но и предохраняет руку ребёнка от преждевременной усталости.(фото4) Ребёнок начал «калякать» на бумаге и раскрашивать…Предоставим ему крупные простые раскраски, для начала-с объёмным контуром. Вы можете сэкономить деньги на таких раскрасках, изготовив их самостоятельно. Для этого потребуется купить в канцелярском магазине глиттер с золотыми или серебряными блёстками и намазать им контур обычных раскрасок. Несмотря на то, что малыш уже держит карандаш и справляется с раскрашиванием, его пальчики всё ещё нуждаются в упражнениях. На этом этапе идеально подойдёт маленький мячик, помещающийся в детскую ручку. Такие мячики различной расцветки продаются сейчас в каждом магазине игрушек. Предлагаем ребёнку пять раз сжать мячик рукой как можно сильнее и бросить его вам. Затем вы сжимаете мяч пять раз и передаёте его ребёнку. Итак, ручка малыша стала сильнее и увереннее. Он уже раскрашивает, не выходя за объёмный контур рисунка. Глиттер нам больше не нужен. Предоставим ребёнку возможность раскрашивать теперь рисунки с обычным контуром. Единственное условие-они должны быть несложными и достаточно крупными, но не настолько, чтобы ребёнок устал, пока раскрасит до конца. Если же ваш малыш вообще не хочет браться за рисование и раскрашивание, но с удовольствием наблюдает за тем, как это делаете вы, позвольте ему наблюдать и рисуйте бесконечно много. Рано или поздно его ручка всё равно потянется к карандашу. К раскрашиванию и играм с «сыпучками» полезно подключить лепку из пластилина. Постарайтесь в самом начале не испугать ребёнка сложностью заданий. Лепите колбаски и шарики, просто называя цвета, ровно столько, сколько это будет интересно ребёнку. Даже простое отщипывание мелких кусочков пластилина от большого бруска-это уже укрепление пальчиков. Наступает момент, когда можно предложить ребёнку совершить свой первый маршрут карандашом по специальным тренировочным дорожкам. (фото6). Вначале я тоже предлагаю сделать их контур объёмным, используя глиттер. После обычных дорожек переходим к крупным буквам, внутри которых есть пунктир. (фото7). Постепенно уменьшая размер таких букв, в конце концов, отказываемся от контура вообще и оставляем только пунктир. Теперь это уже обыкновенные прописи для дошкольников с печатными буквами. Отработать написание букв, как печатных, так и прописных, помогут сенсорные дорожки (фото8).

Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку (фото9) Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка, писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом-шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым--влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.

Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение-следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра.

Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду. Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные ические упражнения для языка--артикуляционная гимнастика.

Для развития конструктивного праксиса ребёнка,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом-соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы, то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом, мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.

Нужно отметить, что нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия.

И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание-это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21век на дворе!

Поделиться: