Учим счет с детьми 3 4 лет. Учим ребенка считать: четыре игровых методики. Приступаем к занятиям

Особенности математического восприятия дошкольника

Для того чтобы наши занятия шли малышу только на пользу, необходимо представлять его реальные возможности и потребности. Мы должны понимать, что мыслительный аппарат у маленького ребенка еще незрелый, и он не умеет полноценно обобщать и делать выводы. Так двухлетний малыш может, тыча пальчиком в предметы, последовате льно произносить:
- Один, два, три, четыре.
Тем не менее, на вопрос: «Сколько всего предметов?» - ребенок ответить пока не может. Лишь в три с половиной- готов к началу осмысленного, а не механического обучения математике. Он уже способен научиться складывать и вычитать в уме числа в пределах пяти, но проделывать те же действия с большими числами, обычно до четырех-четырех с половиной лет малышу еще не по силам.
Для детей дошкольного возраста совершенно нормально считать, что любое математическое действие верно только в данный момент и только с этими предметами. Малыши считают, что, если раздвинуть предметы – их станет больше, а если их поставить поближе друг к другу, то их станет меньше. Если перенести или изменить положение предметов, то их число тоже изменится. Малыш, складывая 4 и 3, обязательно пересчитает все предметы сначала:
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, - и только после этого даст ответ.
Ребенок же более зрелый станет считать и рассуждать иначе:
- Здесь 4 предмета, значит 4 + 1 + 1 + 1 = 7.
Объем и вес предметов малыш тоже представляет не совсем правильно. Дошкольник считает, что сплюснутая конфета стала меньше, а вытянутая больше, и что вата всегда легче железа, так как он опирается на свои ощущения, а не на непонятные показания весов.
Первым такие особенности развития дошкольников заметил и описал французский психолог Жан Пиаже. Их так и называют в его честь «феномены Пиаже».
Многие из этих феноменов в процессе роста и обучения ребенка ослабляются к 6-7 годам, но часть из них сохраняется до 9-10 лет. Несмотря на это, все дети к школе могут научиться считать, складывать, вычитать и решать несложные задачи.

С чего начинается математика

Любое обучение проходит три этапа: привыкание, понимание и осмысленное запоминание. При этом математика не должна быть чем-то отвлеченным, а естественной частью жизни ребенка, иначе он скоро забудет все, чему мы его научили.
Сначала, играя и разговаривая с ребенком, учим его сравнивать предметы и их свойства, отличать большую вещь от маленькой, длинную от короткой, тяжелую от легкой, круглую от прямоугольной и многое другое.
Обычно, еще до того, как ребенок сможет осмыслить, что такое простой счет, мы в разговоре с ним упоминаем числа и математические понятия:
- Жили-были три медведя.
- У тебя ведь много игрушек. Поделись с Сережей!
- Твое ведерко меньше, чем мое.
- Дай, пожалуйста, Маше одного поросенка, а другого возьми себе.
- Ты хочешь один играть или пойдешь со мной?
- У тебя две ручки – значит, и рукавичек было две. Где вторая рукавичка?
- Подожди пять минут, пожалуйста.

Вместе со стихами Агнии Барто детям обычно предлагают выучить считалочку про зайчика.
Один, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.

В результате, большинство детей после трех с половиной лет умеют считать, и даже складывать, и вычитать в пределах четырех-пяти. Однако они могут об этом не знать, и им нужно помочь проявить свои познания, но сначала ребенок должен научиться считать осмысленно, а не механически.

Осмысление счета в игре и движении

«Оленька охотно все пересчитывает и знает, сколько всего предметов, и все-таки я не уверена, что Оленька считает достаточно осмысленно.
Чтобы счет стал осмысленнее, мы с Оленькой слегка преобразили известный стишок:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа – раз.
Эта долька – для чижа – два.
Эта долька – для котят – три.
Эта долька - для утят – четыре.
Эта долька - для бобра – пять.
А для волка – кожура!
Разозлился волк - беда,
Разбегайтесь кто куда!»

Осмысление счета - иногда достаточно трудный процесс и может потребовать довольно много времени, поэтому мы, не торопясь и не расстраиваясь, пробуем все новые приемы и игры.
«Снова пыталась приблизить Оленьку к осмыслению счета.
Сначала выстроила четыре игрушки одну за другой в очередь. Затем мы их пересчитали и у каждой положили порядковую цифру. Потом обсудили, какое животное стоит до, а какое после, например, зайчика. Я старалась задавать четкие вопросы:
- Кто стоит перед зайчиком? Кто стоит после зайчика?
Потом вспомнили мультик про козленка, который умел считать до 10, и снова всех пересчитали:
- Собачка - 1, зайчик - 2, лиса - 3, котик - 4.
И только после этого я стала спрашивать:
- После единицы какое число стоит? Перед 2 какое число стоит?
Оленька четко ответила на оба вопроса, но так как обычные десять минут наших занятий подошли к концу, нам пришлось прерваться».
Только когда ребенок сможет четко без ошибок сказать, какое число стоит впереди любого из пяти первых чисел, а какое сзади, можно считать, что он понимает, что делает и переходить к осмыслению счета до десяти и параллельно осваивать сложение и вычитание.

Как лучше представить число

Для того чтобы ребенок хорошо различал разные числа, в его сознании должны возникнуть образы этих чисел. Конечно, ребенок и без нас может создавать эти образы, но мы можем помочь ему найти более подходящие и емкие. Лучше всего для этого подходят цветные точки крупного детского домино. Впрочем, и их можно заменить шариками, зайчиками или ромашками. Главное, чтобы предметы были достаточно мелкими, и их можно было при желании представить как точки домино. Согласитесь, что представить число пять легче, если оно изображено компактно в виде мелких предметов, поэтому ничего удобнее, чем изображения на домино, и придумать невозможно.

Однако у ребенка есть большая потребность все потрогать и во всем убедиться самому, поэтому мы с детьми начали изготовлять из быстро застывающего пластилина дополнительное пособие, которое назвали «математическими шариками». Это несколько небольших четырехугольников, каждый с пятью углублениями для шариков. Круглые лунки расположены в том же порядке, что и точки на домино. В каждое углубление можно вставить шарик (или другую удобную фигуру). Можно перекладывать шарики на другой, такой же четырехугольник, и заметить, как выглядят одинаковые числа, или подумать, что сделать, чтобы эти числа были равны.

Наглядность пособия и то, что ребенок может своими руками превратить одно число в другое, очень помогает ему легче осознать, чем отличаются разные числа. На данном этапе это очень важная задача. Именно этим отличается ребенок, который умеет считать, от ребенка, который просто запомнил числа без всякого понимания и реально считать не может.

Формируем образы чисел от 1 до 5

Эту важную в обучении малышей тему делим на четыре ступени.

1. Запоминаем, как выглядят числа от одного до пяти. Учимся считать до пяти и привыкаем к правильной раскладке чисел в квадратах в виде точек домино.
Обучающий:
- Это домики. В них живут шарики-зайчики. Давай посчитаем, сколько шариков-зайчиков живет в каждом домике.
После этого обучающий предлагает ребенку заселить и другой домик с таким же числом персонажей и в таком же порядке.

2. Переводим пассивные знания в активные. Для этого поиграем в нашу любимую игру: «Угадай, что я спрятал». Она поможет малышу научиться узнавать, сколько шариков размещено на одном квадратике, даже не пересчитывая, и запомнить каким цифрам соответствует данное количество шариков.

Начинать лучше с двух четырехугольников, которые в игре можно называть разными, более приятными для слуха ребенка названиями, например, домиками или машинками. Можно, конечно, для этого дооформить наши квадратики крышей или колесами, но у малышей обычно такое хорошее воображение, что достаточно сказать, что этот квадратик теперь ковер-самолет и они его уже видят. Еще нам понадобятся пластмассовые цифры, пока от 1 до 5.

Ход игры может быть примерно такой:
- Посмотри, у меня два домика. В каждом живут эти цветные шарики. Сколько красных шариков живет в первом домике, и сколько желтых шариков во втором? Правильно, в первом домике живут 3 шарика, а во втором – четыре. Теперь на домик наползла тучка (листок бумаги). Сколько шариков спряталось под тучкой? Верно, тучка закрыла домик с тремя шариками. Теперь найди в коробке цифры 3 и 4 и положи тройку рядом с домиком, в котором живут три шарика, а четверку куда положим? Конечно, рядом с домиком, в котором живут 4 шарика.

Постепенно количество спрятанных «домиков» доводим до 3-4, не забывая придумывать все новые сюжеты игры. Например, как-то наши квадратики превратились в морские корабли, а шарики - в матросов. Часть кораблей спряталась за скалу, и пришлось срочно вспоминать, сколько матросов на каждом корабле нужно было спасти.

Для большей наглядности предложим ребенку закрыть глазки и по памяти рассказать, как выглядит какое-то число, а затем открыть глаза и нарисовать его на бумаге или набрать самому на квадратике.

3. Закрепление материала. На данной ступени полезно научиться играть и в саму игру «домино». Играем открыто, переворачивая все костяшки точками вверх. Каждый игрок кладет свою костяшку и громко озвучивает количество точек, например: «пять – три». Хорошо, если в игре примут участие и плюшевые игрушки. Мы с ребенком можем делать ходы и за них. Выигрывает тот, у кого кончились костяшки или их меньше осталось.
Разумеется, взрослый выигрывает очень редко – иначе игра быстро надоест.
Еще одна веселая игра с воображаемой бабой Ягой. Обучающий выкладывает числовой ряд от одного до пяти, затем отвлекает ребенка и нарушает порядок расположения цифр.
Обучающий:
- Баба Яга снова перепутала все цифры. Ты сможешь все исправить?
Ребенок знает, что это игра, и баба Яга воображаемая, но радостно нам подыгрывает:
- Смотри, баба Яга. Мы все цифры снова на место поставили!

4. Углубление осмысления понятий: поровну, одинаковое количество, столько же и чем отличаются числа.

Берем три квадратика и раскладываем так, чтобы на двух из них было одинаковое количество шариков, например по 3, а на третьем другое, например, 4.
- Посмотри, это три гнездышка. В них сидят воробушки. В каком гнездышке воробушков столько же? А в этих двух поровну? Что надо сделать, чтобы в них стало одинаковое количество птенчиков? Правильно, одного убрать!
Предлагаем ребенку «догадаться», чем отличаются три точки от двух, две от четырех и т.д.
Ответ, несомненный для взрослого, не так очевиден для ребенка. Ребенок должен ответить примерно так:
- Три отличается от двух одной точкой.

При помощи костяшек цветного домино можно сделать игру сложнее и интереснее. Сравнить точки домино по трем признакам: по цвету, расположению и количеству точек.

Математические подвижные игры

«Иногда к нашим занятиям присоединялся Олин дружок Юра. Они уже умели немного складывать и вычитать, но для того чтобы ребята лучше осознали отличие сложения от вычитания, мы решили немного вернуться назад. Я вспомнила, как на прогулке Оля с Юрой с азартом прыгают по лестнице, пересчитывая ступеньки, и предложила им попрыгать по музыкальной дорожке с цифрами. Сначала они прыгали вперед, с цифры на цифру, от 1 до 10, каждый раз приговаривая:
- Прибавляем еще один - получится...
Затем в обратную сторону от 10 к 1, приговаривая:
- Вычитаем еще один - получится...
Игра так полюбилась детям, что Юра теперь, как ни зайдет, с порога спрашивает:
- Сегодня прыгать и считать будем?
Когда, ребята перестали ошибаться, прибавляя и вычитая единицу, то стали вперед и назад считать двойками:
- Два, прибавляем один и еще один - четыре, прибавляем один и еще один - шесть… »

Подобный коврик может помочь и нам. Его можно купить или сделать самим, нарисовав на ткани или на бумаге 10 клеток с первыми десятью числами цифрового ряда от 1 до 10. Ниже описаны несколько игр, которые особенно нравятся малышам.

1. Игра поможет малышу научиться осмысленно считать от одного до десяти и обратно. Безусловно, прыгать с кем-то по очереди интереснее.
- Один, два, три, четыре, пять - пять, четыре, три, два, один, - проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно. Для разнообразия можно прыгать то на одной ножке, то на двух или еще как-нибудь. Со временем доводим число клеток до десяти.
Когда ребенок запомнит порядок счета, можно попросить его снова посчитать вслух, но с закрытыми глазами.

2. Эта игра поможет ребенку приблизиться к пониманию, что такое сложение и вычитание.
Теперь малыш прыгает с клетки на клетку со словами:
- Один, прибавляем один - два. Два, прибавляем один - три. Три, прибавляем один - четыре. Четыре, прибавляем один - пять. Пять, вычитаем один - четыре. Четыре, вычитаем один - три. Три, вычитаем один - два. Два, вычитаем один - один, - тщательно проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно.

3. Еще одна игра, которая также воспринимается детьми как веселое развлечение. Несмотря на это, она на редкость наглядно показывает, как меняются числа с прибавлением или вычитанием единицы.

Ребенок прыгает с клетки на клетку с «лукошком» и достает из него и кладет на каждую клетку по одной ягодке (или другой игрушке), проговаривая:

1 ягодка, прибавляем 1, получится 2 ягодки; 2 ягодки, прибавляем 1, получится 3 ягодки; 3 ягодки, прибавляем 1, получится 4 ягодки; 4 ягодки, прибавляем 1, получится 5 ягодок.

Затем в обратную сторону, при каждом прыжке собирая по одной ягодке:

5 ягодок, вычитаем 1, останется 4 ягодки; 4 ягодки, вычитаем 1, останется 3 ягодки; 3 ягодки, вычитаем 1, останется 2 ягодки; 2 ягодки, вычитаем 1, останется 1 ягодка; 1 ягодка, вычитаем одну, ничего не останется – ноль.

Сначала ребенок не понимает, что он уже прибавляет и вычитает единицу, он только привыкает к этим понятиям, понимание придет позже.

«Бабушка! – просит Катюшка на прогулке, - давай в числа играть. Я пятерка, а ты четверка.
- Хорошо, - соглашаюсь я, - так кто первый?
- Я, конечно, я же больше! – забегает девочка вперед.
- Тогда я теперь семерка, - говорю я и становлюсь впереди Кати.
- А я уже десять, - говорит Катя и снова становится впереди.
- Ладно, - говорю я, – тогда давай играть, кто меньше. Я – семерка!
- А я шестерка, снова забегает вперед Катюшка.
Малышке эта игра очень нравится, так как в ней чувствуется некое соперничество».

Очень хорошо, когда не мы, а ребенок становится инициатором занятий. Иной раз полезно отложить свои собственные «взрослые» дела, чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленьких дел.

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки , морковки , помидорки ; вот еще пример шикарного набора ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

.
  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить (Email , Инстаграм , Вконтакте , Facebook ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев - том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики - дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже - между 3 и 5 годами Learning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

verywellfamily.com

К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот - № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно


img.com

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом


inlearno.ru

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь Transforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, - и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием


serpadres.es

Простейший пример - отметки на игровом ростомере . «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц - интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

Сортировка - один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 - с парой бананов, 3 - с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек - создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».


drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся .

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет » рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт - это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение - это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.

Мария Монтессори

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка - чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана


2gis.com

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей - от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его , погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение - важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке - от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом - количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень - последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - всем известно это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое мышление и интеллект. Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями, успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет, заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних условиях требует специальной организации. Важно знать, когда и как правильно развивать элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года считается лучшим периодом для начала обучения. Это объясняется тем, что у малышей уже есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один - много, больше - меньше, поровну. На вопросы родителей, с чего начинать обучение малыша, ответ один: учимся считать от 1 до 5.

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов? ) и порядковый (вопрос: который по счёту? ) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их. Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо. При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное "один" нельзя подменять словом "раз"!

Считаем в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию. Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх - вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру "Что изменилось?" (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5. Затем закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).

Учим порядковому счету

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй... Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

"Первый пальчик - самый большой, указательный - второй, третий палец - средний самый, а четвертый - безымянный, пятый пальчик - наш любимчик, а зовут его - мизинчик!".

Или "Первый пальчик - дедушка, второй пальчик - бабушка, третий пальчик - папочка, четвертый пальчик - мамочка, пятый пальчик - наш малыш и зовут его (имя ребенка)".

Полезна будет игра "Какой игрушки не стало?" (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый - мишка, второй - мячик, третий - слоник, четвертый - кубик, пятый - домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Соединяем число и соответствующую цифру

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях. Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: "Соберем листья для букета, первый листик, второй, ... четвертый. Правильно?" При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Осмысленно запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки. Например, на слова С. Маршака: "Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею..." взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова: "Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять". Или подарить ребяткам картинки с цифрами и поиграть: "Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре, пять...".

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 - 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения. Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: "Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?".

Учим детей счету до 5 в играх

Таким учебным требованиям отвечает . Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом. Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

"Пять пальцев"

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять!

"Считаем пальчики"

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное - соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один - много, больше - меньше), активно действовать с числами.

"Наш помощник"

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

"Составь фигуру"

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование "Кто быстрее соберет фигуру!" Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

"Малыши - карандаши"

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши,
Малыши - карандаши.
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуй красивый дом,
Будем жить с тобою в нем.
А над домом рисуй солнце,
Чтоб светило нам в оконце.
И на небе - облака,
К нам бегут издалека.
А внизу ручей, трава,
И на дереве - листва.

"Нарисуй число"

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку "нарисовать" число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

"Паровозик"

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики "паровозиком", малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: "Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый ". Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

"Математические пазлы"

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть "соседей" числа (у 2 "соседи" 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале мы расскажем о том, как научить ребёнка считать до 10 быстро и непринуждённо, используя игровые методики. После прочтения этой статьи вы сможете в короткий срок освоить со своим малышом базовые математические навыки. Хотите попробовать? Тогда читайте!

Готовим инвентарь

Изучать счёт малыши начинают в 2–3 года. К 4 годам многие дети уже умеют считать до 10. Приступая к освоению базовых знаний по математике, не нужно устраивать трёхлетнему ребёнку настоящие школьные уроки. Проводите занятия в игровой форме, для чего вам обязательно понадобятся наглядные пособия. Что можно использовать, чтобы заинтересовать кроху?

  • Кубики с цифрами (мягкие или деревянные);
  • пластмассовые цифры с магнитами и планшетом для крепления;
  • числовые лото, пазлы;
  • счёты;
  • карточки с нарисованными на них предметами и числами;
  • счётные палочки (их можно заменить спичками или палочками из-под эскимо);
  • обучающие мультфильмы, видео.

Если нет возможности купить яркие игрушки, пособия можно изготовить своими руками. У вас найдётся дома картошка? Отрежьте толстый кружок картофеля и вырежьте из него цифру, которую в данный момент изучает ваш малыш. Обжарьте заготовку и предложите её крохе на завтрак.

Делать цифры можно из любых подручных материалов:

  • картона;
  • цветной бумаги;
  • пластилина;
  • крупы;
  • ракушек;
  • камешков;
  • веточек;
  • бусинок и т. д.

Считайте любые предметы и явления, которые видите на прогулке или на улице:

  • ступеньки;
  • машины;
  • деревья;
  • игрушки;
  • людей и т. д.

В качестве счётного материала подойдет всё, что вас окружает.

С чего начать?

Чем раньше вы познакомите кроху со счётом, тем лучше. Если дошкольник в 2 года уже хорошо говорит и мыслит, можно приступать. Сначала ограничьте круг познаний первыми двумя цифрами. Положите перед ребёнком одну палочку и произнесите: «Один». Затем положите вторую и скажите: «Два».

Когда эти понятия усвоены, посчитайте до двух всё, что найдёте в своём окружении. Если навык закреплён, переходите к трём, четырём и т. д. Не спешите знакомить малыша с письменным начертанием чисел. Считайте устно. Кроха должен осознать практическое применение навыка счёта.

На пути освоения чисел до 5 большую помощь могут оказать считалочки, небольшие стишки. Запоминая их, ребёнок быстрее запомнит порядок цифр. Поиграйте в прятки, произнося известную многим считалочку «Я считаю до пяти…» Игра будет и полезной, и интересной.

Когда прямой счёт усвоен, приступаем к обратному. Повесьте на стене изображение ракеты. Теперь представьте, что её нужно запустить в космос. Попробуйте отсчитать обратно, начиная с пяти. Практика показывает, что навык обратного счёта усваивается довольно медленно и требует от родителей и ребёнка максимум терпения и внимания.

  • дома за обыденными занятиями;
  • в гостях;
  • на прогулке;
  • в транспорте;
  • по дороге в детский сад и т. д.

Считайте прямо и обратно. Устраивайте ребёнку игровые ситуации, в которых простейшие математические навыки просто необходимы:

  • Нарисуйте извилистую дорожку. Разделите её на ячейки. Бросайте по очереди кубик и проходите фишками столько ячеек, сколько точек выпало на кубике. В детском магазине можно приобрести готовую игру. Она отлично тренирует навык счёта в пределах 6.
  • Игра «Магазин». Расставьте игрушки на воображаемом прилавке, каждой из них назначьте свою цену в пределах 10. Из цветной бумаги вырежьте небольшие прямоугольники - это деньги. Если у вас хранятся вышедшие из употребления монетки в 1 копейку, они отлично подойдут для игры. Пусть малыш будет покупателем. Его задача - правильно отсчитать количество монеток или бумажных «купюр».
  • Приобщение к домашним обязанностям. Предложите крохе вымыть или вытереть 3 чашки, а остальные отдать маме. Задача ребёнка - отсчитать требуемое количество чашек.
  • Игра «Посыльный». Разложите в одной комнате кубики, конструктор, магнитики и другие игрушки. Перейдите в соседнюю комнату. Малыш играет роль гонца: он должен принести из соседней комнаты столько предметов, сколько его попросили.

Любые достижения поощряйте, хвалите кроху. Но не превращайте похвалу в дрессировку, когда после правильного ответа малыш получает конфету или разрешение на просмотр мультика. Так у ребёнка сложится мнение, что учёба и подарки связаны напрямую.

Учим цифры на бумаге

Только после того, как кроха научился без ошибок считать до 10 устно и в уме, можно познакомить его с графическим начертанием цифр.

Знакомя ребёнка с написанием числа, покажите соответствующую карточку, поставьте видео мультфильма или детской телепередачи, где рассказывается об этой цифре. Вылепите цифру из пластилина, нарисуйте и раскрасьте её, вырежьте из цветной бумаги, выложите из спичек и т. д. Чем больше наглядностей вы используете, тем скорее получите результат.

Предложите ребёнку игру «Угадай-ка!» Для неё понадобятся кубики или карточки с написанными на них цифрами. Показывайте малышу число и просите его назвать.

Если ваш кроха любит подвижные игры и никак не хочет играть с кубиками или магнитами, поступите иначе. Повесьте на двери или на стене лист бумаги с написанными вразброс цифрами. А теперь самое интересное: предложите малышу совершить кувырок (прыжок, бросить мяч и т. д.), а затем назвать цифру, которую вы покажете. Так и чередуйте физические и умственные упражнения. Смена действий отлично тренирует не только память, но и реакцию.

Старших деток можно приучать писать цифры. Используйте для этих целей печатные прописи. Предложите малышу сначала написать цифру большого размера, затем постепенно уменьшайте начертания до размера клетки в школьной тетради.

Решаем примеры

После освоения счёта наступает время учиться решать примеры. Начинаем с простого: знакомим малыша со знаком «плюс» и прибавляем: 1 + 1 = 2. Для наглядности используйте счётные палочки, спички, любые одинаковые предметы.

Когда этот простейший пример усвоен, прибавляем к двум один и получаем три. Действуем так, пока не дойдём до 10. Чтобы закрепить сложение, повторяйте изученные примеры регулярно в устной и письменной форме. Когда ребёнок на ваш вопрос, сколько будет, например, 5 + 1, станет отвечать правильно не задумываясь, переходите к следующему этапу.

Прибавляйте ко всем числам до 10 сначала 2, потом 3 и т. д. Когда сложение в пределах 10 полностью усвоено, давайте ребёнку примеры вразброс, не привязываясь к конкретному слагаемому.

Важно! Не позволяйте крохе считать на пальцах, использовать линейку или другие подручные средства. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 - основа всех математических действий. Задача родителей - добиться, чтобы ответы примеров ребёнок знал на память.

Вычитание изучайте аналогично сложению. После успешного закрепления полученных знаний можно варьировать сложность примеров: давать в виде уравнения с одним неизвестным (вместо Х или Y, используемых в старших классах, нарисуйте на месте пропущенного числа квадрат, домик или любое другое изображение).

О чём нужно помнить?

Изучая цифры с ребёнком, соблюдайте правила обучения:

  • Одно занятие должно длиться не более 10 минут, чтобы не надоедать крохе и не утомлять его. Проводите в течение дня по 3 таких «урока».
  • Периодически возвращайтесь к изученному материалу, но не делайте это ежедневно.
  • Не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Правильно рассчитывайте сложность заданий.
  • Закрепляйте материал в обычной жизни, чтобы ребёнок видел его практическое применение.

И самое главное: психологи считают, что в процессе обучения малыш проходит три этапа:

  1. привыкает к терминам, обозначениям;
  2. понимает суть излагаемого;
  3. запоминает.

Не торопитесь добиться результата! Больше практикуйтесь, и в какой-то момент ваш кроха успешно сосчитает до 10!

Если вы знаете другие успешные методы обучения детей счёту, поделитесь ими в комментариях. До новых встреч!

Поделиться: