Что можно просить у бога в масленицу. Как называются дни масленичной недели. О Масленице в миру

Многодневные посты Великий пост Продолжительность Великого поста - семь недель перед Пасхой.По церковному уставу во время Великого поста рыба разрешается только в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта по старому стилю / 7 апреля - по новому) и входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).Растительное масло дозволяется по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти особо почитаемых святых.Первую и последнюю седмицы Великого поста нужно проводить особенно строго.Петров пост Бывает разной продолжительности. Начинается он через неделю после дня Святой Троицы и разрешается 29 июня (12 июля) празднованием в честь первоверховных апостолов Петра и Павла.Во время этого поста рыба и растительное масло дозволяется ежедневно, кроме понедельника, среды и пятницы.Успенский пост С 1 (14) августа по 14 (27) августа.По строгости Успенский пост приближается к Великому посту. Растительное масло дозволяется ежедневно, кроме среды и пятницы, а рыба - только в праздник Преображения Господня.Рождественский (Филиппов) пост Начинается от дня памяти апостола Филиппа - 15 (28) ноября и продолжается по 24 декабря (6 января).Во время этого поста растительное масло и рыба дозволяется ежедневно, кроме среды и пятницы. После праздника в честь святителя Николая Мирликийского, чудотворца (6/19 декабря), пост несколько строже: рыба разрешается в субботу и воскресенье.Последние дни поста по строгости напоминают Великий пост.В Рождественский сочельник благочестивые христиане вкушают пищу - сочиво, коливо (вареную пшеницу с медом) - только один раз, при восхождении первой звезды.Однодневные посты Среда и пятница - постные дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок. По средам и пятницам рыба не дозволяется.Крещенский сочельник (наречие Богопроявления) - 5 (18) января. Строгий пост.Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября). Строгий пост.Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября. Строгий пост.Сплошные седмицы Во время сплошных седмиц и Святок по средам и пятницам поста нет.Святки - с 25 декабря (7 января) по 5 (18) января.Мытаря и фарисея - первая из трех недель перед Великим постом.Сырная (масленица) - неделя перед началом Великого поста. В это время начинается подготовка к Великому посту, поэтому из рациона исключается масляная пища.Пасхальная (Светлая) - первая неделя празднования Святого Христова воскресения.Троицкая - неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы).О трапезе в праздники По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.Болящим, путешествующим, беременным и кормящим женщинам, детям разрешаются послабления во время поста, однако в каждом конкретном случае нужно посоветоваться со священником. Полное несоблюдение поста церковным уставом отвергается.

Масленица - это любимый и долгожданный праздник во многих семьях. С давних пор повелось так, что Масленицу празднуют целых семь дней. Этот период так и называется «масленичная неделя». Причем из года в год дата начала и окончания масленичной недели варьируется.

В 2018 году Масленица продлится с 12 по 18 февраля. Каждый из семи дней масленичной недели имеет свое название и свои традиции празднования.

В старину масленичная неделя полностью была посвящена народным гуляньям. Однако в реалиях современного мира мы не можем устроить себе неделю каникул.

И всё же очень важно знать: что можно и что категорически нельзя делать на Масленицу . Церковь диктует свои правила, которые особенно следует учесть, если ты готовишься к Великому посту.

Проведение Масленицы

Вот полезная информация о том, что можно и что строго запрещено делать в масленичную неделю. Поедание выпечки - далеко не единственный способ отдать дань традициям и весело провести время!

Масленица, как и многие другие обычаи, появилась задолго до крещения Руси. В древние времена земледельцы пытались умилостивить высшие силы, чтобы получить хороший урожай. Масленица, которую еще называют масницей и блинницей, раньше выпадала на весеннее равноденствие, тот момент в году, когда вот-вот должно было начаться потепление. Потому древние славяне закладывали в праздник сразу несколько смыслов.

Во-первых, это - рубеж, отделяющий зиму от весны, морозы от тепла. А так как от погоды зависели будущие урожаи, то отсюда вытекает второй смысл празднования. Масленицу отождествляли с матерью-землей. Обряды сопровождали щедрыми подношениями, чтобы в ответ дары вернулись сторицей.

В современном православном календаре Масленицу упоминают в разрезе сплошной сырной седмицы (последней недели перед длительным Великим постом), праздник считают народно-церковным.

Что нельзя и что можно делать в Масленицу


Каждый день масленичной недели имеет свои обряды и приметы.

Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством? И вместо того, чтобы резко отмежеваться от таких явлений как «яблочно-медовые Спасы», ритуальные купания в крещенской воде, наша Церковь слишком лояльна к этому относится? Может быть, если бы Церковь заняла более жесткую позицию по этому поводу, то невоцерковленные думающие люди с большим уважением посмотрели бы на Православие и, возможно, даже задумались бы: «А что же тогда такое Церковь, если не обряды и традиции, от которых отказываются сами церковники?»

На эти и другие вопросы отвечает профессор Давид Гзгзян, преподаватель Свято-Филаретовского православного института, член Межсоборного Присутствия.

Д. М. Гзгзян

— Действительно, произошла от языческого обычая провода зимы. Однако надо учитывать, что все этно-культурные формы, связанные с временными циклами, — языческого происхождения, потому что язычество связано с переживанием времени.

Всякая духовность, которая выше естественного языческого начала – это в какой-то мере преодоление времени. Но что касается вопроса о том, совместима ли Масленица с Христианством, то все зависит от приоритетов. В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Поэтому, если мы остаемся христианами во всех своих принципиальных вещах, то я задаюсь вопросом: что плохого будет, если мы при переходе от надоевшей зимы к долгожданной весне скромно отметим ее приближение?

Может быть, плохо то, что весь нецерковный мир путает языческие обряды и православные, и привязка Масленицы к церковному календарю только способствует этому смешению. Для людей, которые не знают, что такое Церковь, это дает повод думать, что Церковь – это и есть , куличи и , то есть символические обряды. А апостол сказал о том, что надо воздерживаться даже от безвредных действий, если они являются соблазном для твоего брата.

Я не думаю, что атеистический мир испытывает соблазны такого рода. Скорее имеет место противоположная ситуация. Людей раздражает обычно то, что Церковь начинает учить: купание в купели Богоявленской – это праздное дело, а то и вредное.

Я не сторонник того, что Церкви нужно отменить Масленицу и убрать это слово из своего словаря. Может быть, это и было бы хорошо, если бы у нас за плечами не было тысячелетней традиции этого праздника. Нет, стоит оставить Масленицу, но при этом привнести туда сугубо христианское содержание, а дурной языческий элемент просто исключить. Например, можно сделать Масленицу поводом для вдумчивого отношения ко . Церковь отделяет себя не от людей, а от дурного. Она, конечно, отделяет себя от язычества как от убеждения, как от образа жизни, но не от людей. Уметь искать общее между нами христианами и другими людьми, в том числе и на почве масленицы — это духовное искусство. На этом пути, конечно, возможны ошибки и даже соблазны и в одну и в другую сторону. Проще, наверное, отменить Масленицу для себя и поставить точку, но проще не значит лучше.

Когда мы собираемся и печем блины, то проводы зимы являются лишь поводом для нашего общения, но не причиной. Так же и мы можем встретить по-разному. Мы можем по-язычески удариться в гульбище, или мы можем отметить Новый Год как повод подвести свои итоги, чтобы войти в новый год с более благородными и глубокими задачами.

На церковном языке это называется – воцерковление языческих обычаев. С Масленицей то же самое. Ее празднование может быть формой воцерковления языческой традиции — отмечать начала и концы временных циклов одновременно осмысливая путь, который мы проделали за это время, чтобы не оно владело нами, а по возможности, мы им. Мы ведь существуем во времени. И даже будучи христианами, отличаем зиму от лета, соответственно меняем одежду, и ничего страшного от этого не происходит.

Единственная проблема, которую я здесь вижу – это подмена приоритетов. Если на Богоявление важно нырнуть в прорубь, при этом про само Богоявление думает полпроцента населения, вот это ужасно. Если на Масленицу главное — разного рода развлечения, то это не христианство, а антихристианство.

Но я против того, чтобы выплескивать с водой ребенка. Время – это сложная категория человеческой жизни, которая требует к себе трепетного отношения. Мы не можем взять и отменить время и мигом переступить в Царство Небесное. Мы должны учиться преодолевать время, а для этого надо его подчинять потребностям духовной жизни, а не просто не замечать.

Масленица ли, Праздник ли урожая или начало Нового года – все это связано с временными циклами. Но в Церкви они перестают довлеть над человеком. Они становятся просто дополнительным поводом для новых духовных усилий, для обновления своей духовной жизни. Это нормально, это естественно, поэтому не зазорно к праздничной и христианской по духу трапезе печь блины. Была бы эта трапеза средством духовного общения, а не праздником живота. Куда зазорнее, когда люди Церкви начинают говорить специально для народа, как бы снисходя к его немощи о том, что это древний, чуть ли не православный, праздник прощания зимы и встречи с весной. Такие высказывания я слышал неоднократно и не только от православных мирян, но и от клириков. А в ответ на вопрос: «Зачем вы это говорите, это же неправильно?» может последовать: «Для того чтобы привлечь народ». Вот это плохо.

Яблочно- , конечно, выражение чудовищное. В самом деле, ну как может ? Но я не вижу ничего дурного в том, чтобы освятить первый сбор яблок. Однако, если в народе давно забыли смысл слова и в сознании остались одни яблоки, а Церковь это еще и поощряет, делая из освящения плодов обязательный ритуал, то это печально.

Но какова должна быть церковная реакция? Запретить освящение яблок на синодальном уровне? Я не думаю, что это эффективно. Все такие вещи изживаются изнутри. В этом отношении радикализм с обеих сторон ничего не решает. Все равно те, кто купаются на Богоявление, будут это делать. Я знавал таких православных христиан (или тех, кто так себя идентифицировал), для которых самое главное мероприятие на Великого Поста — помыться в четверг до восхода солнца. Все остальное, происходящее на Страстной, было им глубоко не интересно. Да, это чудовищно. Но преодолеть такие вещи можно только терпеливо и последовательно изживая магические стереотипы.

В чем Вам видятся корни языческого мировосприятия русского народа? В национальных чертах характера, в историческом прошлом?

Я могу ответить на это известной фразой Лескова: в том, что «Русь была крещена, но не просвещена». Следствием этого является то, что в бытовом массовом сознании язычество очень легко смешивалось с христианством.

Изначально Церковь на Руси была поставлена в условия, когда она являлась социальным институтом, искусственно дополняющим властные отношения. Оказалось, что в этих условиях Ей сложно было исполнять свое главное предназначение – быть свидетельницей Христа Воскресшего.

Церковь исполняла просветительскую функцию только в лице своих отдельных выдающихся представителей. И , и Нил, и – были просветителями. От Сергия родилось целое просветительское движение. Или вспомним беседу преподобного Серафима с Мотовиловым — это же просветительская беседа. Ее главная цель — показать, в чем состоит смысл христианской жизни. Надо полагать, искомый смысл был утрачен современниками Серафима. С точки зрения апостольских времен преподобный Серафим говорил едва ли не банальную вещь — стяжание Духа Святого. Но для его времени это было выдающимся духовным откровением, потому что так христианство практически никто не воспринимал. Выход к людям Оптинских старцев – это тоже в значительной степени просветительская деятельность.

А если сравнить русский народ с другими?

Я думаю, что немцы или французы не меньшие язычники по своей натуре, чем русские. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на историю Европы. Язычество универсально. Все люди — стихийные язычники.

В чем значение сыропустной седмицы для православного верующего?

Это время подготовки к Великому Посту, и содержание такой подготовки зависит от того, что вы собираетесь делать постом, кроме, конечно, соблюдения известных правил. Вот об этом можно подумать в неделю перед постом. Например, – исповедник веры, каждым Великим Постом прочитывал все Священное Писание.

Если не замахиваться так высоко, то можно поставить себе задание, хотя бы Евангелие перечитать. Несколько раз я брал себе такое задание, и всегда приходилось его судорожно доисполнять в Страстную неделю. Человек, к сожалению, так устроен, что он плохо поддается систематическим строгостям. Поэтому «кушать — не кушать» еще худо-бедно выходит, а с вот тем, чтобы выполнить нечто более существенное, возникают проблемы.

Масленица заканчивается Прощеным воскресеньем – пыточным днем для гордого человека, когда надо примириться с теми, с кем ты рассорился. И помимо тяжести этой обязанности возникает вопрос: есть ли смысл устами произносить те слова, которых нет в сердце?

Во-первых, надо сказать, что не все имеющиеся отношения надо поддерживать, некоторые, может быть, стоит и разорвать.

Если же говорить в целом, то обычай возник у монахов и был связан с жизнью в общежительном монастыре. Живые люди, тем более близкие, в непосредственном общении просто не в состоянии быть только любезными, только обходительными и тем более, только любящими. Все равно где-нибудь что-нибудь не получается. А Чин прощения очень здорово раскрывает людей и сближает их.

Приложив некоторое духовное усилие, мы можем привычные отношения наполнить живым содержанием, углубить и освежить их. Этот обычай — замечательный повод распутать всяческие клубки, устранить недоразумения, наконец, выпрямить свои пути. А что касается недостатка искренности, то тут применим старый аскетический принцип: если не получается совершенно искренне просить прощения, значит проси как можешь, только старайся. А уж Господь не оставит благого намерения без помощи.

Многие православные христиане неоднократно задаются вопросом об отношении к православной вере таких языческих традиций, как купание на Богоявление, ритуальные обряды на «яблочно-медовый спас» , встреча весны Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и т.д.

Когда наступают такие праздники и начинаются массовые народные гуляния, мы, православные, начинаем задумываться, можем ли мы организовывать или принимать участие в таких, на первый взгляд, сугубо языческих обрядах.

Приближается пора подготовки к Великому посту. В этом году Пасха очень ранняя, а следовательно, это означает, что не успели закончиться Рождественские праздники, как уже начались подготовительные недели. Именно в эти воскресные дни евангельские повествования начинают носить покаянный смысл. Это воскресенье о «Мытаре и Фарисее», «О Блудном сыне», «О Страшном суде».

Традиция встречи весны, называемая Масленицей, которую массово начнут вскоре праздновать люди, в некоторой степени действительно имеет языческое историческое прошлое. Но мы должны констатировать, что в древности этот праздник носил раздельный характер. Были характерны диаметрально противоположные традиции празднования Масленицы.

В дореволюционное время это были дни, в которые человек мог выпустить «последний пар». Об этом свидетельствуют такие развлечения, как кулачные бои, пьяные гуляния, разнообразные оргии. Церковники же, наоборот, проводили дни сырной седмицы с пониманием подготовки к Великому посту и пытались примириться со своими ближними и врагами, а после этого сесть за накрытый богатый стол и повеселиться, подобно Закхею, который приготовил трапезу Спасителю и всем, кто был в его доме после покаяния и прощения от Господа.

К огромному сожалению, из всех красных дней календарного года, будь то церковные или государственные праздники, люди в большей степени не умеют по-настоящему радоваться тому или иному празднику. Для многих праздник – это лишь хорошая возможность в очередной раз выпить водки, подраться с соседом, поругаться с женой. Именно в таком видении праздника человек не может ощутить настоящую радость.

Человек, который не придерживается поста и не ходит в храм, никогда не сможет ощутить радости подготовки к празднику или самого его наступления. Гуляния в дни подготовки к святым днямпоста без четкого осмысления данного периода, сжигание «чучела» из соломы, выкрикивание разных неприличных фраз действительно указывают на глубокие и древние языческие корни этого праздника.

Масленица в православной традиции рассматривается как замечательный семейный праздник, организованный часто именно на подворье храма. Это праздник народный. В православной традиции масленицей называется сырная седмица, потому что в церковном уставе в эту неделю разрешается есть сыро-молочную пищу и рыбу, а мясо из повседневного рациона исключается. Исторические свидетельства об этом периоде мы находим в Синаксаре (чтение, собранное из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени, после шестой песни канона) в субботу сыропустную. Византийский император Ираклий (610-640 гг.), после шестилетней войны с персами, в которой он одержал победу, установил не вкушать мяса в последнюю неделю перед Великим постом. Православная Церковь приняла такую благочестивую традицию и ввела ее в свой устав.

Сегодня праздник Масленицы – это хорошая возможность всем вместе собраться и, выйдя из своих домов и оторвавшись от повседневных дел, пообщаться. Попеть народные песни, приготовить вкусные блины, покататься на санях в последние зимние дни.

Если Масленицу организовывают люди верующие, или еще лучше – община храма, то в таком случае этот праздник носит даже миссионерский и просветительский характер. Атеистическая власть, которая больше 80 лет пыталась уничтожать духовность, заодно наложила отпечаток и на культурное сознание нашего народа. У многих современных молодых семей, которые очень часто являются только захожанами храма, нет понимания о настоящем смысле праздника Воскресения, а тем более о подготовительном периоде Великого поста.

Когда же праздник Масленицы организовывают настоятель храма и община, то молодежь, приходя на такой праздник, может насладиться общением с жизнерадостными людьми, которые ценят и уважают свою культуру и традиции.

По словам ректора Российского православного института игумена Петра Еремеева, «Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в прекрасных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни. Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять друг друга, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, наконец-то познакомиться со своими соседями, ощутить себя членом большой семьи.

Я убежден, что сейчас священники должны сделать все для того, чтобы центром празднования Масленицы стал храм, соборная площадь. Сегодня во многих городах уже так и происходит. Сегодня, по большому счету, кроме Церкви и некому организовать народный праздник так, чтобы он получился не пошлым, не примитивным.

Если мы этого не сделаем, если Церковь в лице духовенства и активных мирян не начнет заниматься тематикой народных обычаев и традиций, то это сделают какие-нибудь неоязычники или другие проповедники-пустозвоны. Мы живем в эпоху невероятных возможностей и большой ответственности. Сегодня мы можем сделать празднование Масленицы действительно христианским, или, наоборот, окончательно утратить возможность сделать это» .

С чем у нас ассоциируется масленичная неделя ? Ну конечно, с блинами - горячими, румяными, аппетитными и обязательно с шумным весельем. И хотя сегодня катание на тройках уже скорее экзотика, а праздновать семь дней - непозволительная роскошь, все равно народ сохранил традиции Масленицы.

Календарь Масленицы

У праздника Масленицы еще дохристианские корни, и раньше его отмечали в день весеннего солнцестояния.

Это Масленица идет, блин да мед несет

А сейчас каждый год дата, когда начинается масленичная неделя, меняется в зависимости от празднования Пасхи и предшествующего ей Великого поста.

Самый строгий пост у христиан длится семь недель. Если отминусовать от даты Пасхи эти 49 дней, получается заключительный день масленичной недели - Прощеное воскресенье. Соответственно, предыдущие дни, начиная с понедельника, и есть праздничные.

Когда начинается Масленица в 2016 году? Светлое Христово Воскресенье приходится на 1 мая, отнимаем семь недель Великого поста - 13 марта и будет завершающим масленичную неделю Прощеным воскресеньем. А начнется Масленица 7 марта.

То есть всегда масленичная неделя предшествует Великому посту.

Сырной седмицей называется в календаре православных христиан неделя накануне Великого поста. Мясные блюда уже исключаются из рациона, разрешены рыбные и молочные.

Народные традиции Масленицы связаны с обильным угощением, походами в гости, веселыми гуляньями, причем каждый день недели праздновался по-особому.

С особым размахом отмечалась широкая Масленица - с четверга по воскресенье. Если в первые три дня еще разрешалось управляться по хозяйству, то с середины недели работы отменялись, и масленичные гулянья набирали обороты.

День первый - Встреча

Масленичная неделя начинается понедельником - встречей Масленицы. Молодежь и детвора из соломы сооружали чучело, наряжали его и катали по деревне на санях с веселыми прибаутками, затем водружали на высокой горке. С нее и катались, причем, кто дальше съедет, у того и лен выше и гуще вырастет.

Молодежь в этот день также, собравшись в компании, ходила по домам с песнями, а хозяйки угощали всех свежеиспеченными блинами.

В этот день принято было готовить запасы, чтобы хватило всем желающим - пекли блины , пироги, калачи, оладьи. Первый блин нужно было отдавать нищим, чтобы те поминали усопших.

В гости к сватам приходили свекры, за чарочкой обсуждали, как праздновать Масленицу. К дню встречи праздника уже нужно было подготовить ледяные горки, балаганы, прочие места для гуляний.

Вторник - Заигрыш

Веселые забавы набирали обороты уже со вторника: на то он и заигрыш. Народ веселили скоморохи, ряженые, устраивались медвежьи потехи и кукольные театры. Масленичная неделя немыслима без катания на санях, особенно тройках.

А главное, чему служил заигрыш - это сватовству. Во время совместных забав парни присматривались к девушкам, выбирая кандидатуры на роль жены.

Девицы тоже времени даром не теряли, приглядываясь к кавалерам и строя глазки понравившимся. А уже по окончании Великого поста игрались свадьбы.

Среда - Лакомка

Знакомая всем поговорка «к теще на блины» возникла благодаря традиции третьего дня масленичной недели. Заботливые тещи готовили богатый стол и звали зятьев отведать угощений. Подавались блины с маслом, сметаной, медом, вареньями. Во многих семьях варили пиво и потчевали гостей хмельным напитком. Угощали не только зятьев, но и многочисленную родню.

В городах в торговых палатках продавали горячий чай из пузатого самовара, ароматные сбитни (медовый напиток с пряностями), пряники, каленые орехи.

Разгуляй - веселый четверг

Масленичная неделя к четвергу уже вовсю набирала обороты. От мала до велика - все собирались на массовые гулянья. Развлекались кулачными боями, взятием снежных крепостей, песнями, скоморошьими потехами, катанием на качелях.

Целые санные поезда под веселый гам и смех, перезвон колокольчиков разъезжали по деревням и поселкам. И конечно, с аппетитом поедались не только блины, но и прочие вкусности.

Пятница - Тещины вечерки

За тещины блины нужно было благодарить особым образом - приглашать тещу к себе в гости. Зятю полагалось накануне лично позвать вторую маму, а на это застолье собиралась также и многочисленная родня.

А вот теще нужно было еще с вечера послать в дом зятя посуду для блинов и все необходимое для их выпечки. Тесть же отправлял по обычаю гречневую крупу и сливочное масло. И попробуй зять не соблюсти традицию - вечная вражда с тестем и тещей обеспечена. Так что обычаи чтили и уважали.

Золовкины посиделки в субботу

День этот был трудным для молодой жены - полагалось звать в гости на обильное угощение сестер мужа - золовок. Приходили и другие родственники супруга - оценить хозяйские таланты новоиспеченной жены.

В компанию к незамужним сестрам мужа принято было звать своих подружек, а если сестрицы супруга уже имели семьи, то невестка приглашала только замужних подруг.

Кроме щедро накрытого стола, обычай предписывал еще и одаривать золовок подарками. Зато, если все прошло удачно, то молодой хозяйке были гарантированы почет и уважение. И часто — дружеские отношения с золовками.

На этих смотринах гости оценивали даже то, как жена смотрит на молодого мужа, как его целует. После чего довольные родственники отправлялись в другие дома.

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье, Прощеный день, Проводы, Целовальник - так называли день, которым завершалась масленичная неделя. На большом костре сжигалось чучело Масленицы, обряд сопровождался песнями, танцами, хороводами, забавами и саночными катаниями. Зиму таким образом провожали, давая дорогу грядущей весне.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Обязательно просили друг у друга прощения, чтобы все обиды оставить в прошлом и вступить в Великий пост с легким сердцем и чистой совестью.

Современная Масленица

Мы, в отличие от наших предков, уже не можем позволить себе, чтобы масленичная неделя продолжалась все семь дней. Ритм жизни другой, и традиции со временем меняются. Но приглашать друг друга в гости, готовить вкусные угощения, проведывать больных и помогать обездоленным нам ничто не мешает.

В кафе и ресторанах сегодня обязательно присутствует масленичное меню - если вы очень занятой человек и на домашнюю выпечку нет времени, полакомиться блинами вы всегда сможете.

В выходные дни традиционно проходят праздничные гуляния, где по возможности воссоздается атмосфера прошлых лет с веселыми балаганами, снежными городками (если климат позволяет), конкурсами и играми.

В традициях православных христиан масленичная неделя - подготовка к Великому посту. Это время хорошо посвятить благотворительности, добрым делам, спокойному общению с близкими. И обязательно - примирению и прощению обид.

В храмах во время службы совершают особый чин, когда и священнослужители, и прихожане просят друг у друга прощения и очищают душу накануне трудного испытания - Великого поста.

Поделиться: