Игры в 5 месяцев. Развивающие игры для детей пятого месяца жизни. Игры с пальчиками и ладошками

Первый год жизни малыша – важный период. Мамочка должна позаботиться не только о здоровье крохи, но и о правильном своевременном развитии. Все занятия в этом возрасте нужно проводить в игровой форме, чтобы малыш не устал и постоянно испытывал положительные эмоции. Игры с ребенком в 5 месяцев должны включать в себя и развитие тела, и мелкую моторику, и изучение различных цветов и форм предметов, а также многое другое.

На что обратить внимание при выборе игр с малышом

Первое, на что нужно обращать внимание, – это то, что именно стимулирует та или иная игра. К пяти месяцам большинство деток:

  • Уверенно переворачиваются на животик, в таком положении любят лежать и рассматривать окружающий мир.
  • Интересуются игрушками и хорошо держат их в ручках.
  • Некоторые дети в этом возрасте пытаются садиться или уже сидят.
  • Делают первые попытки поползти.

Именно эти качества нужно развивать и стимулировать, поощряя ребенка к покорению новых вершин.

Нужно помнить, что у маленьких деток физическое и умственное развитие неотделимы друг от друга. Развивается все в комплексе. Подвижные игры развивают мозг, а занятия на умственную деятельность способствуют физическому развитию. Поэтому если кроха предпочитает активные игры, то нужно такие и выбирать. Ну а в случае, когда малышу больше нравится лежа рассматривать и играть с погремушками, прорезывателями, игровым ковриком, то не стоит насильно заставлять его двигаться. Всему свое время. Даже если ребенок немного ленив поначалу, то с возрастом он обязательно наверстает упущенное.

Большое внимание в этом возрасте необходимо уделять речевому развитию. Для этого необходимо поощрять ребенка, когда он произносит первые звуки и слоги. В обращении к ребенку важна интонация и правильное произношение всех слов. Именно в этом возрасте ребенок учится понимать и воспринимать обращение к нему. Важно проговаривать и называть все окружающие предметы, цвета, звуки животных, комментировать все свои действия. Большинству родителей кажется, что ребенок не понимает услышанное, но не стоит бросать и отчаиваться. Кроха все запоминает и через несколько месяцев он обязательно удивит окружающих своими знаниями.

Игры со взрослыми

Универсальные игры для 5 месячного ребенка со взрослыми будут интересны малышам. В качестве взрослого могут выступать мама, папа, бабушки и дедушки, а также старшие детки в семье, которые уже понимают, что с крохой нужно обращаться аккуратно и бережно.

«Упал-встал»

В эту игру лучше играть на диване или на полу, подстелив что-то мягкое, например, коврик или детское одеялко. Малыша аккуратно «роняют» на пол, а он пытается встать и сесть. После удачной попытки, его опять аккуратно заваливают на спинку, а он опять садится. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился и не переутомился. Если играть каждый день, то умение садиться быстро будет освоено и закреплено.

«Аттракционы»

Эту игру лучше доверить папе. Малыша можно слегка подбросить вверх, несильно покрутить, наклонить чуть вперед. Затем, опустить вниз, дать чуть-чуть постоять на пяточках и опять подбросить вверх. Такое времяпрепровождение вызывает неизменный восторг у большинства детей и развивает вестибулярный аппарат, а также прививает первоначальные навыки ходьбы. Первое время лучше делать это сидя на диване или кресле, так как высота не очень большая и малыш точно не испугается. Затем, когда кроха привыкнет, можно попробовать стоя.

Важно: Если игра для малыша в новинку, то нужно следить за реакцией, возможно, что ребенок испугается. Не нужно подбрасывать высоко и разжимать руки. Ребенок должен чувствовать поддержку и уверенность взрослого. Если нет уверенности в своих силах и малыша тяжело удержать, то лучше выбрать другие подвижные игры.

«Прыжки на коленях»

Ребенка нужно усадить на колени и двигать ногами вверх-вниз, немного подбрасывая кроху вверх. При этом необходимо сопровождать действие веселым стишком или песенкой. В конце можно слегка раздвинуть колени, позволяя ребенку чуть провалиться, при этом его нужно крепко поддерживать за подмышки. Такой «сюрприз» в конце очень веселит деток. Если играть так каждый день, то со временем малыш к концу стишка уже будет ждать «сюрприза», заранее заливаясь смехом. Это свидетельствует об укреплении памяти.

Игры с мячом

Для этого нужно приобрести яркий надувной мячик не очень большого диаметра. Мяч должен быть легкий. Ребенка укладывают на спинку и подставляют мячик под пяточки. Затем мячик нужно двигать, чтобы стимулировать кроху перебирать по нему ногами или пинать его.

Если кроха уже сидит, то можно легонько бросать или катать мячик ему навстречу, чтобы стимулировать ребенка поймать или отбить игрушку. При бросании нужно избегать области головы.
Можно просто подбрасывать мячик вверх и ловить, чтобы кроха наблюдал за быстродвижущимся предметом.

Если малыш уже сидит в стульчике, то хорошо играть в такую игру – мячик с помощью взрослого закатывается под стул, стоящий у стены, ударяется об стену и выкатывается обратно. Ребенок с интересом будет следить за перемещением предмета и тем, как он исчезает под стулом и вновь появляется.

Развивающие игры с мячиком нравятся большинству деток и хорошо влияют на становление координации движений и внимательности

«Ку-ку»

Это любимейшая игра маленьких детей вплоть до двухлетнего возраста. Для этого взрослый прячет лицо за салфеткой, пеленкой или полотенцем. Можно использовать любую подручную вещь. Затем нужно дать малышу немного времени и выглянуть со звуком «ку-ку». Можно накрывать самого ребенка платочком или пеленкой, при этом спрашивая: «А где (Имя), ку-ку?». Детки очень быстро соображают, что нужно снять с себя платочек.

Эта простая и незамысловатая игра развивает зрение, слух, мышление, физическую активность.

Игры с пальчиками и ладошками

Эти игры известны каждому с детства, например, «Сорока-сорока» или «Ладушки».

При этом можно:

  • Производить легкий поглаживающий массаж ладошек.
  • Загибать и разгибать пальчики, прорабатывая небольшими надавливаниями каждую фалангу.
  • Разводить ручки в стороны.
  • Хлопать в ладошки.
  • Слегка потягивать и вращать каждый пальчик.
  • Использовать дополнительные приспособления. Это могут быть различные предметы: силиконовые мячики с шипами, пушистые шарики и так далее).
  • Проводить ручками ребенка по своей или его голове, приглаживая волосы.

Обязательно сопровождать действия потешками и песенками. По большому счету можно использовать любые стишки. Такие игры разовьют моторику и слух ребенка, поспособствуют становлению речи. А повторяющиеся движения и ритмичные песенки хорошо развивают память.

Игры с подручными предметами

Если нужно занять ребенка во время домашних дел, то можно это сделать с пользой. Например, во время готовки можно усадить кроху на коврик и дать ему большую кастрюлю с крышкой. Многие дети любя играть с посудой. Лучше выбрать блестящую кастрюлю из нержавейки. Малыш с интересом будет рассматривать свое причудливое отражение в ней, хлопать ладошкой по стенкам и дну, изучать крышку.

Если дома есть большое зеркало, то можно поместить ребенка рядом и дать ему возможность рассмотреть себя. Можно показать ему на маму, указывая пальчиком на отражение, а потом на него самого.

Во время кормлений можно давать ребенку ложку. Конечно, кушать сам в таком возрасте он не будет. Можно даже не надеяться на попытки. Но то, что он держит ложку и интересуется предметом, – это уже хорошо.

Во время купания можно поглаживать и называть все части тела малыша. Хорошо использовать в ванной что-то наподобие «корабликов». Это может быть пластмассовая мыльница, стаканчики из-под творожка или йогурта. Конечно, можно купить и специальные резиновые игрушки для купания. В любом случае крохе будет интересно ловить их в воде – это разовьет мышление и координацию.

Все детки разные, поэтому нужно выбирать такие игры, чтобы крохе они понравились и ему было интересно. Можно немного усложнить процесс, если видно, что ребенок готов. А если мама заметила, что малышу трудно что-то дается, то нужно проявить терпение.


Нравится малышу игра или нет – понять несложно. Если кроха радуется и смеется, то все в порядке. А о том, что ему не нравится, он даст знать плачем и недовольным кряхтением

  • Пятый месяц – это еще очень ранний возраст. Детки быстро устают, не нужно перебарщивать с занятиями и играми. Нескольких минут будет вполне достаточно для одной игры. Через некоторое время, когда малыш покушает и отдохнет, можно повторить.
  • Нельзя играть в подвижные игры сразу после кормления. Лучше выждать 30-40 минут.
  • Во время прогулок хорошо использовать слинг или специальный детский рюкзачок. Так ребенку будет легче воспринимать то, что говорит ему мама и рассматривать окружающий мир.
  • Во время игр на природе можно использовать небольшой спасательный круг. Такое приспособление, надетое на кроху, защитит его от ушибов во время случайного падения, если он еще плохо сидит.
  • Все игрушки должны быть доступны для ребенка. Если где-то в доме есть висящие игрушки (мобиль в кроватке, дуги на развивающем коврике или коляске), то лучше их снять или опустить как можно ниже, чтобы кроха мог ими играть и рассматривать.
  • Хорошо давать ребенку игрушки сразу в обе руки. Так он научится взаимодействовать сразу с несколькими предметами, перекладывая их из руки в руку.
  • Нужно постоянно говорить с ребенком, объясняя все вокруг, комментируя перемену обстановки, свои действия и действия малыша. Это очень развивает речь и слух.
  • Любое действие с ребенком, даже смену подгузника, можно превратить в развивающую игру. Главное, не выполнять повседневный уход механически, а каждый раз стремиться к общению с ребенком.

Организовывая занятия с ребенком, нужно помнить, что покупка даже самых лучших и дорогих игрушек не компенсирует ребенку общение и тактильный контакт с мамой.

Как происходит развитие грудничка в 5 месяцев, во многом зависят от того, как прошли роды и был ли ребенок доношенным. Врожденные патологии влияют на активность младенца вплоть до годовалого возраста. Если ребенок родился здоровым, он будет соответствовать нормам развития для 5 месяцев, которые указаны в статье.

Девочки и мальчики пятимесячного возраста могут отличаться друг от друга в развитии приобретенными навыками и способностями. Но этот показатель не говорит о нарушениях, так как детям свойственна индивидуальность. Девочки скорее развивают свои умения, а мальчики считаются несколько ленивыми.

В зависимости от пола младенца могут варьироваться показатели роста и веса. В 5 месяцев развития ребенок может весить в пределах 5,8 - 9,1 кг, рост грудничка составляет от 59 до 70 см. Также на показатели роста и веса ребенка в 4 5 месяцев могут повлиять наследственные факторы, некоторые детки немного отстают от них, так как папа или мама имеют сравнительно невысокий рост и компактное телосложение.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев предполагает приобретение новых навыков. На данном этапе ребенок способен:

  • узнавать близких в лицо и по голосу;
  • держит предметы в руках (игрушки, ложку, пустышку);
  • засовывает пальчики и различные предметы в рот, поэтому следите за тем чтобы ему не попадались мелкие и грязные предметы;
  • пробует взрослую пищу ( овощными и фруктовыми пюре);
  • поворачивает головку на шум, звук музыки или голос;
  • узнает свое имя;
  • пытается самостоятельно усаживаться, ползти и вставать на ножки. О том, допустимо ли ребенку в этом возрасте самостоятельно садиться, прочтите .

При правильном развитии ребенок в 5 месяцев способен реагировать на смену обстановки, играть, и показывать это плачем или восторгом.

Эмоции и психика младенца в пять месяцев: что списать на отклонение?

В возрасте от 3 до 5 месяцев ребенок способен для себя определять, к кому он желает пойти на ручки.

Важно! Не лишайте кроху возможности выбирать себе собеседника по душе. Если он желает находиться у мамы на руках, не отбирайте у него это право, так как на этом этапе развития у детей формируется отношение и привязанности к окружающим родственникам.

Ребенок пяти месяцев развития самостоятельно выбирает себе понравившиеся игрушки, показывает свое недовольство плачем или гримасой. Не удивляйтесь, что грудничок злится, если у него что-то не получается - помогите ему достичь того, чего он хочет.

Улыбнемся! Диалог с дочкой перед обедом:
- Дочь, пойдём кушать суп.
- Пойдём, хочу суп с лапшой.
- Но я сварила гороховый.
- Я хочу с лапшой.
- Но у меня нет супа с лапшой, сегодня только гороховый.
- Хорошо, давай гороховый. Но только без гороха, а с лапшой.

Посмотрите видео от Комаровского о развитии ребенка в 5 месяцев.

Евгений Комаровский считает, что грудничку в этом возрасте, независимо от пола, можно предложить ползать. Для этого положите перед ним игрушку и предложите крохе до нее дотянуться, обязательно похвалите ребенка - это стимулирует его желание расти и развиваться дальше.

Физическое развитие ребенка: гимнастика и закаливание

Начиная с пятого месяца жизни грудничка развивается мускулатура, укрепляются косточки и появляются активные познавательные движения. Очень важно не ограничивать ребенка в этом возрасте, а наоборот, помогать ему познавать движения, которые выполняют его конечности.

Поэтому полезно заниматься такими физическими упражнениями грудничку в 5 месяцев:

  1. Используйте фит-болл: положите ребенка на него сверху и раскачивайте. Круглая поверхность помогает укрепить мышцы брюшной полости, нормализовать пищеварение и устранить колики, если по какой-то причине ребенок ими до сих пор страдает.
  2. Стимуляция к усаживанию: приподнимайте грудничка за ручки из лежачего положения несколько раз. Такая гимнастика поможет ребенку в 5 месяцев поскорее укрепить мышцы и кости позвоночника.
  3. Стимуляция ходьбы: возьмите ребенка за одну руку в детской кроватке и предложите ему пройтись по ней, опираясь на вашу руку. Такие упражнения следует выполнять только в том случае, если грудничку это интересно и не доставляет дискомфорта.
  4. Носите ребенка в 5 месяцев на руках. Также они очень любят, если их подкидывают к верху или раскачивают. Обычно у здоровых и доношенных деток это вызывает положительные эмоции. Выполняя эти упражнения с ребенком, вы помогаете ему координировать движения.
  5. Занятия в воде. Если у вас нет возможности регулярно посещать бассейн, можно проделывать такие процедуры во взрослой ванной. Через несколько дней активных движений пятимесячного ребенка в воде, кроха покажет навыки плавания.
Важно! Выполняйте регулярно расслабляющий массаж грудничку, проводите : обтирание полотенцем, обливание прохладной водой, воздушные ванны. Помните, что такие процедуры допустимы только в том случае, если малышу не противопоказан такой режим с рождения.

Игры и игрушки или как занять пятимесячного ребенка

Развитие ребенка в 5 месяцев, если соответствует нормам, позволяет самостоятельно выбрать для себя род игры, которую предлагают взрослые. На некоторые занятия и предметы кроха будет довольно реагировать, а другие отвергать. Поиграйте с ребенком в мягкий легкий небольшой мячик, помогайте ему ловить его.

Приобретите специальный игровой мягкий коврик с различными орнаментами и яркими изображениями. Начиная с этого возраста, знакомьте своего кроху с предметами, фруктами, овощами и цветами. Это поможет ему в будущем без труда узнавать предметы. Если грудничок начинает «гулеть» или «агукать», поговорите с ним на его же языке. Такое поведение стимулирует скорейшее развитие речи.

Развивать и развлекать грудничка в 4-5 месяцев можно интересными сказками и смешными детскими стишками, показывайте мультики, предназначенные специально для деток до года.

Говорят дети! Дочка (2 года 9 месяцев) подходит ко мне на цыпочках и шёпотом говорит:
- Хочу орать!

Чтобы развлечь дома малютку отлично подойдет крупный конструктор с отсутствием твердых и острых углов. Приобретите специально для него цветные познавательные кубики с картинками, с их помощью стройте вместе замки и другие интересные для него развивалки.

Помните, что в этом возрасте нужно контролировать поведение младенца, все предметы которыми он пользуется должны быть относительно большими, чтобы он не смог их проглотить. Следите за тем, чтобы кроха не упал и случайно не ударился, так как такие явления вызывают испуг.

Особенности развития пятимесячного ребенка в нашем видео.

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке , показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе , поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители ! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые , ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью ). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.
  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Уже не только спит и ест, а и желает как-то развлечься. Да-да, у него ведь уже сформировались хватательные рефлексы, он держит головку и даже пытается сесть, как взрослый. Игрушки ему, конечно, интересны, он все их пробует на зубок, но эта забава никак не заменит игр с родителями. И здесь вам на помощь придут наши .

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Но вначале давайте разберемся с тем, что должен уметь ребенок в 5 месяцев. Кроме того, о чем мы уже сказали выше, предполагает, что он уже осознанно улыбается, когда видит маму или папу, радостно лепечет и выражает свои эмоции. Ребенок в 5 месяцев может сфокусировать взгляд, отличать близкие объекты от далеких и находить знакомые.

У ребенка в 5 месяцев начинают активно развиваться слуховое восприятие и речь. Он поворачивает голову в направлении голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть. А еще ребенок в 5 месяцев пробует лепетать, и в отличие от «агукания», лепет - это уже более сложный вид речи, который готовит малыша к произнесению первых осознанных звуков и слогов. Так что играть в игры с ребенком в 5 месяцев будет весело и интересно. Итак, наши развивающие игры для детей 5 месяцев.

Развивающие игры для детей 5 месяцев

Игры с ребенком в 5 месяцев предметами разной формы и текстуры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений малыша.

Игра в предметы разной формы: для игры понадобится по три кубики гранью четыре сантиметра и шарики такого же диаметра. Подкладывайте ребенку по очереди шарики и кубики; следите, чтобы он распределял пальчики по всей поверхности предмета.

Игра в предметы разной текстуры: дайте ребенку предметы разных форм и с разной поверхностью - гладкие, скользкие, шершавые, мягкие, твердые, пушистые, колючие в разумных пределах, упругие. Можно купить или сделать своими руками тактильные мешочки (они наполнены крупами, бобами или пластиковыми шариками), ощупывая которые ребенок будет развивать мелкую моторику рук.

Игра «Ручки и ножки». Ребенок в 5 месяцев уже «познакомился» со своими ножками. Игры по захватыванию ног развивают общую координацию и моторику. Также ребенок в 5 месяцев очень любит что-то пинать. Подвесьте над кроваткой игрушки, мячики, погремушки, он будет их отталкивать. Такие предметы как, к примеру, мячик или неваляшка, можно не подвешивать, а просто класть в кроватку.

Игра «Маленький пианист». Ребенок в 5 месяцев получает представления об объеме и плотности предметов, надавливая на них. Лучше всего для игры с ребенком в 5 месяцев подойдут клавишные музыкальные инструменты. Первое игрушечное пианино малыша принесет не только принесет ему радостное возбуждение, но и научит связывать звук с движениями пальцев. Покажите ребенку, как нажимать клавиши.

Игры с ребенком в 5 месяцев на развитие зрительной памяти и внимания, научат малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые.

Игра «Зеркало». Эта игра научит ребенка следить за своим зеркальным отражением. Подносите ребенка к зеркалу, потом отдаляйте. Пусть он видит, что отражение меняется, когда вы двигаетесь. Возьмите «игрушку» и укажите на ребенка, потом - на себя. В процессе игры малыш научится различать свое, и ваше отражения. Все свои действия сопровождайте комментариями.

Игра «Старое и новое». Эта игра учит малыша запоминать новые предметы и находить уже знакомые. Показывайте ребенку знакомые ему игрушки, периодически добавляя новую. Отечайте реакцию узнавания, удивления, проговаривайте названия предметов, их форму, цвет, комментируйте реакцию ребенка. Если он просит - дайте ему игрушку. Берите ребенка на руки и ходите, показывая ему комнату, большие яркие предметы за окном, на полу, на стене. Переключать внимание ребенка нужно постепенно.

Игра «Прятки». Игра в прятки развивает внимание ребенку. Покажите малышу яркую игрушку, задержите ее на расстоянии тридцати сантиметров, давая малышу рассмотреть каждую деталь. Затем отведите немного в сторону; приблизьте; спрячьте за бортик кровати. Проделайте то же самое с другой игрушкой. Важно, чтобы ребенок наблюдал за передвижениями предметов, интересовался их исчезновением и появлением. Комментируйте все свои действия, чтобы ребенок не испугался неожиданным появлением игрушки.

Эти игры будут интересны вашему малышу и помогут в его дальнейшем развитии.

"Хватай и тяни". Любая часть вашего тела превращается в желанную игрушку. Когда мои дети учились разрабатывать пальцы, избрав для этого волосы у меня на груди, я вскрикивал: "Ой!", и их личики освещались восторгом от осознания собственного достижения. В этом возрасте малыши могут дотягиваться до бутылочки или груди матери и держаться за них во время кормления.

Из дневника Марты: "Мэтью теперь хватает меня за нос, подбородок, губы. Он старается, ухватившись за подбородок, подтянуть его вниз, к себе, и присасывается к нему ртом. Ему ужасно нравится все это проделывать".

Игра в кубики. Для этого возраста нет лучшей игрушки, чем кубики. Вот какими должны быть кубики:


  • небольшими - около 1,5 дюйма (4 см), чтобы легче было удерживать их в руке
  • яркими и контрастными: красными, желтыми, голубыми, зелеными и т.д.
  • деревянными

Посадите малыша в детское кресло, обложив с боков подушками, поскольку он еще довольно мал для того, чтобы сидеть прямо без поддержки. Положите кубик на подставку или на стол перед ребенком и понаблюдайте за его очаровательными движениями при игре. Вот он захватывает кубик всей пятерней, ласково поглаживает его, изучает, перекладывает из руки в руку и, наконец, подносит ко рту. Скоро он научится стучать по кубикам, бросать их или складывать. Пока же он снова и снова перекладывает кубик из руки в руку.

Начинать лучше с одного кубика, чтобы дать ребенку время привыкнуть. Потом положите перед ним еще один и посмотрите, как малыш, держа один кубик в руке, будет стараться схватить новый другой рукой. Он смотрит на руки, в каждой из которых по кубику, и как бы раздумывает, что же делать дальше. Возможно, он начнет стучать ими друг о друга. Через месяц он научится откладывать один кубик, чтобы взять другой. Из игры с кубиками малыш может научиться многому. Ему удается проделать с ним все, что он хочет, и это поощряет его к освоению более сложного навыка - он учится брать предметы с помощью только большого и указательного пальцев. Эта способность будет оттачиваться в течение последующих нескольких месяцев.

Забавы за столом. Сядьте к обеденному столу и возьмите на колени малыша. Позвольте ему немного поиграть с салфетками и ложками.

БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: Не позволяйте ребенку дотягиваться до опасных предметов на столе и брать ножи, вилки. Держите также подальше от малыша горячую еду и напитки. Если ребенок все-таки случайно схватил какой-ни- будь острый предмет, не старайтесь отобрать его, вытаскивая из крепко сжатой руки. Это может привести лишь к тому, что ребенок сожмет кулачок еще сильнее и в результате порежет руку. Вместо этого слегка похлопайте его по тыльной стороне кисти руки и по запястью. Это помешает малышу крепче зажать нож в руке или начать им размахивать. Постукивая одной рукой по тыльной стороне кисти, другой осторожно разжимайте пальцы, чтобы нож просто выпал.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ. Кубики и шары должны быть диаметром не менее 1,5 дюйма (4 см), чтобы малыш не мог их проглотить.

Игры с подушкой. Начиная с 5 месяцев, мы обычно рекомендуем игры с различными подушками - цилиндрическими или клинообразными (в форме треугольной призмы).

Можно использовать остатки поролона, придав им соответствующую форму и обшив материалом с контрастным узором, лучше в черно-белую полоску.
Цилиндрические подушки (валики) диаметром 7-10 дюймов (18-25 см) и около 2 футов (60 см) в длину - хорошие приспособления, с помощью которых ребенок может выполнять массу интересных упражнений. Например, можно положить малыша животом на валик и, поддерживая за ножки, покатать на нем (игра в "тачку") или, усадив ребенка на валик верхом, понаблюдать, что он придумает в новом положении. Он может толкать себя вместе с валиком, чтобы дотянуться до игрушки на ковре, или покататься на нем взад - вперед, помогая себе ногами.

Клинообразные подушки (в виде треугольной призмы) могут послужить опорой для груди ребенка, позволяя ему свесить голову за край подушки и поиграть с находящимися рядом игрушками. Для детей этого возраста используйте подушки высотой от 3 до 4 дюймов (8-10 см).

Из дневника Марты: "Мэтью по-прежнему очень расстраивается, когда лежит на животике и понимает, что смог бы двигаться, если бы ему удалось оторвать животик от поверхности. Он размахивает ручонками, дергает ножками, но это ничего не дает. Вот почему, я думаю, он так любит поролоновые подушки и валики - ведь они по крайней мере позволяют приподнять животик над поверхностью, а это дает малышу ощущение движения вперед".

Поделиться: