Конспект занятия оформление рамки тесьмой и кружевом. Конспект ОД «Знакомство с народным промыслом «Елецкие кружева. Рисование кружева. IV. Практическая самостоятельная работа

Людмила Ульшина

Цель : знакомить детей с народным промыслом Липецкой области «Елецкие кружева » ;

Задачи :

1. Учить видеть разное построение узоров мерного кружева , использовать в рисунках отдельные элементы Елецких кружев .

2. Видеть красоту кружев в легкости , тонкости.

3. Совершенствовать технические навыки рисования концом кисти .

4. Развивать воображение, эстетическое восприятие.

5. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие, интерес и уважение к труду кружевниц .

Оборудование :

Наглядный материал :

Время проведения занятия : ноябрь – декабрь.

Психогимнастика.

К солнышку потянулись

Лучик взяли

К сердцу прижали

И друг другу отдали

Стук в дверь

Кто – то к нам стучит!

Входит Снежинка с корзиной в руках

Кто ты, девочка?

Снежинка :

Я красавица Снежинка

Серебристая пушинка

Бабушка моя, Зима

Покрывало соткала.

Достаёт из корзины покрывало.

Но покрывало без снежинок,

Легких беленьких пушинок

Поскорей его возьмите

И украсить помогите!

Воспитатель :

Давай, Снежинка, посмотрим, какое покрывало прислала нам зима.

Разворачиваем, падает конверт.

Конверт? От кого этот конверт может быть?

Город Усмань Липецкой области, детский сад «Солнышко» , группе детей «Пчелка» .

Дорогие ребята!

Моё зимнее время давно уже наступило. Снега ещё мало и я соткала покрывало, которое укроет землю лучше. Но придумывать узоры для его украшения совсем некогда, т. к. работы у меня еще очень много. Прошу вас, ребята, помочь придумать узоры для покрывала, а уж мы с Морозом за одну ночь справимся с работой, украсим его.

Я буду очень вам благодарна за помощь.

До свидания. Зима.

Ну, что, ребята, согласны помочь Зимушке – Зиме? Ответы.

Посмотрим на покрывало. Оно тонкое, легкое, белоснежное. Но какие же узоры можно придумать? Как их нарисовать ? Ведь хочется угодить Зимушке – Зиме, чтобы побаловала она нас снежком, снежными горками, ледяными дорожками, гладким катком. Я, кажется, придумала… а не отправиться ли нам на экскурсию в г. Елец , который славен своим кружевоплетением . Посмотрим, как плетут кружева мастерицы , какие элементы они используют и тогда нам легче будет придумать узоры для нашего покрывала. Согласны? Ответы.

Поедем мы с вами на микроавтобусе «Газель» . Занимайте места в салоне. Пристегните ремни безопасности, а Вы, уважаемый водитель, будьте внимательны на дороге, не нарушайте правила дорожного движения. Я займу место экскурсовода и во время поездки расскажу вам немного о городе Ельце. Итак, трогаемся!

- Елец – город очень древний. Он старше Москвы на целый год. Кто знает, в какой области находится город Елец ? Ответы.

- Елец находится в нашей Липецкой области. Если Липецк – главный город области, то Елец – второй после него . Он расположен на живописной реке Сосне. Как и в любом другом городе, в Ельце есть фабрики, заводы, школы и детские сады, магазины, поликлиники и т. д.

Показываю фото.

Посмотрите, какие красивые изделия. Из чего они сплетены. Ответы детей : они сплетены из ниток.

Мастериц, которые плетут кружева , называют кружевницами . На фабрике работают 250 кружевниц . Им заказывают плести всё: шапочки, одежду, салфетки, даже зонтики, перчатки, кружевные портреты . Рассматривание фото.

- Кружевницы умеют плести мерное и сцепное кружево . Мерным кружево называется потому , что его можно отмерить и отрезать. Таким кружевом можно украсить скатерти, столовые салфетки, пастельное белье. Внимательнее рассмотрите эти кружева . На что похожи узоры на кружевах ? (Ответы : на паучков)

Показываю шарф.

Этот шарф выполнен тоже из мерного кружева . Здесь даже три рисунка кружев .

Дети рассматривают.

Мерное кружево можно плести вручную и на специальной машине. Все кружева , которые вы видите на пастельном белье и на шарфе - сплетены на машине. Машинного кружева на фабрике выпускают 800 км в год! Это намного больше, чем расстояние от Усмани до Москвы.

А вот очень красивая скатерть. Показываю фото.

Она выполнена вручную. Стоит эта скатерть очень дорого, 65 т. р.! Это столько, сколько стоят 9 велосипедов как у Юры. Хотите знать почему?

1. Ни одно изделие, выполненное вручную, не повторяет другого.

2. Работали над ним целый месяц.

3. Нитки льняные и хлопковые, из натуральных материалов, поэтому и цена высокая.

Если смотришь на тонкий орнамент Елецких кружев , то кажется, что в них отражены привольная красота окружающей природы : и высокое звездное небо над лугом ночью, и полевые лесные цветы в жаркий летний день, и покрытые инеем деревья над замерзшей рекой зимой. Родная природа. Вот откуда берут Елецкие кружевницы новые темы для своих кружев !

Окружают меня кружева –

Одуванчик дрожащий едва

Тонкий гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева в стрекозиных крыльях

И в летящих сквозных облаках.

В паутине воздушной лесной,

В невесомой снежинке лесной.

Кружит лист кружевной надо мной .

Заплелась кружевами трава –

Кружева , кружева , кружева .

Ребята, хотите узнать, какими инструментами работают кружевницы при кружевоплетении ? Перейдем в другой зал нашей фабрики.

Переходим к другому стенду.

Главным инструментом для плетения кружев является подушка – валик. Кружево обычно плетут с помощью маленьких деревянных палочек с намотанными на них нитками. Это коклюшки. А так же с помощью булавок, которые переставляются по рисунку.

Показываю фото.

Рисунок, по которому плетут кружево , называется сколок. Он выполнен из толстой бумаги и прикрепляют его к валику. Мастерицы перебрасывает коклюшки из одной руки в другую, при этом она обвивает нитками булавки, которые воткнуты в подушку. Постепенно переставляя булавки по точкам рисунка, мастерица создаёт сложную систему переплетения. Это и есть кружево .

Видеофильм 1 минута 45 секунд – о плетении кружев .

Сидит кружевница . Перед ней валик с коклюшками. И как бесконечный ручеек течет с валика ажурная лента кружева . Постукивают коклюшки в её руках.

Коклюшки, как гусли волшебные,

Звенят и звенят без конца.

Два века узоры отменные

Повсюду волнуют сердца.

Трудно поверить, но кружевница помнит каждую ниточку, не ошибется, не спутает. А сейчас нам пора заглянуть в художественную мастерскую. Здесь выполняются сколки или рисунки для кружев . В этой мастерской мы с вами и нарисуем узоры для нашего покрывала. Сразу для всего покрывала нарисовать узоры невозможно , так как это займет много времени. Мы выполним сначала узоры для края покрывала, т. е. нарисуем мерное кружево . Посмотрите, какие элементы используют в своих рисунках Елецкие кружевницы .

Дети рассматривают.

Элементы можно использовать в своих рисунках. А вот образцы рисунков кружев , где использованы эти же элементы. Елецкие кружева плетут из белых ниток, а иногда из черных и добавляют цветные, голубые, серые, красные. Поскольку покрывало наше белое, то мы будем рисовать белое кружево . Кружево легкое , тонкое, воздушное. Его рисовать надо концом кисти . Посмотрите, как можно нарисовать решетку , паучка, «насновку» , «вилюшку» .

Показываю.

Сядьте правильно, спины выпрямите, ноги поставьте вместе. Приступайте к работе. Ваша задача – нарисовать неповторимые узоры .

Дети работают.

Пора возвращаться в Усмань.

По дороге рассказываю.

В Ельце, кроме фабрики кружевоплетения , есть сапоговаляльная фабрика. Там делают валенки.

Показываю фото.

Снежинка : - Ну а мне пора прощаться

В сказку нужно возвращаться.

Обращаюсь к снежинке.

Передай, пожалуйста, Зиме, что на следующем занятии мы нарисуем кружевные узоры на круге , квадрате, треугольнике и передадим всё со снеговиком – почтальоном.

Отдаем нарисованные узоры Снежинке .

До свидания!

Публикации по теме:

Никогда не определишь время прихода настоящей зимы. со снегом, морозом. Она подкрадывается незаметно. усыпляя дома, людей. Я люблю.

Фотоотчет «Знакомство с народным бытом родного края» Подготовила: воспитатель Мария Макарова Цель: Познакомить детей с предметами народного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами» Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом.

Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Выполнили: воспитатели.

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сокольского муниципального района

«Детский сад общеразвивающего вида № 31 «Ромашка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Знакомство с кружевом»

старшая группа

Составил: воспитатель

Блинова Виктория Ивановна

Программное содержание:


  • Расширять представления детей о Вологодском кружеве, и его особенностях.

  • Развивать композиционные умения, навыки работы с гуашью, приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

  • Воспитывать интерес к народным промыслам родного края – кружевоплетению.
Интеграция с образовательными областями:

  1. Социализация

  2. Художественное творчество

  3. Коммуникация

  4. Музыка

  5. Чтение художественной литературы

  6. Физическая культура
Предварительная работа:

  • Экскурсия в Дом Детского творчества - знакомство с промыслом кружевоплетения.

  • Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, альбомов, книг.

  • Дидактические игры: «Народные промыслы», «Русские узоры».

  • Организация выставки работ родителей «Волшебная снежинка».

  • Заучивание родителей с детьми стихов о Вологодском кружеве.

  • Рисование узора на полосе-кайме. Украшение косынки кружевными узорами.

  • Информация для родителей: « О Вологодском кружеве», «Знакомимся с кружевоплетением».
Материалы и оборудование:

  • Иллюстрационный материал по теме «Кружевоплетение».

  • Выставка работ родителей: «Волшебные снежинки».

  • Выставка изделий кружевоплетения.

  • Материалы для творческой работы: гуашь, кисти, стаканчики с водой, заготовки окон.

  • Запись музыкального сопровождения.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент
Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.

– Ребята, вы догадались, о каком промысле сегодня мы с вами будем говорить? (Внимание на выставку).

Посмотрите на эту красоту. А вы знаете, что обозначает слово кружево? Кружево- похоже на слово «кружит», значит-«окружает» своей плетеной красотой одежду и разные предметы. Кто же делает такое чудо? (Плетут кружево мастерицы-кружевницы). Почему кружева называются Вологодские? (В нашей Вологодской области). Где мы с вами видели, как плетут кружева? (В доме народного творчества на экскурсии).

А как плетут кружева мы узнаем, если загадку отгадаем: «сорок зайчиков-зайчат дружно лапками стучат». Это коклюшки. Что еще помогает мастерице сплести кружево? (кутуз, нитки, булавки, рисунок)

Предлагаю послушать звуковую загадку (слушание стук коклюшек)

Эй ребята, что за стук- вы узнали этот звук? (ответы детей).

Кружево состоит из разных рисунков, у них есть названия- какие элементы вы уже знаете?(денежки, паучки, пуговки, решетка, березка, банты, елочка, ключики, черепашки, клетка, петелька, плетешок, волнистые и прямые линии.) Возьмите иллюстрации и назовите знакомые рисунки.

Ребята, сейчас в Вологде работает целая фирма: «Снежинка» на ней трудятся кружевницы. Они изготовляют: кружевные покрывала, скатерти, салфетки, накидки, занавески,

косынки, платки, шарфы, шапочки, береты, воротнички, жилеты, платья, кофты, перчатки, галстуки.

Как много красивого кружева кругом- здесь салфетки, воротнички и накидки. Это ваши бабушки и прабабушки постарались.

Дети сидят полукругом.

Беседа. Ответы детей.

Работа с иллюстрациями. Ответы детей.


II. Основная часть

– А сейчас приглашаю всех вас, к нашей выставке проходите – на изделия поглядите. Ребята, кружева можно не только плести на коклюшках, но и вязать крючком. Как много красивого кружева кругом. Какие изделия вы узнали? (салфетки, воротнички и волшебные снежинки). Это ваши бабушки, мамы и даже прабабушки постарались. Давайте послушаем стихи, которые вы выучили дома с родителями.
Из чего снежинка кружевная? -

Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -




А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.




Будто бы плела сама зима.
Присаживайтесь, ребята, сегодня у нас в гостях мама- мастерица Ольга Александровна и дочка –помощница Ксюша. Они расскажут - о своих изделиях.

Спасибо за интересный и полезный рассказ. А нам сейчас пора размяться.

Дети подходят к выставке

Чтение стихов детьми.

Дети садятся.

Выступление родителей: рассказ и показ своей работы.


Физминутка

Рано утором в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили («лепим» руками комочки)

А потом с горы катились (Волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки на месте)

Холодно гулять зимой (грозим пальцем, киваем головой)

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)


Дети делают разминку.

Ребята, послушайте загадку:

^ Какой это мастер

На стекла кружева нанес

В них звезды, снежинки,

А это …(Мороз).

Где же мы можем еще увидеть - и заснеженный лес, и морозные узоры, и пушистые снежинки, похожие на кружева? (на стекле) Дед Мороз-волшебник тоже плетет снежные кружева, узорами расписными украшает окна домов. (показ иллюстраций)

А вы хотите стать мастерами и мастерицами? Давайте украсим наши окна кружевными снежинками и красивыми узорами. Подумайте, как вы будете рисовать снежинки, какие элементы концом тонкой кисти, какие всей кистью. Приготовим материал, и начнем работу.

Показ узоров на

Работа детей- Рисование снежинок и узоров на окнах.


Заключительная часть.

выставка и анализ детских работ.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какие красивые окна (отметить в каждой работе наиболее удачный элемент).

Чудесные снежинки и узоры.

С мерцанием звёздочек
Этих сравнится
Лишь белый узор,
Что плетут кружевницы.

Ребята и мамы, спасибо за творчество. Для вас есть Снежное Угощение.

Дети рассматривают работы.
Угощение клюквой в сахарной пудре.

О Вологодском Кружеве

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным

сетчатым узором, образованным переплетением нитей.

Русское название этого изделия родственно слову

”кружит”. Может быть, так указывалось на его

назначение:

”окружать” нарядной отделку одежду и предметы быта и

Кружево - очень древний вид декоративно-прикладного

искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII веку. Кружева плетутся из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Обычно белого или жемчужно-серого цвета.

Основной инструмент - коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. Используется разное число коклюшек. Делают их из клена, яблони, жимолости, калины, ели.

Так же кружевнице нужен еще валик - продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Его кладут на ”разножку” (небольшие козлы). В валик втыкают булавки.

В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее “вилюшкой”. В нее часто вплетается “скань”, утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. Характерные признаки любого кружева - прозрачность, ажурность, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции сходные с впечатлениями от звучащей мелодии.

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI веке Северного морского пути.

В 1820 г. Помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19 века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.

В 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма “Снежинка” (считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти ”Снежинка” работы В.Н. Ельфиной) Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка," суковатка","косорядка","банты", "денежка", "ключики "фарфорики","елочка", "роза", "железная дорога", "черепашка", "американская клетка", "устьянская терка" и многие другие. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разнообразных рисунков. Ажурные вологодские кружева - это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки... Мастерицы сами придумывают свои узоры. Ассортимент вологодских кружевных изделий включает: предметы одежды и отделочные детали к ним - платья, туники, жилеты, блузки, джемперы, воротнички, вставки, воланы для рукавов, карманы к платьям; предметы туалета - галстуки, пояса, перчатки; изготовляют: кружевныепокрывала,салфетки.

Занавески,косынки,платки. головные уборы - шарфы, косынки, шапочки, береты; декоративные изделия - дорожки, скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы, покрывала, накидки; сувениры - панно различных размеров с разнообразной тематикой.

Из чего снежинка кружевная? -
Это еще с детства каждый знает:
Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы -

Так и кружево сплетает кружевница,
А узор - и ночью не приснится.
Молвят о таких: "Душой плетет!"
А душа устремлена в полет.
Вологодские резные кружева -
В них вся суть народная жива.

Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.

Раздел 2. ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

Урок № 17-18

Тема. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ С АППЛИКАЦИЕЙ

Практическая работа «Оформление аппликации»

Цель урока:

обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о различные способы окончательного оформления изделий с аппликацией и уход за ними, формировать умение выполнять оформление изделия в рамку;

развивающая: развивать эстетический вкус, зрительное восприятие, внимание;

воспитательная: воспитывать усидчивость, аккуратность, дружеское отношение друг к другу.

Оборудование, материалы и наглядность: изготовлен изделие с аппликацией, иллюстрации и образцы оформления изделий с аппликацией, игла, гольник, наперсток, ножницы, булавки, нитки, тесьма, кружево, рамка, картон, скотч или клей.

Объект труда: изделие с аппликацией из ткани. .

Тип урока: формирование умений и навыков

Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку.

Создание положительного рабочего настроения.

Учитель. Поздравляю всех присутствующих, которые своим усердным и упорным трудом, изучая основы изготовления изделий с аппликацией, доказали, что они стремятся стать развитыми, творческими, успешными, креативными личностями. Кредо творческого развития ученика: «Познать себя, найти себя, поверить в себя!» Так работайте - и вы обязательно узнаете себя, ищите, знакомьтесь с новым - и вы найдете себя, и главное - верьте в свои силы, ведь вы - личности, а значит, все у вас будет хорошо.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Прошло довольно много времени с тех пор, как вы начали работать над изготовлением своего изделия. В процессе работы использовали различные материалы и инструменты. Давайте вспомним кое-что из этого.

1. Толстый, твердый бумага особого изготовления. (Картон,)

2. Маленькие декоративные бусинки с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. (Бисер)

3. Текстильный материал, изготовленный переплетением нитей в процессе ткачества на ткацком станке. (Ткань)

4. Камень - минерал, из которого делают ткань. (Асбест)

5. Изготовление различных художественных изображений нашивкой, наклеиванием на основу деталей из различных материалов. (Аппликация)

6. Инструмент для письма, писна часть которого состоит из графита, а коробочка сплошная, деревянная. (Карандаш)

Какое слово образовалось в выделенном столбике? (Конец)

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Вспомним народную мудрость: «Конец дело хвалит», то есть результат работы во многом зависит от окончательной обработки изделий.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа а текстом учебника (с. 90-93)

1. Оформление краев изделия с аппликацией:

а) петельным швом - рисунок 99 (с. 91 учебника);

б) тесьмой и кружевом - рисунок 100 (с. 91 учебника);

2. Оформление изделия в рамку - рисунок 101, 102 (сек. 92 учебника);

3. Уход за изделиями с аппликацией:

а) стирка и глажение изделий с аппликацией - с. 95;

б) чистки изделий с аппликацией - с. 97.

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОФОРМЛЕНИЕ АППЛИКАЦИИ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА СТР 93)

1. Анализ заданий практической работы

2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами

3. Правила безопасного труда (см. приложение)

4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы:

а) петельным швом - с. 91 учебника;

б) тесьмой и кружевом - с. 91 учебника;

в) оформление изделия в рамку - с. 92-93 учебника.

5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся

6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)

7. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

8. Подведение итогов практической работы:

VII. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Выполнение заданий с целью проверки знаний по изготовления и отделки изделий с аппликацией (см. приложение 12).

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

Самооценки учебных достижений два балла за исполнение требований по следующим критериям:

1. Самостоятельность изготовления.

2. Готовность к уроку (наличие инструментов, материалов, спецодежды).

3. Соблюдения культуры труда (не отвлекался на разговоры, не покидал рабочего места, не нарушал правил безопасности труда, по окончании работы убрал рабочее место).

4. Качество изделия:

Соответствие размеров изделия заданным;

Соответствие формы изделия той, что задана эскизом;

Аккуратность изделия.

IX. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить понятие «предмет труда», «орудия труда», «продукт труда» (с. 4-5).

Подготовить изделие к выставке.

Высокий уровень: подобрать загадки о простейшие орудия труда и приспособления.

XI. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Поделиться: