История современных головных уборов. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: из истории головных уборов

История головного убора

Одна из первых шляп изображена на надгробном рисунке в Фивах: человек мужского пола в шляпе сделанной, предположительно, из соломы. Древние греки относились к головным уборам консервативно и носили их исключительно в дальних странствиях и долгих путешествиях. Но именно тогда зародились пара основных вариантов шляп : то, что мы определяем "шапкой " и "шляпой ".

Шапка, как и греческий пилос, нечто вроде чепчика, обтягивающего голову, без наличия полей. И головной убор как греческий петасос, убор с тульей и в обязательном порядке с полями. В нём было комфортно странствовать в непогоду, а если не было ветра и дождливо, петасос перемещали на спину, ведь он висел на ремне или ленте.

Давно головной убор являлся признаком владычества, богатства и процветания. Так, например, в Древнем Египте только наместник фараона мог носить головной убор (большой плат из полосатой ткани), на который надевалась корона. Все прочие, помимо подневольных рабов, довольствовались париками из натурального волокна.

В Древней Греции и мужчины и дамы гуляли с непокрытой головой, лишь странствуя носили головной убор в виде невысокой круглой фетровой шляпы с небольшими полями (в такого рода головном уборе на фресках и в скульптурах изображался вестник божеств быстрый Гермес).

В средневековье кавалеры и женский пол надевали накидки или плащи с капюшонами. Капюшоны имели всевозможные конфигурации. Иногда окончание капюшона было таким длинным, что он свисал гораздо ниже талии.

В средние столетия шляпы становятся украшением и символом роскоши, богатства, успеха. Люди украшают их перьями, мехом, лентами, бантами и драгоценными камнями. Вот каким образом пишет один монах-августинец (ХV век): -"То тщеславная дама одевает мужской капюшон, либо приобретенную роскошную вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, или применяет аксессуар на лоб (или грудь) то носит вокруг шеи коралловые бусы и, наконец, приобретенные блестящие волосы почившей женщины.

С Востока пошла мода на тюрбаны, а в Европе они получили самое емкое распространение. Их надевали и кавалеры, и женский пол. Тюрбаном персы называли ткань, которой обвязывали свою голову. От персов такой головной убор распространился по всему мусульманскому миру. В XVII и XVIII веках тюрбан, как головной убор, исчезает из европейской моды и возрождается снова исключительно во времена похода Наполеона в Египет (мода ампир) и снова во время второй мировой войны. Приближенной к тюрбану являлась чалма - полотнище ткани, намотанное на голову поверх тюбетейки, фески и т.д. и т.п. В Средней Азии такой головной убор не разрешали носить поденщикам и бедным гражданам, - все-таки прочие мужчины примерно с 5 лет имели на него право. Чалма могла быть праздничной и домашней, запросто трансформироваться в пояс-кушак. В средневековье в Европе появился новый головной убор - чепец. Сначала его применяли для купания и сна, как дамы, так и мужчины.

Мужской чепец мог иметь длинный конец, ниспадающий набок. Позднее мужчины от этого так ого убора отказались, а дамы носили его до второй половины XIX века.

В XIV и XV веках в Европе господствовала французская мода.

Головные уборы были длиннющими и острыми, как конусы. У мужского пола они были исключительно украшены павлиньими перышками. Тогда же высокой известностью пользовались войлочные головные уборы, произведенные русскими мастерами.

Издревле на головах восточных славян всех сословий возвышались шапки, расширяющиеся кверху. У крепостных головные уборы имели высокую тулью, сужающуюся кверху, и были сваляны из войлока. Встречались и низенькие шапочки с круглым меховым околышем и бархатной или парчовой тульей - мурмолки. Франты и стрельцы в XVII веке надевали шапки с низеньким меховым околышем и высокой, острой мягкой бархатной тульей.

Сословие бояр предпочитало многослойные шапки. На дому на их головах возвышалась расшитая шапка -тафья (или скуфья). Уходя за порог, поверх нее надевали колпачек и горлатнуюшапку (ее шили из пушнины, приходящегося на горло зверя). По этой шапке можно было отличить боярина от всех остальных.

На Руси за мужем женщины и вовсе не могли ходить «простоволосыми». Все они носили кокошники, двурогие кики, однорогие сороки.

Французская революция упрощает головной убор , позволяет сделать его проще. Республиканцы помещают на свою голову красный фригийский колпак, декорированный трехцветными кокардами и ленточками, окрашенными в национальные цвета. Фригийский колпак появился еще в античность. В ту пору римским рабам находиться с покрытой головой запрещали, и потому те, кому удавалось освободиться, тут же водружали на головы небольшие колпаки, конфигурация которых была заимствована у фригийцев. Их так и называли - "шапками свободы". Так в веках перекликается мода на головные уборы, олицетворяющие стремление человека к свободомыслию. Шапки декорируются трехцветными значками и лентами, окрашенными в национальные цвета.

Чем ближе к настоящему времени, тем быстрее изменяются веяния моды в мире головных уборов .



В начале XVIII столетия поля головных уборов стали нагибать в нескольких местах. Со временем загнутые вверх поля формируют постоянный фасон, и шляпку начинают кроить немного иначе. Рождается треуголка - шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эру рококо ее носит и женский пол, в XVII и XVIII веках треуголка становится частью форменной одежды. В финале XVIII столетия ее победила двухугольная шляпа. Она быстро сворачивалась и помещалась под мышкой мужчины, когда ему приходилось быть на приеме или балу.

В Англии все носят цилиндр - высокую шляпу с короткими полями. Для удобства рождается и раскладной цилиндр - шапокляк (шляпа Гибуса) на проволочном каркасе. Эту шляпу , что просто уплощалась до блинчика и пряталась под мышку, в 1835 году изобрел парижанин Гибус. До 1914 года шапокляк, как дополнение к фраку, стал принадлежностью бального туалета мужчин. Параллельно с цилиндром, еще с XVIII столетия, в моде была касторовая шляпа из дорогого сукна весьма искусной выработки, для ее производства применялся козий пух. Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 г. возникло нечто общее - котелок.

Котелок имеет узкие ровные поля и усиленнную сферическую тулью, он фактически во все времена черного цвета, исключительно изредка серого. В лондонском Сити, до середины XX века, котелок совместно с зонтом считался типичным для деловой одежды. В 1850-е годы стал популярен и капот - маленькая, высоко надетая дамская шляпа , но уже в финале XIX века ее носили только женщины в возрасте.

На рубеже XIX и XX столетий рождается канотье - соломенная шляпка с жесткой плоской круглой тульей и довольно ровными полями.

Современный головной убор .

Кроме маленьких, плотно облегающих голову шляп и вязаных шапочек , популярны шляпы с полями . В летний период обычно надевают соломенные шляпы , холодной осенью - фетровые, велюровые, из тканого материала. Зимние шапочки имеют непритязательные очертания: это шляпы типа чалмы, традиционно русские ушанки , кубанки и токи.

Иное дело - шляпы .

"Я испытываю интерес к шляпам . Сколько же их было у меня! Все они элегантны и забавны, эксцентричны и драматичны, каждая доставляет удовольствие. По-моему, даму в шляпе забыть нельзя", - говорила Софи Лорен.


Выбрать шляпу к лицу нелегко. Шляпка - это последний штрих, который или удачно завершит костюм, или, зачастую, его испортит. Головной убор должен украшать, подчеркивать индивидуальность. Филипп Трейси, три раза награжденный британской премией как самый лучший дизайнер аксессуаров, позволяет своим клиентам выбрать головной убор: "Дело не в том, чтобы полностью поменять вашу внешность, шляпы должны помочь вам быть привлекательнее". То есть незаурядному сильному характеру и шляпа требуется соответствующая - неординарная и необычная.

Современные шляпы нередко имеют шикарную декоративную отделку в виде веночков, букетов или муляжных фруктов, как и в середине шестидесятых годов. Букеты могут быть крайне необычной расцветки, например, из тканого материала в горошек, клетку или полоску, фрукты как естественной, так и вызывающе яркой раскраски. Скромные кокетливые шляпы могут декорироваться перышками и небольшими украшениями.

Колониальный народный стиль в одежде дополняет шляпка из соломки либо пальмовых черешков, джинсовый стиль - шляпа из кожи и жесткого фетра. Композиции из современных тканей (так называемых технотканей) смотрятся абсолютными со шляпками из прозрачного цветного винила несложного фасона.

Ну а закончить справедливо будет замечательной фразой, которую очень давно произнес Э.М. Ремарк, и, естественно же, был прав: "Шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов".

Головной убор - это последний штрих в вашем имидже!

Когда появились головные уборы? История головных уборов

Обыкновенная шляпа может многое рассказать. Еще древние люди понимали, что голову нужно беречь от холода, дождя и солнца. Поэтому придумывали самые разные приспособления, которые на эту голову надевали. Например, японские самураи носили шляпы с забралами, на которых были нарисованы лица. В Египте все должны были носить специальные платки, два конца которых свисали по бокам. А древние римляне предпочитали венки, причем самые разные. Новорожденный младенец получал венок из петрушки, победители спортивных состязаний - из лавра, военные герои - из ветвей дуба.

В странах Азии популярна была чалма - длинная полоса ткани, намотанная на голову поверх тюбетейки. Ее владелец мог использовать это полотно как пояс или даже как скатерть.

Несколько столетий шляпа без слов рассказывала о том, на чьей голове она была надета. Франкский король Карл Великий (742–814), например, издал правила: как шляпу носить, перед кем снимать с помахиванием у пола, перед кем - с глубоким поклоном. Тогда достойные люди носили на шляпе перья фазана, а те, кто провинился - ощипанные тушки лесных птичек.

Вспомни, как раскланивались мушкетеры при дворе французского короля Людовика XIII. При этом они часто «подметали» шляпами пол.

А богатые дамы в средние века носили генины - высокие конусообразные колпаки.

Чем знатнее была дама, тем выше ее генин. Некоторые с трудом проходили через дверь, так как высота генина достигала одного метра.

В 18 веке были придуманы цилиндры и котелки - круглые высокие шляпы. В Англии котелок считался шляпой серьезных деловых людей. А в России круглые шляпы запрещал царь Павел I. Тех, кто не подчинялся, было велено бить по голове.

Знаменитую ковбойскую шляпу придумал Джон Стетсон в 1865 году. Он показывал своим друзьям, что можно сделать из шкуры добытых на охоте животных. Он вымачивал мех в горячей воде и расплющивал. В результате получался замечательный материал - войлок, из которого Стетсон изготовил широкополую шляпу. Вскоре обнаружилось, что для ковбоев она просто незаменима. Ею не только закрывали голову от ветра, зноя и ливня, но даже использовали как ведро, из которого поили лошадь. Подобные шляпы носят на западном побережье Америки до сих пор.

Женщины всегда любили шляпки. Раньше было принято, что у каждого платья должна быть своя шляпка. Сейчас нет таких строгих правил, но все же любую девочку и женщину подобранная со вкусом шляпа всегда украсит.

Последней, завершающей точкой, придающей очарование костюму, являются головные уборы. Они всегда завершают ансамбль одежды. Сто лет назад женщина без шляпы была немыслима.

Венки, сплетенные из цветов и листьев различных растений, были основными украшениями головы у греков. Их носили все сословия. Их надевали на волосы, поверх шерстяной повязки.

Головные уборы в виде широкополой шляпы с низкой широкой тульей («петас») и яйцевидные шапки моряков и рабочих («пилей») носили лишь в непогоду. Их делали из войлока, соломки, кожи. Головными уборами воинов служили петас и бронзовые шлемы, декорированные высоким гребнем из конской гривы, перьев. Женщины Древнего Египта, кроме царицы, головные уборы не носили. Их заменяли парики, украшенные большими диадемами, лентами, венками из цветов, золотыми цепочками, подвесками из самоцветов, стеклянных и керамических глазурованных шариков.

Головной убор царицы представлял собой ястреба, распластавшего крылья (символ богини Исиды), и изготовлялся из золота. Во время официальных церемоний она привязывала плетеную бородку Озириса. Нефертити в период царствования фараона-отступника носила цилиндрический головной убор.

Широко распространенным головным убором всех слоев общества в древней Месопотамии были колпаки-конусы и налобные ленты. Высшие сословия изготовляли их из дорогих материалов и ярко раскрашивали. Царский головной убор состоял из высокого конусообразного колпака, на который надевалась диадема с двумя спускающимися на спину длинными пурпурными вышитыми лентами. Царь-жрец носил цилиндрический, гладкий или украшенный головной убор с накладными сдвоенными рогами по бокам.

Придворные мужчины носили широкий шарф с косичками или вышитую, шириной в ладонь, полоску, украшенную по нижнему краю рядом толстых нитей. Шарф свисал на плечо и лежал наискосок, а другой конец на-брасывался на голову. Придворные надевали и тюрбаны. Солдаты и офицеры носили конусовидные и шаровидные бронзовые шлемы, войлочные шапки.


Более пяти веков (ХI-ХVI вв.) головными уборами мужчин были суконные или войлочные колпаки различной формы, с невысокой полукруглой, конусовидной или, наоборот, с высокой яйцеподобной тульей, украшенные мехом, металлическими накладками, орнаментальными вставками.

В допетровский период мужскими головными уборами были тафья (домашняя круглая шапочка), мурмолка (колпак с меховой оторочкой или отворотами), горлатые шапки (цилиндрический меховой головной убор, расширяющийся кверху). Женщины носили кокошники, чепцы-повойники, высокую кику с подзатыльником. На повойник и кику надевали убрус и крепили его под подбородком. В зимнее время одевали отороченные мехом колпаки, каптуры.

Высота головных уборов в период господства стиля рококо (начало XVII в.) доходила до полутора метров. Они состояли из каркаса, покрытого полосками муслина, лентами, цветами в сочетании с локонами собственных и поддельных волос.

В эпоху ампира носят чепцы и шляпы самых разных форм. Постепенно шляпа вытесняет чепец. Шляпы напоминают мужской головной убор в виде цилиндра, берета, а также становятся популярными вечерние тюрбаны, шлемовидные шляпы.


Модными головными уборами в эпоху бидермейера и романтизма становится мягкая фетровая шляпа (1820 – 1840 г.г.). Однако цилиндр, как классический головной убор, остается в моде.

Появляется также складной цилиндр, который носят скорее как символ – под мышкой. В женской моде соперничали традиционный чепец и шляпа. Победила шляпа, ибо она, даже близкая к чепцу, должна была сохранять сложную прическу. Шляпа сплошь покрыта цветами, лентами, воланами. К вечернему туалету полагался традиционный тюрбан без всяких украшений.

Девичьи головные уборы в России XIX в. имели форму обруча, украшенного бисером, бусами, золотым шитьем.

Во многих местностях носили платок из фабричной ткани, свернутый по диагонали жгутом и завязанный концами на затылке. Его дополняли лентами и цветами.


Во все времена, вплоть до наших дней, головные уборы были связаны с сословными различиями. К примеру, двойная шапка египетского фараона была символом власти. Белая войлочная шапка с черными полями – привилегия ханов в Средней Азии. Цвет и конструкция ее ассоциировались с белыми заснеженными горами и черной землей долин, подвластным ханам. Шляпы французских дворян венчались перьями: у князей и герцогов их было семь, у графов – пять, у баронов – три, у остальных – одно. У церковных служителей также существовали различия в головных уборах: у аббата – черная шляпа с тремя кистями, у епископа – с шестью, а на зеленой шапке архиепископа было десять кистей.

Таким образом, происхождение головных уборов восходит к очень давним временам, когда люди «убирали» свои головы. Обратимся к изображениям богов и увидим, что Юпитер был увенчан дубовым венком, Плутон – кипарисовым, богиня ремесел, искусств и государственной мудрости Минерва – оливковым, бог Бахус – венком из винограда и хмеля. И у простых смертных венки тоже были разные. Осужденные «награждались» венками из колючего терновника, обманщики и доносчики – из растения «медвежья лапа», а за особые заслуги на голову надевали лавровый венок.

Нынешняя мода дает простор творческому подходу к выбору головных уборов. Шапочки и шляпы, береты и жокейки, платки и шарфы можно подобрать если не в магазине, то в ателье на любой вкус. Выбор материалов для них широк и разнообразен: фетр и войлокообразные материалы, ткани – репс, велюр, пике, бархат; трикотаж; натуральные и искусственные меха и кожи; химические мононити, древесная стружка, ленты, искусственные цветы, перо, шнур, пленочные материалы. Их сшивают из выкроенных деталей тканей, трикотажа, отформовывают из войлочных материалов или тканей путем влажно-тепловой обработки на прессформе, вяжут из пряжи и нитей, плетут из соломки, шнура, склеивают из полимерных материалов. Об истории отдельных видов головных уборов см. соответствующие статьи.

Я очень люблю художников. Мой дед был художником, отец тоже и брат мой - художник. И росла я с малых лет среди картин и рисунков. Время шло, я стала писательницей и теперь пишу книжки для детей, а какая же детская книжка без иллюстраций, без рисунков?

Вот, и сейчас, когда я задумала писать новую книжку, то первым делом пригласила художника, Бориса Аркадьевича. Он пришёл, я встретила его в передней. Снимая пальто и шляпу, он спросил:

Так о чём же мы с вами будем сочинять книжку?

Я посмотрела на его красивую серую шляпу и ответила: - Да вот хотя бы о шляпе, Борис Аркадьевич. Он улыбнулся.

Нет, я серьёзно, - продолжала я. - Давайте расскажем и покажем ребятам, что, где и когда носили люди на голове.

Борис Аркадьевич задумался, а потом сказал:

Пожалуй, Наталья Петровна, это может быть интересный разговор.

Сели мы с ним за стол и стали обсуждать нашу будущую работу. Вспомнили, сколько остроумных, метких пословиц и поговорок придумал когда-то русский народ о шапках.

Ну вот, скажем: "По Сеньке и шапка!" Эта поговорка имела два смысла. Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, всё делал кое-как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нём была мятая, неказистая. Про него и говорили с усмешкой: "По Сеньке и шапка!"

А другой Сенька был ловкий, умелый: дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка была аккуратная, красивая. Про такого люди говорили с уважением как бы любуясь им: "По Сеньке и шапка!"

Ещё любопытная , - вспоминает Борис Аркадьевич, - "На воре шапка горит!". У неё такая история: жулик на базаре что-то стянул. Случайно увидев это, один находчивый человек как крикнет что есть мочи: "На воре шапка горит!" От неожиданности жулик схватился за шапку и сорвал её с головы. Тем себя и выдал.

Припомнили мы с художником и другие : "Шапку в охапку - и бегом!" Так говорят про трусливого человека, который, испугавшись чего-то, спешит поскорей удрать, на ходу успев захватить только свою шапку.

"Поспел к шапочному разбору": все люди уже собираются разъезжаться по домам, одеваются, шапки разбирают, а этот опоздал, только-только явился.

Все эти живут до сих пор. Их часто можно услышать в наших разговорах.

А вы знаете, Борис Аркадьевич, что "шапка" слово не русское. Произошло оно от французского "шапо" - шляпа, или "шап", что значит - покрышка. Вот вы, например, кроме шляпы, какую ещё "покрышку" носите на голове?

Зимой я ношу треух, - смеётся художник. - У него вроде как три уха. Два на уши опускаются, а третье - козырёк. Теперь эти шапки называют ушанками.

Мальчишки тоже любят треух. Но, к сожалению, частенько они не очень вежливо с ним обращаются.
Посмотри сюда: хорош?
Он на пёсика похож,
На ушастого, лохматого,
В драке будто бы помятого!

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из истории головных уборов»

Цель: познакомить детей с историей головного убора, её видами; научить понимать назначение и функции головного убора.

Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в XIV веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, вяленые или плетёные шапки, напоминающие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи – овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В XIV веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В XV веке стали носить круглые маленькие шапочки – тюфьи (скуфьи). Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шелком и даже жемчугом(только у монахов они были черными). Одновременно появилась мода стричь волосы «под горшок». К XVI веку в Москве было уже несколько «парикмахерских». Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой «парикмахерской». Если же на стрижку не было денег, то «под горшок» можно было подстричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Одним из обычаев, занесенным на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен).

Самым распространенным головным убором оставался клобук , а попросту говоря – колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы – запоны . Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата. Позже появился науруз (разновидность колпака) – шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В это же время стали носить мурмолки – шапки с плоской, расширенной книзу тульей. На мурмолке были меховые оторочки, похожие на лопасти, которые пристегивались к тулье двумя пуговицами. Шили их из шелка, бархата, парчи. Позднее у простого люда появились – картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки вышли из обихода

С женскими головными уборами разобраться сложнее. Головные уборы на протяжении столетий делились на те, которые носили молодые девушки (молодухи) и замужние женщины. Кроме того, одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам.

В IX-XIII веках самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повой , или урус . Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.

Был также и другой головной убор – кика(кичка). Он представлял собой мягкую шапочку с твердой передней частью в виде лопатки или рогов. Этот головной убор мог быть спереди богато украшен бисером. Жемчугом или вышивкой.

Еще несколько вариантов головного убора – кокошник, подбрусник (мягкая шапочка из цветной материи, в которую убирались заплетенные в косу волосы), волосник – это связанная крючком сетка для волос. Все это покрывалось сверху шалью.

У молодых девушек с головными уборами дело обстояло проще. До замужества они могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венчик(венец) – узкая металлическая или матерчатая полоска. Которая охватывала лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик мог быть расшить бисером, бусами. К нему сбоку подвешивали рязы – нитки бус или жемчуга.


Поделиться: