Над Кашириными висело проклятье? Братья Каширины: биография, заслуги и причины репрессии Какие нравы царили в семье кашириных

Глава первая ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ

Что, ведьма, народила зверья?..

Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту!..

Я сама на всю жизнь сирота!..

Меня так обижали, что поди-ка сам Господь Бог глядел - плакал!..

М. Горький. Детство

«А был ли мальчик?»

Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской улице Нижнего Новгорода: «Рожден 1868 г. Марта 16, а крещен 22 чисел, Алексей; родители его: Пермской губернии мещанин Максим Савватиевич Пешков и законная его жена Варвара Васильевна, оба православные. Таинство святого крещения совершал священник Александр Раев с диаконом Дмитрием Ремезовым, дьячком Феодором Селицким и пономарем Михаилом Вознесенским».

Странная это была семья. И крестные у Алеши были странные. Ни с кем из них Алеша не имел никакой связи в дальнейшем. А ведь, если верить повести «Детство», и дедушка его, и бабушка, с которыми ему пришлось жить до отрочества, были людьми религиозными.

Странным был и отец его, Максим Савватиевич Пешков, и дед по отцу, Савватий, человек столь крутого «ндрава», что в эпоху Николая Первого из солдат дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами». К сыну своему, Максиму, он относился так, что тот не раз убегал из дома. Однажды отец травил его в лесу собаками, как зайца, другой раз истязал так, что соседи отняли мальчика.

Кончилось тем, что Максима взял к себе на воспитание крестный, пермский столяр, и обучил ремеслу. Но то ли и там мальчишке жилось не сладко, то ли бродяжья натура опять взяла в нем верх, а только убежал он и от крестного, водил слепых по ярмаркам и, придя в Нижний Новгород, стал работать столяром в пароходстве Колчина. Был это красивый, веселый и добрый парень, чем и влюбил в себя красавицу Варвару.

Максим Пешков и Варвара Каширина обвенчались с согласия (и с помощью) одной лишь матери невесты, Акулины Ивановны Кашириной. Как говорили тогда в народе, женились «самокруткой». Василий Каширин был в ярости. «Детей» он не проклял, но и жить их к себе, до рождения внука, не пускал. Только перед родами Варвары пустил их во флигель своего дома. Примирился с судьбой…

Однако именно с появлением мальчика судьба начинает преследовать род Кашириных. Но, как бывает в таких случаях, поначалу судьба улыбнулась им последней закатной улыбкой. Последней радостью.

Максим Пешков оказался не только талантливым мастером-обойщиком, но и натурой художественной, что, впрочем, было едва ли не обязательным для краснодеревца. Краснодеревцы, в отличие от белодеревцев, изготовляли мебель из ценных пород древесины, производя отделку бронзой, черепахой, перламутром, пластинами поделочных пород камня, лакировку и полировку с тонированием. Они изготовляли стильную мебель.

Кроме того (и это не могло не понравиться Василию Каширину), Максим Савватиевич отошел от бродяжничества, крепко осел в Нижнем и стал уважаемым человеком. Перед тем как пароходство Колчина назначило его конторщиком и отправило в Астрахань, где ждали прибытия Александра II и сооружали к этому событию триумфальную арку, Максим Савватиев Пешков успел побывать присяжным в нижегородском суде. Да и в конторщики нечестного человека не поставили бы.

В Астрахани судьба и настигла Максима и Варвару Пешковых, а с ними и весь каширинский род. В июле 1871 года (по другим данным в 1872 году) трехлетний Алексей заболел холерой и заразил ею отца. Мальчик выздоровел, а отец, возившийся с ним, помер, чуть-чуть не дождавшись своего второго сына, до срока рожденного Варварой возле его тела и названного в его честь Максимом. Максима-старшего похоронили в Астрахани. Младший умер по дороге в Нижний, на пароходе, и остался лежать в саратовской земле.

По прибытии Варвары домой, к отцу, ее братья переругались из-за части наследства, на которую сестра после смерти мужа имела право претендовать. Дед Каширин был вынужден разделиться с сыновьями. Так зачахло дело Кашириных.

Итогом этой внезапной череды несчастий было то, что через некоторое время и русская и мировая литература обогатилась новым именем. Но для Алеши Пешкова приход в Божий мир был связан прежде всего с тяжелейшей душевной травмой, вскоре перетекшей в религиозную трагедию. Вот так началась духовная биография Горького.

Научного описания ранней биографии Максима Горького (Алеши Пешкова) фактически не существует. Да и откуда бы ему взяться? Кому пришло бы в голову подмечать и фиксировать слова и поступки какого-то нижегородского пацаненка, полу сироты, а затем и круглого сироты, рожденного в сомнительном браке какого-то пришлого из Перми мастерового и мещанки, дочери сперва богатого, а затем разорившегося владельца красильной мастерской? Мальчика хотя и необычного, не похожего на остальных, но все же просто мальчика, просто Алеши Пешкова.

Несколько документов, связанных с рождением Алексея Пешкова, все же сохранилось. Они были опубликованы в книге «Горький и его время», написанной замечательным человеком Ильей Александровичем Груздевым, прозаиком, критиком, историком литературы, членом литературной группы «Серапионовы братья», куда входили М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, К. А. Федин, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский. Последний в 1920-е годы решил стать биографом Горького, из Сорренто всячески опекавшего «серапионов». Но потом Слонимский передумал и передал «дело» Груздеву. Груздев выполнил его с добросовестностью умного и порядочного ученого.

Груздевым и энтузиастами-краеведами были разысканы документы, которые могут считаться научно обоснованными свидетельствами происхождения и детства Горького. В остальном биографы вынуждены довольствоваться горьковскими воспоминаниями. Они изложены в нескольких скупых, написанных в ранние годы литературной карьеры автобиографических справках, в письмах Груздеву 1920–1930-х годов (по его вежливым, но настойчивым запросам, на которые Горький отвечал ворчливо-иронически, но подробно), а также главной «автобиографии» Горького - повести «Детство». Некоторые сведения о детских годах Горького и людях, которые его окружали в этом возрасте, можно «выудить» из рассказов и повестей писателя, в том числе позднего времени. Но насколько это достоверно?

Происхождение Горького и его родственников, их (родственников) социальное положение в разные годы жизни, обстоятельства их рождений, браков и смертей подтверждаются некоторыми метрическими записями, «ревизскими сказками», документами казенных палат и другими бумагами. Однако не случайно Груздев поместил эти бумаги в конец своей книги, в приложение. Как будто немножко «спрятал».

В приложении тактичный биограф невзначай проговаривается: да, некоторые из документов «отличаются от материалов „Детства“». «Детство» (повесть) Горького и детство (жизнь) Горького не одно и то же.

Казалось бы, ну и что такого? «Детство», как и две другие части автобиографической трилогии («В людях» и «Мои университеты») - художественные произведения. В них факты, разумеется, творчески преображены. Ведь не считаются же «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина, «Лето Господне» И. А. Шмелева или «Юнкера» А. И. Куприна научными биографиями писателей? При чтении их, помимо особенностей фантазии авторов, необходимо учитывать еще и временной контекст. То есть когда эти вещи были написаны.

«Жизнь Арсеньева», «Лето Господне» и «Юнкера» написаны в эмиграции, когда Россия рисовалась их авторам «подсвеченной» кровавыми сполохами революции, а на разум и чувства неизбежно влияли воспоминания об ужасах Гражданской войны. Возвращение в детскую память было спасением от этих кошмаров. Так сказать, своеобразной душевной «терапией».

Повесть «Детство» тоже написана в эмиграции. Но это была другая эмиграция. После поражения первой русской революции (1905–1907), в которой Горький принимал активное участие, он вынужден был уехать за границу, так как в России считался политическим преступником. Даже после политической амнистии, объявленной Императором в 1913 году в связи с 300-летием царского дома Романовых, вернувшийся в Россию Горький был подвергнут следствию и суду за повесть «Мать». А в 1912–1913 годах повесть «Детство» писал на итальянском острове Капри русский политический эмигрант.

«Вспоминая свинцовые мерзости дикой русской жизни, - пишет Горький, - я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо - это живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Это не детский взгляд.

«И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».

И это слова и мысли не Алексея, сироты, «Божьего человека», а писателя и революционера Максима Горького, который раздражен результатами революции, винит в этом «рабскую» природу русского человека и вместе с тем надеется на молодость нации и ее будущее.

Глава 29 Проклятие Работа на этой последней стадии войны отвлекала и успокаивала меня. Моему сотруднику Зауру я предоставил позаботиться о том, чтобы военное производство продолжалось до конца. 1 «» Я сам, напротив, как можно теснее сошелся с представителями

День первый: проклятие рода Кашириных – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! М. Горький. Детство «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ПРОКЛЯТИЕ РОДА КАШИРИНЫХ – Что, ведьма, народила зверья?! – Нет, не любишь ты его, не жаль тебе сироту! – Я сама на всю жизнь сирота! Горький. «Детство» «А был ли мальчик?» Метрическая запись в книге церкви Варвары Великомученицы, что стояла на Дворянской

Глава 1 Баронеты ван Хемстра. семейные тайны голландского рода Рассказ об Одри Хепберн, об этом трогательном ангеле, следует начать с детства, однако она сама о детстве вспоминать не любила. И если в годы ее славы журналисты задавали назойливые вопросы о ее самых юных

Глава 19 ПРОКЛЯТИЕ! - Когда я писал свои серии, то есть множество картин на один и тот же сюжет, случалось, что в работе у меня одновременно находилось до сотни полотен, - признавался Моне герцогу де Тревизу, навещавшему его в Живерни в 1920 году. - Когда надо было найти

Глава I Происхождение моего рода Авторы Записок начинают обычно автобиографией, основой которой служат их рассказы, многочисленные подробности на счет генеалогии того, кого они выводят на сцену.Человеческое тщеславие не может при этом упустить случая перечислить его

Глава 12 Проклятие папской гробницы Предсмертное завещание Юлия II После окончания работ в Сикстинской капелле Микеланджело и не думал об отдыхе. У него на это просто не было времени, ибо наконец-то он получил возможность заняться своей любимой скульптурой, от которой был

Глава V Последний своего рода Возвращение в Россию графа Юрия и других внуков посла Александра Гавриловича. - Вероятная причина этого решения. - Обстоятельства, способствовавшие их возвращению. - Женитьба графа Юрия на Нарышкиной. - посольство в Китай. - Обширные

Глава первая Какого рода-племени будешь, сынок? Не однажды вопрос, вынесенный в заголовок, ставил М. Т. Калашникова в тупик. Отвечать, а больше молчать, приходилось, чтобы выжить в мире, где о справедливости любит больше рассуждать, а праведниками становятся лишь после

Глава 11 ПРОКЛЯТИЕ РОДА ГРИМАЛЬДИ Благодаря игорному бизнесу Гримальди никогда больше не испытывали материальных затруднений, однако вся многовековая история их семьи подтверждает известную истину, что не в деньгах счастье… Ну, или же - не только в деньгах. На

Глава 9. История поместья и древнего рода моей жены Обе эти истории тесно переплетаются друг с другом поэтому мне сложно их отделить. Далекие предки моей жены были из Европы, они были капитанами и кораблестроителями. Один из предков был владельцем верфи на которой

Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРАФСКОГО РОДА ОРЛОВЫХ Легенда о происхождении рода Орловых У любого дворянского рода России есть легенда о том, откуда этот самый род пошел. Есть такая легенда и у графского рода Орловых, самые знаменитые представители которого - братья Григорий

Из чего должна состоять родословная книга: документы и материалы генеалогического поиска, поколенная роспись рода, родословное древо, реконструкция истории рода, архивные документы, фотографии мест проживания предков В первую очередь исследователям обязательно нужно

ПРОКЛЯТИЕ Пусть будут снова яблони в цвету. Весна… но все надежды отняты. И крикнуть хочется в ночную темноту: - Будьте вы прокляты! Благословенны вы, идущие на бой С мечтами смелыми и страстными… На бой с неправдою, со смертью и с судьбой Дерзающие - счастливы… И

ГЛАВА 2. Корни рода Итак, Голышевы были крепостными. Однако род их старинный и не раз упоминается в древних актах.В церковных метрических книгах середины прошлого столетия большинство крестьян, не только крепостных, а и казенных, фамилий еще не имели, писались: Иван Петров,

Глава 1 Проклятие амбиций Декабрьским утром 1941 года Конрад Хилтон вышел из распахнутых настежь дверей роскошной спальни в патио своего особняка в испанском стиле, находящегося на Белладжио-Роуд в Беверли-Хиллз. Пройдя несколько шагов, он остановился и, как всегда поутру,

Повесть А. М. Горького «Детство» относится к лучшим образцам отечественной прозы. Она рассказывает не только о «свинцовых мерзостях» русской жизни провинциального мещанства, простого люда - полуграмотного, а потому дикого, духовно скудного, ожесточённого и оскотинившегося в ежеминутной борьбе за «копейку». В центре внимания автора - чистая детская душа главного героя, проходящего через жестокие этапы становления, а также светлые и добрые характеры тех героев, которые скрасили тяжкие минуты обид и несправедливостей, коих видел он в доме деда немало.

Предыстория

История жизни деда Каширина занимательна и поучительна одновременно. Однако начнём мы не с неё, а с того, каким образом Алёша Пешков оказался в приземистом, крашеном грязной охрой одноэтажном доме Кашириных. Мать его вышла замуж без благословения родителей. Потом родился Алёша. Жили они дружно и весело, пока отец не умер, а мать от горя едва не лишилась рассудка. Тогда к ним приехала бабушка Акулина Ивановна, чтобы отвезти осиротевшее семейство в родовое гнездо - Нижний Новгород. Именно с этого момента как читателям, так и главному герою становится интересной история жизни деда Каширина.

Глава семейства

Василий Васильич Каширин, как называет его автор, внешность имеет совершенно невнушительную, скорее, комичную. Это маленький сухонький старичок с острой, золотисто-рыжей бородкой, суетливый, с зелёными глазами и птичьим крючковатым носом. Личность довольно колоритная, но особенно нелепость его бросается в глаза рядом с крупной, даже большой и слишком полной, но как-то плавно-степенной женой Акулиной Ивановной. Впрочем, история жизни деда Каширина наглядно показывает, что не от внешности зависит судьба человека, а от черт его характера. И от обстоятельств, в которых он жил.

Основные события

Своим чутким маленьким сердцем Алёша скоро понимает, что всех членов большого семейства объединяет одно общее чувство. Нет, не любовь, как это должно быть между родственниками, а ненависть, помноженная на злобу и зависть. А причина всему - деньги. История жизни деда Каширина - как зеркало, отражающее судьбы его потомства. Когда старый Каширин первый раз порет Алексея за провинность, то потом, в порыве жалости и раскаяния признаётся: «Думаешь, меня не били?..» Оказывается, самого деда в детстве секли так, что «и в страшном сне» не увидеть. И так обижали, что, наверное, сам «Господь Бог глядел и плакал» от жалости! Значит, не сам по себе, от природы, зол и жесток дед! Окружающая обстановка, в которой он рос, испортила и ожесточила его характер, внушила, что именно на таких условиях держится порядок в доме и авторитет старших. Тогда же и узнал внук, какой несчастной была судьба деда Каширина. Прежде чем завести красильню, он много лет бурлачил на Волге, таскал с товарищами на себе неподъёмные баржи, надрывался, терпя издевательства от хозяев. Жуткий призрак нищеты заставлял его всю жизнь, подобно Чичикову, собирать и беречь копейку, трястись над каждым рублём.

Глава большого семейства

Когда писал Горький «Детство», характеристика деда играла важную роль в реализации замысла и идеи произведения. На его примере он показывала, как страшно и безысходно калечатся недюжинные русские характеры средой, если не имеют достаточных внутренних сил к сопротивлению. Кода Василий Васильич обзавёлся семейством, разбогател, открыл красильню, он нещадно эксплуатирует работников и своих, домашних. Он не хочет отделить взрослых женатых сыновей, чтобы не пришлось отдавать им часть причитающегося имущества. Дочь Варвару Каширин лишил приданого за то, что та самовольно вышла замуж. Алёшины дядья нещадно дерутся между собой, но деда это не останавливает. И только изрядно выпив, захмелев, он с тоской признаётся себе, в каком «гадюшнике» живёт. Да и семья, в конце концов, распадается. Гибнет всеобщий любимец Цыганок. Страшный пожар уничтожает львиную долю имущества. Расселяются дядья, но также пьют и приходят бить окна в новый отцовский дом. Разоряется, нищает и ещё больше «усыхает» душою дед. Жалкий, просящий милостыню, морящий голодом бабушку и внука, предстаёт он перед нами в конце повести. И надрывно-щемящей нотой зря промученной жизни раздаётся в наших ушах его тоскливое «Эх, вы-и-и…»

Отклик читателя Алексея Решенкова на статью в Вестнике городской Думы».

(Прим.: материал присутствует только на сайте).

Моя семья и род Кашириных

Маркова Анастасия Сергеевна (1916-2007), дочь Кашириной Валентины Егоровны (1877-1956 г.), не раз в беседах со мной упоминала, что её бабушка Каширина Елена со своим супругом Кашириным Егором некоторое время жили в одном доме с А.М. Пешковым , упоминала также, что на роду лежит проклятие. Говорила о том, что возможно Егор не настоящее имя дедушки. Как-то серьёзно я тогда не воспринимал эту информацию. Но когда в 2007 году не стало родного и близкого мне человека, ощутив боль потери, стремительность уходящего времени, я стал интересоваться своей генеалогией.

Отношение нашего рода к Пешкову я даже и не рассматривал. Одно мне было понятно: дед и бабушка Горького - Василий Васильевич и Акулина Ивановна - являются моими далёкими предками. Подтверждение этому я нашёл в личном архиве Владимира Николаевича Исайчева . В его фотоальбоме есть фотографии людей, которые встречаются и в моём архиве. (www.isaichev.ru) - семья Ивана Петровича Каширина ).

Первый и третий мужчина справа и первая женщина слева присутствуют на групповой фотографии семьи Кашириных 1905 г.

В своём стихотворении - “Родовая находка”, Владимир Исайчев пишет:

Каширина ж - не много и не мало,

Коль верить и преданьям, и молве,-

Так бабушка отцова состояла

С самим Алёшей Пешковым в родстве.

Не надо объяснять с каким волнением и трепетом я перечитывал «Детство» Горького, как зачитывался Павлом Басинским . Каждая страница этих книг дарила мне ощущение того времени. Вырисовывала психологические портреты родных людей, которые, как показала жизнь, повторились через поколения. Постепенно образ Василия Васильевича и Акулины Ивановны, семьи Кашириных в моём сознании приобрели некоторые очертания.

В 1831 году, на 24 году жизни, Василий Васильевич в Спасо-Преображенской церкви венчался с дочерью Нижегородского мещанина Ивана Яковлевича Муратова - Акулиной Ивановной 18 лет. (Илья Груздев пишет, что Акулина Ивановна вышла за муж 14 лет от роду.) По моему мнению, именно Акулина Ивановна оказала большое влияние на формирование взаимоотношений в семье Кашириных.

Стремление Василия Васильевича в браке возвысить свой род объясняет нам, почему трудяга и домовитый Василий сделал предложение сироте (возможно, внебрачной, на что указывает “ бобыльство” её матери и раннее нищенство).

«Хорошо было Христа ради жить…» - так рассказывала бабушка Акулина Алексею Пешкову. Титул мещанина - вот цель, которую преследовал Василий Васильевич.

Преследуя её, мудрый Василий, при выборе невесты игнорирует даже вопрос веры. Ведь не мог не знать Василий Васильевич, что Акулина поклоняется солнцу, что языческая кровь бродит в ней.

« - Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться, а ты всё своё бормочешь, еретица! Как только терпит тебя Господь! Чуваша проклятая! Эх вы-и…»

А “ведьма “- молится…

«- Сердечушко моё чистое, небесное! Защита моя и покров, солнышко золотое. Мати господня, охрани от наваждения злого, не дай обидеть никого, и меня бы, не обижали зря!»

На фоне этих различий между супругами часто возникают разногласия. А если учесть суровый, жесткий характер Василия и добрый (словами Горького , «по истине, свет в окне, сердце мира, чуть ли не земная богородица») характер Акулины Ивановны, то разногласия эти были значительны. Благодаря этим, довольно таки разным людям, Алексей Пешков рано познаёт взрослую жизнь, а с помощью дара, коим обладала Акулина Ивановна, дара рассказчицы, он как бы ненароком приобщается к образному, литературному мышлению.

«- Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!»

Вот так вот одной фразой показать доброту и поэзию своего языка, это талант.

По православным традициям венчание христианина и язычника - недопустимо, а коль так случилось, достойно проклятия. А потому, как складывается жизнь Василия Васильевича, Акулины Ивановны, а так же их детей и внуков. можно сказать, что проклятие нашло своё отражение во всех последующих поколениях рода Кашириных.

Меня бы взяло сомнение о наличии проклятия, если бы не слова Василия Васильевича:

«…Не удались дети-то, с коей стороны ни взгляни на них. Куда сок-сила наша пошла? Мы с тобой думали, в лукошко кладём, а Господь-от вложил в руки нам худое решето…. А всё ты потакала им, татям, потатчица! Ты ведьма!

Если бы и Павел Басинский не подметил:

«Определённо над родом Кашириных висело проклятие дедушкиного Бога! Все дети красавицы Варвары, кроме нелюбимого Алексея, умирали, угасали, исчезали, будто тени».

Если бы под каждым из нижеследующих пунктов я бы не смог написать фамилии потомков Акулины и Василия, которых знал лично:

если в роду есть умственно отсталые дети,

если в роду люди отрицающие бога,

если в роду судятся, делят наследство кровные родственники,

если в роду добровольно отказываются от родства (Ты мне больше не мать!)

проклятие висит над этим родом. Причём, грехи каждого из нас, как снежный ком, нарастают из года в год и усиливают угрозу для наших потомков.

Бесплодие - свидетельство того, что с точки зрения Творца, данный род должен быть прекращен. Грехи их слишком тяжелы, чтобы передавать детям.

Дело не в проклятии, как в церковном обряде, а в тех разногласиях, что царили у Кашириных, создавая нервозную обстановку в семье, доводившую нередко до драк и, конечно, имевшую влияние на психику подрастающего поколения.

Марков Иван , диакон храма Георгия Победоносца, что в селе Игнатьево под Гжелью, отец Сергея Ивановича Маркова (1873-1939), а также дедушка Анастасии Сергеевны Марковой . По роду своей службы хорошо разбирался в людях. И когда его сын Сергей попросил отца о благословении брака с Кашириной Валентиной Егоровной, ответ его был резко отрицательным.

Языческая кровь, иноверие в семье Кашириных просачивались буквально во всём.

Для диакона Маркова Ивана этот брак воспринимался не только как личное оскорбление, но и как угроза истинной вере. Вере во Христа. Сергей Иванович пошёл против отца и венчался с Валентиной Егоровной. С того самого момента жизненные пути отца и сына разошлись. Можно сказать, что этот семейный раздор, тоже есть следствие проклятия.

На удивление чётко, через поколения передалось физическое сходство, к примеру, Акулины Ивановны (по описаниям) и Кашириной Валентины Егоровны (внучки). На фотографии «Каширина Елена и Марковы» крайняя справа. - Валентина Егоровна, в замужестве Маркова, - «Большеголовая, с огромными глазами». К сожалению, фото Акулины Ивановны я не видел, как впрочем, и фото Якова, описания которого очень похожи на Егора Каширина. Но передались не только физические черты. Так же, под копирку, передаются и психологические портреты Кашириных.

И когда читаю письмо Горького к Екатерине Волжиной , невесте, а затем жене, характеризующее молодого Алексея Пешкова, я могу подписаться под каждым его словом и сказать, что это портрет моего отца.

«Прежде всего, он недостаточно прост и ясен. Он слишком убежден, что он не похож на людей, и слишком рисуется этим. Он предъявляет к людям слишком большие требования, как будто бы умён один он, - а все остальные идиоты и болваны. А главное - его трудно понять, ибо он сам себя совершенно не понимает. Главное - он слишком непонятен, вот его несчастье».

Разбираясь в отношениях между членами семьи Василия Васильевича, в отношении его к внукам, я понял, почему мои родители отправили на «вольные хлеба» меня в 18 лет. Почему и по сей день, когда мне исполнилось 47 лет, отец не проявляет ко мне и к своим внукам интереса. История повторяется.

И всё-таки мечтаю поклониться могилам предков, несмотря на проклятие, влияние которого сказалось и на мне. Готов расцеловать каждого из них. В благодарность за мою жизнь, основу которой начали закладывать в 1831 году Василий Васильевич и Акулина Ивановна, сами того не подозревая.

Это мой взгляд на отношения в семье Кашириных, возможно, где-то я ошибаюсь. Но основан он не только на исследовательской работе Груздева, Пелевина , Басинского и самого Горького, но и на моём анализе жизни потомков Василия Васильевича и Акулины Ивановны, жизнь которых, как параллель веков, копирует жизнь своих предков.

Безмерно благодарен тем людям, которые хранят память о семье Кашириных.

Хотелось бы попросить Людмилу Михайловну Смирнову оказать содействие в приобретении родословной Кашириных. Со своей стороны буду рад ответить на все интересующие Вас вопросы. Спасибо за Ваше творчество.

[email protected]

Алеша Пешков после смерти отца переехал вместе мамой и бабушкой в дом к деду Каширину. Обстановка ему не понравилась с первого дня. В доме царила постоянная вражда между дядями мальчика, Михаилом и Яковом. Они досаждали отцу, чтобы тот быстрее разделил наследство, и тогда каждый бы смог начать свое собственное дело.

В доме деда всегда присутствовал «туман вражды»: постоянные драки дядьев; наказание детей в виде порки по субботам; издевательство над полуслепым работником на фабрике; расправа деда над бабушкой.

Алексей не привык видеть такое поведение взрослых, их регулярные драки и ссоры, а также физическое наказание детей. Когда он жил с отцом и матерью, то у них в доме царили любовь и уважение.

Главная причина постоянных ссор между членами семьи Кашириных – это жадность к деньгам и не разделенное между детьми имущество деда. Каждый брат опасается, что больший и лучший кусок наследства достается другому. Бабушка уговаривает деда разделить между сыновьями наследство, что поможет прекратить вражду и драки между ними.

Дед Кашириных был властным и грубым человеком. В молодости у него была суровая жизнь. Он испытал всю тяжесть работы и нищету, в то время, когда был бурлаком. Он ненавидел бедность, а нищих считал глупыми и ленивыми. Благодаря, своей хитрости сумел сколотить приличное состояние и открыть собственное дело. Он не спешил делить свое богатство с детьми, и это было причиной постоянных ссор и драк в доме.

Все боялись деда. Детей он постоянно держал в строгости и наказывал за маленькие провинности, розгами. Он думал, что таким образом добьется хорошего воспитания и послушания. Старик Каширин был умным и прозорливым, он с первого взгляда мог определить, что собой представляет человек.

Он разглядел в подкидыше Цыганке хорошего работника с «золотыми руками», а во внуке Алеше способность к наукам и самостоятельно обучил его грамоте. Дед уважал свою жену и гордился, что она не растерялась во время пожара в доме. Хотя кричал и бил ее. Она не обижалась и списывала эту злость на «неудачи в доме».

Образ бабушки является полной противоположностью деду. Она ласковая, добрая и всегда готова придти на помощь. Ее душа разрывается между детьми и их постоянными драками. Она переживает, что Михаил и Яков ссорятся, а дед суров и не идет им на встречу.

Бабушка для Алеши стала ангелом, который помогал мальчику привыкнуть к новому дому и устоявшимся нравам в семье Кашириных, а также защищала его от злых людей. Она, а не мать пожалела Алешу и схватила на руки, когда дед впервые хотел выпороть его розгами за испорченную скатерть.

Мама мальчика ушла и появлялась очень редко, поэтому Алеша постепенно забывал образ матери. Он жил в одной комнате с бабушкой. По вечерам она рассказывала ему сказки и истории из жизни Кашириных, что очень нравилось мальчику. Бабушка испытывала жалость и сострадание к людям, что приводило деда в бешенство.

Когда дед умер, Алеша и бабушка остались ни с чем. Мальчик ходил побираться и все что ему подавали, он приносил этой доброй и старой женщине. Глядя на него она, молча плакала, переживая, что же будет с внуком в будущем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Путешествие моей мечты

    Что может лучше и прекраснее путешествий? Наверняка, что ничего! Ведь путешествие лично для меня – это приобретение нового опыта, знакомство с прекрасными людьми, посещение замечательных мест

  • Анализ рассказа Распутина Век живи век люби

    Произведение посвящено описанию процесса взросления и становления личности. Главный герой – подросток, оказавшись без опеки родителей, встречается с людьми в обыденных привычных ситуациях и встраивается во взрослую жизнь

  • Портрет Маруси с цитатами в рассказе В дурном обществе

    Владимир Короленко общепризнанный писатель, который во многих своих произведениях осуждал болезни общества. Одну из таких болезней, а именно, социальное неравенство в обществе, он описывает в повести «В дурном сообществе»

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Картина Фельдмана притягивает взгляд. Здесь настолько одухотворенный солдат. У него такой взгляд, наполненный чувством каким-то хорошим… Мне очень нравится картина

  • В своём рассказе «Тихое утро» Казаков повествует о дружбе двух мальчишек из разных социальных слоев, о взаимопомощи. Ю.П. Казаков рассказывает о деревенской жизни и показывает нам насколько разное деревенское и городское население.

Урок литературы в 7 классе

Разработан учителем МБОУ «Алтуховская СОШ» Сенющенковой Н.А.

Тема урока: «Семья Кашириных»(по повести М.Горького «Детство»)

Цель урока : исследовать значимость атмосферы семьи в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию духовно – нравственной личности.

Обучающие задачи : собрать и систематизировать необходимый материал по образам членов семьи Кашириных, определить идейную направленность и проблематику повести, учить высказывать собственное мнение.

Развивающие задачи : развивать навыки аналитической работы с текстом;, умение обобщать, сопоставлять материал, совершенствовать устную речь учащихся.

Воспитательные задачи: воспитание чувства сострадания к обездоленным, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Оборудование урока: текст произведения «Детство» М.Горького, портрет писателя, иллюстрации к произведению, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

На доске размещен эпиграф к уроку:

Семья для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие и тепло, - это настоящее счастье. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.

А.Макаренко

Слово учителя :

Давайте обратим наше внимание на эпиграф к уроку. Какое слово в нем будет ключевым?(Семья)

Тема сегодняшнего урока: «Семья Кашириных». Наша задача – разобраться, может ли быть по-настоящему счастлив человек, связанный узами родства с семьёй Кашириных?
Для начала обратимся к домашнему заданию. Одной группе было задано сочинение –размышление о важности проживания и воспитания в семье. (Свои работы зачитывают 2-3 ученика)

Какой вывод мы можем сделать?(Только в семье человек может обрести настоящее счастье)

А теперь обратимся непосредственно к произведению. Вторая группа ребят должна была поработать над заголовками к главам повести. Как же вы озаглавили и почему?(Например, «Путешествие по Волге»(1часть), «Знакомство с семьёй Кашириных» (2часть), «Цыганок» (3часть) и т.д.

Давайте познакомимся с членами семьи Кашириных.(Учащиеся перечисляют героев).

Какое впечатление о родственниках сложилось у Алёши в первую встречу?(С.16, «Особенно не понравился мне дед; я сразу почувствовал в нём врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство», «И взрослые, и дети –все не понравились мне; я чувствовал себя чужим среди них».)

Обратимся ко второй главе, к самому её началу (ученик читает два первых абзаца).

Какую же характеристику жизни в доме деда даёт автор?

Выпишите слова и словосочетания, несущие угрозу, жестокость. (Невыразимо странная жизнь, суровая сказка, рассказанная…мучительно правдивым гением; слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени», горячий туман взаимной вражды)

Приведите примеры жестокости и взаимной вражды, показанные в повести.(Дерутся дядья, требуя раздела имущества; Саша Яковов советует окрасить скатерть, заведомо зная, что Алёшу накажут; жестокое наказание розгами; избиение дедом бабушки; еженедельные драки, дядя Михаил перебивает руку своей матери; изгнание слепого мастера Григория; дядья стараются утопить в проруби отца Алёши; гибель Цыганка и т. Д.)

Чем вызвана злоба в людях?(Зависть, желание завладеть чужим, злорадство, жадность)

Как вы думаете, откуда исходит зло? Кто из героев повести является источником зла? (Дед. Он глава семьи).

Найдите первое описание деда (с.14)

Чего в описании больше: положительного или отрицательного?(с птичьим носом, зелеными глазками –не человек, а хищная птица)

Предлагаю разобраться в характере этого человека. Для этого необходимо разбиться на две группы. Одна группа приводит примеры положительного в деде, а другая – отрицательного.(Иногда бывает добр, после пожара жалеет бабушку; послал за костоправкой, чтобы вылечить бабушку; по-своему волнуется о дочери; С.176 «он ведь раньше больно хороший был, дедушко наш, да как вздумал, что нет его умнее, с той поры и озлился и глупый стал» и т.д.)

Когда происходит сближение деда с внуком? (После наказания)

Что узнал Алёша о прошлом деда?(Сирота, нищей матери сын, бурлак, водолив – старший в артели бурлаков, цеховой старшина, «начальник людям».

Кто такой бурлак? Обратите внимание на репродукцию картины И.Репина «Бурлаки на Волге». Что можно сказать о работе бурлака?(Каторжный труд. У Н.Некрасова есть строки о труде бурлака и его заветном желании «А кабы к утру помереть, так лучше было бы ещё…»)

Так почему же человек, знавший нищету и унижение, с большим трудом вставший на ноги, унижает и доводит до нищеты других?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 80-е годы 19 века в России происходит ожесточенная борьба между мелкими ремесленными предприятиями и крупным фабричным производством. Мелкие предприятия, подобные красильному заведению деда Каширина, не выдерживали конкуренции и неуклонно шли к разорению, но не хотели сдаваться и отчаянно отстаивали право на существование.

Какой мы сделаем вывод? (Дед злой, т.к. чувствует приближение краха своего дела)

Деде ожесточила сама жизнь. Тяжелый жизненный путь, пройденный дедом, выковал в нем недоверие к людям и крайнюю озлобленность, развил в нём эгоистичность, дух собственника.

Когда дед теряет остатки человечности? (Когда разоряется. Он перестает кормить жену и внука)

Несет ли дед наказание за свою жестокость? (Сбылось предсказание бабушки. Горестно наказал Господь…лет через 10…дед сам ходил по улицам города нищий и безумный, жалостно выпрашивая под окнами…(милостыню)).

Почему Горький называет изображаемое в повести «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни»? (Свинцовые: тяжелые, темные, отвратительные поступки)

От кого же смог перенять Алеша в доме Кашириных чувства доброты, сердечности, сострадания, честности? (Ребята называют: бабушка, Цыганок, мастер Григорий, Хорошее Дело).

Все они способны к самопожертвованию и всепрощению. В бабушке живёт дух миролюбия. Её главная цель в жизни –установление в семье человеческих отношений, гармонии, которая исключает всякое насилие человека над человеком.

Поработаем в группах: мальчики должны подобрать цитатный материал на тему «Бог деда», а девочки – «Бог бабушки» (Учащиеся дают ответы)

Какая задача стояла перед нами в начале урока? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос и подведем итог .(Учащиеся делятся размышлениями)

Действительно, назвать счастливым Алешу, живущего в семье Кашириных, сложно. Но трудности, выпавшие на долю мальчика, закалили его, подготовили к будущей суровой жизни.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА

1.Какие из перечисленных произведений являются автобиографическими?

а)Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» в)А.П.Платонов. «Юшка»

б)Л.Н.Толстой. «Детство» г)А.М.Горький «Детство»

2.Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»?

а)негодование в) удивление

б)отвращение г)восторг

3.Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать

а)красоту русского народного танца;

б)талант, одаренность, красоту души бабушки;

в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;

г)неумение отдыхать в доме Кашириных.

4.Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара?

а)понимает неблаговидность своего поведения;

б)благодарен бабушке;

в)боится за детей и за свою семью;

г)боится потерять свои хозяйские права.

5.В ком из персонажей повести «Детство» герой сразу «почувствовал врага»?

а)в бабушке в)в деде Каширине

б)в дяде Якове г)в Цыганке.

6. Что явилось «самым ярким впечатлением « в период болезни Алеши?

а)посещение Цыганка

б)посещение деда

в)посещение бабушки.

7. С помощью какого художественного приёма М.Горькому удалось передать изменение отношения Алеши к деду в ходе беседы?

а)антитезы в)внутреннего монолога

б)портретной зарисовки г)метафоры.

8.О ком таким образом отзывается Алеша? «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране – лучших людей её».

а)Цыганке в)Хорошем Деле

б)дяде Якове г)деде Каширине

Домашнее задание.

Отметки за урок.

В конце урока при наличии времени можно провести мини –викторину:

В каком году родился дед? (в 1800, т.к. в 1812 году ему было 12 лет)

Какое полное имя деда? (Василий Васильевич Каширин)

В каком году родилась мать Алексея? (в 1848 году)

Какой вес поднимала мать деда? (80 кг: мешки по 5 пудов весом. Пуд-16 кг)

Почему бабушка не любила Цыганка по пятницам? (в этот день он воровал на базаре)

Поделиться: