Этика, этическое воспитание (уважение, поведение, общение, правила вежливости) - презентация. Презентация "педагогическая этика" Этика о воспитании самого себя презентация

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новой теме. Раскрывает суть понятия "самоусовершенствование", предполагает работу с раздаточми текстами "Потерял" и организацию по ним учебной дискуссии по методике "пустого кресла", знакомит с высказываниями Эпиктета о самовоспитании, содержит материал о путях самосовершенствования человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Этика о воспитании самого себя Урок № 12 Светская этика («Дрофа») Составила учитель истории МКОУ «Гауфская СОШ» Кущенко Г.В.

Проверка домашнего задания 1. Отгадайте зашифрованное слово нварстенвнотсь 2. Приходилось ли вам осуществлять выбор между тем как поступить - хорошо или плохо? Как называется такой выбор? 3.Перескажите текст «Трудно быть человеком». 4.Какой выбор осуществили Марина и Роман? 5.Чем они при этом руководствовались? 6.Прочтите ваше домашнее сочинение, согласны ли вы с утверждением, что «если ты шипы посеешь - виноград не соберешь»?

Работаем с раздаточными текстами: 1.Прочтите текст «Потерял» на раздаточных листах. Ответьте на вопросы: а)Кто главные герои текста? б) Что с ними произошло? в)В чем заключался нравственный выбор героев? О какой потере идет речь? г) Какой выбор считаете необходимым сделать вы?

Организуем дискуссию В зависимости от вашего мнения разделитесь на 2 группы. Каждая группа обсуждает, какие доказательства можно привести в оправдание своей позиции. Отвечает от группы один человек Отвечать можно, только сев в пустое кресло. Во время ответа все остальные молчат. Представители групп по очереди берут слово.

Подведем итоги дискуссии Члены команд дают оценку, кто в команде внес наибольший вклад в проведение дискуссии Ребята их противоположных команд дают оценку друг другу и выбирают наиболее сильный аргумент соперников.

Подумаем. .. Моральный выбор порой совершить очень нелегко. Почему, даже понимая иногда как поступить правильно, человек делает неверные шаги?

Некоторые люди оправдываются: «Виноват не я, а обстоятельства. От меня ничего не зависит...» Согласен ли ты с ними? Может ли человек научиться всегда поступать нравственно? Как это сделать?

Эпиктет о воспитании самого себя «Подчиняйся тому, что от тебя не зависит, и улучшай в себе то, что зависит только от тебя.» Эпиктет - древнегреческий философ

Расшифруй смысл

Самосовершенствование Это желание и стремление стать лучше, развивать в себе самое хорошее, работать над собой

Пути самосовершенствования

Рефлексия Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что__________________________________________________________________ Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________ Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________ Самым интересным было __________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________ Я бы хотел попросить своего учителя

Домашнее задание 1. Прочтите текст урока №14 2. Подумайте над словами Эпиктета. 3. Составьте свой «План самоусовершенствования». Поразмышляйте, какие нравственные качества вы хотели бы в себе развить? Посоветуйтесь с родителями. 4. Решите, что надо сделать, какие поступки совершать, чтоб эти качества в себе развить? 5.Запишите на листе бумаги и укажите сроки, когда вы собираетесь это сделать.

Предварительный просмотр:

Потерял.

Отец дал Андрейке деньги и сказал;

Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь продуктов.

Андрейка положил деньги в карман пиджака и забыл о них. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак в траву.

После уроков вспомнил: надо же в магазин. Засунул руку в карман, а денег нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

Что с тобой, Андрейка?

Рассказал им мальчик о своей беде. Знали ребята, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

Поможем Андрейке, - сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте. Соберем!

Каждый полез в карман, вынимая мелочь. Набрали целую горсть, посчитали – не хватает! И тут обратили внимание на Костю, дружка Андрейки, который стоял, не двигаясь в стороне.

А ты что же, у тебя нисколько нет? – спросила Таня.

Деньги –то есть, – ответил Костя.- Только они мне самому очень нужны: на подарок копил, у мамы скоро день Рождения …

Как бы ты поступил в такой ситуации? Кого поддержал бы – ребят и Андрейку или Костю?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что__________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что__________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что__________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что__________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что__________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________

Самым интересным было __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя


Лупова М.П.

Учитель ОРКСЭ

МБОУ СОШ № 2

Майкопского района

п.Краснооктябрьского

Тема урока: Этика о воспитании самого себя

Цель урока : Ориентация развивающейся личности на критерии, интегрирующие сущностные характеристики отношения человека к окружающему миру и людям: ответственность, чувство собственного достоинства, самоуважение. Актуализация нравственного потенциала личности.

Задачи урока:

Развитие умений нравственного анализа поступков, сопоставлений моральных характеристик, этически выраженных оценок;

    развитие и систематизация этических знаний ребёнка;

    формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

    развитие адекватной нравственной самооценки учеников;

    развитие способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях;

Формы и виды деятельности : устное высказывание на тему, самостоятельная работа, работа в парах, участие в учебном диалоге.

Средства наглядности : учебное пособие, портреты великих людей, раздаточный материал для учащихся

Ход урока

(на доске эпиграф к уроку)

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Только сам.

Кто низвергнет тебя с высоты?

Только ты.

Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

Лишь в тебе.

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Лишь собой!

    Начало урока.

Организация урока. Приветствие. (упражнение «Комплименты») Сообщение темы урока.

Ребята, как вы понимаете тему урока: «Этика воспитания самого себя» (ответы)

Самовоспитание - сложное слово: само и воспитание. Оно означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя. Самовоспитание - это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами, только вы уже другие. Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, человеку не нравятся некоторые черты его характера, они мешают ему в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, хороших качеств было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат - нового, лучшего себя. То, что это возможно, подтверждается многочисленными свидетельствами людей, буквально сделавших себя самих, это - Петр Первый, М.В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ю.В. Власов, В.И. Дикуль, Л.Н. Толстой и другие.

2.Работа над новым материалом.

Самовоспитание - это работа над собой. Все силы этой работы направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами.

«Воспитать себя - это непросто, но возможно» - Эти слова принадлежат Александру Суворову.

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов в детстве был слабым, хилым мальчиком. Отец надеялся, что его сын станет дипломатом. Но Александр мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Был настойчив в достижении цели, упорен, непреклонен. Так шёл к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу.

2.Работа в тетрадях

В тетрадях записывается тема урока, основные этапы самовоспитания.

И так ребята, воспитать себя самому непросто.

Во - первых, требуется желание. Во - вторых,- умение и, в -третьих, -воля, труд- многочисленные упорные упражнения на пути к цели.

Немало важно изучать себя! Чтобы воспитывать себя, делать что -то с собой, прежде всего надо узнать, познать, изучить себя. Для этого надо - ставить цель! Надо представить себе, каким вы хотите быть(честным, храбрым, умным, справедливым).Тогда на основании изучения себя (какой вы есть) и представления о себе - будущем(каким хотите быть) вы можете наметить конкретные цели изменения, улучшения и совершенствования своих качеств- цели самовоспитания.

И наконец, надо знать, как себя воспитывать. Для этого есть несколько специальных приёмов, способов.

3. Самостоятельная работа

Ребята, очень простой приём - похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой, нужно себя наградить, похвалить. Можно просто вслух похвалить себя. Напишите, за что вы себя можете похвалить.

Верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании верить в успех, уверенность в нем. Убеждайте себя, внушайте, приказывайте себе: « Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже такой, каким хочу стать.» Цель самовнушения должна быть благородной: преодолеть слабость, избавиться от недостатков. Заставить поверить в себя - это важное условие победы.

      1. Упражнение « Самооценка»

Оценивать самого себя - непростая задача, ведь это надо сделать по справедливости (объективно) Постарайтесь при выполнении задания быть максимально правдивым и откровенным. Попробуйте оценить свои умения в области самовоспитания, поставив себе отметку по каждой позиции.

Каждый уч-ся получает лист с упражнением «Самооценка» и оценивает себя

Воспитываете ли вы себя? Моя оценка

1. Я ежедневно делаю зарядку 5 4 3 2 1 совсем не делаю

2. Довожу дело до конца 5 4 3 2 1 не довожу

3 Я человек воли 5 4 3 2 1 безвольный

4. Я требовательный к себе 5 4 3 2 1 не требовательный

5. Я умею преодолевать трудности 5 4 3 2 1 пасую перед ними

6. Я умею распределять время 5 4 3 2 1 не умею

7. Я учитываю мнение других 5 4 3 2 1 не учитываю

8. Я человек слова 5 4 3 2 1 не держу слова

9. Я воспитываю в себе трудолюбие, 5 4 3 2 1 не воспитываю

выносливость

10. Я люблю искусство 5 4 3 2 1 не люблю

11 Я регулярно анализирую себе 5 4 3 2 1 не анализирую

Сумма баллов (средний балл) будет характеризовать общий уровень ваших умений самовоспитания. Желательно, чтобы по этим же позициям вас оценили друзья, родители, классный руководитель. Усредненная оценка будет более объективной.

Физминутка.

5. Упражнение « Я внутреннее»

Старательный, усидчивый, самостоятельный, планирую свою деятельность, экономный,

Я = бережливый, инициативный, творческий,

в труде многое умею, не боюсь черновой работы.

5 .Заключительный этап урока.

    Рефлексия

Ребята, что вам понравилось на уроке? Закончите предложение письменно.

Я не ожидал что............... Оказывается..................

Самым неожиданным для меня было …................

2. Наш урок подходит к концу, подведём итог:

Итак, если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы - знающего и умеющего, честного и доброго, самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо

- (ответы учащихся)

настойчиво и терпеливо работать над собой!

3 Домашнее задание: В работе над собой необходимо чётко представлять, чего вы хотите достичь, что воспитать в себе. Представьте своё Я - будущее. Выпишите важнейшие для вас цели, запишите их в тетрадь и начните работать.

Свой урок я хочу закончить словами французского писателя, философа Гельвеция

Люди не рождаются,

а становятся теми, кто они есть.

Список литературы :

Книга для учителя/ Под редакцией В.А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой.- М.: Просвещение, 2010 г.

Комплексный учебный курс ОРКСЭ /Под редакцией А.А.Шемшурина-М: ООО «Дрофа», 2012 ,

Интернет материалы,

Электронное приложение к учебнику ОРКСЭ.

А. Алексин « Как ваше здоровье?»

О.Орлов « Полководец»

Содержание: v. Введение v. Сущность нравственного воспитания. v. Структура и функции нравственного воспитания. v. Методы нравственного воспитания. v. Литература

Наставить душу к добру и злу. Пифагор Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л. Н. Толстой

Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав» . Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Л. А. Григорович Нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д. И. С. Марьенко

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания: 1. Формирование нравственного сознания; 2. Воспитание и развитие нравственных чувств; 3. Выработка умений и привычек нравственного поведения.

Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.

Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

По И. Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: В отношение к Родине (патриотизм) В отношение к труду (трудолюбие) В отношение к обществу (коллективизм) В отношение к себе В человеколюбие или гуманность

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом.

И. Г. Щукина выделяет три группы методов: методы формирования сознания методы организации деятельности и формирования опыта поведения методы стимулирования

Литература 1. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М. , 1988 г. 2. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М. , 2001 г. 3. Довгун А. И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - № 12. - с. 56. 4. Лихачев Б. Т. Педагогика «курс лекций» . - М. , 1996 г. 5. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. - М. , 1985 г. 6. Подласый И. П. Педагогика. - М. , 1999 г. 7. Попов Л. А. Этика. - М. , 1998 г. 8. Рожков М. И. , Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. - М. , 2001 г. 9. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М. , 1979 г. 10. Харламов И. Ф. Педагогика. - М. , 1990 г. 11. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с. 24 -29.

Педагогическая этика





Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых

  • исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
  • разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
  • выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
  • изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
  • исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
  • разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

  • профессиональный педагогический долг,
  • педагогическая справедливость,
  • педагогическая честь
  • педагогический авторитет.

  • Авторитет подавления
  • Авторитет педантизма
  • Авторитет резонёрства
  • Авторитет мнимой доброты

Педагогический такт

  • это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.
  • Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

  • – требовательность и уважительность к воспитаннику;
  • – умение видеть и слышать студента, сопереживать ему;
  • – деловой тон общения;
  • – внимательность, чуткость педагога.

Преподаватель и педагогический коллектив

  • Моменты делового общения:
  • в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,
  • когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:
  • в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,
  • нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,
  • когда идет речь о практическом утверждении норм морали, основной принцип поведения - «начни с себя».

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель - подчиненный)

  • стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,
  • замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,
  • укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,
  • доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,
  • привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на
  • других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель)

  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.
  • будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
  • не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива)

  • не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
  • попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
  • не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
  • рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
  • не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
  • не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  • Только в том случае, если преподаватель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда тем, кого учим, будет интересно на учебных занятиях, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

Поделиться: