Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Формирование естественнонаучных представлений как средство развития познавательных процессов у ребенка-дошкольника

Старший дошкольный возраст ребенка - это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ними. Этот период является ступенью в системе непрерывного естественнонаучного образования. Цель этого периода - наиболее полно раскрыть огромный, необъятный, полный чудес мир, который детей окружает, с которым они ежедневно соприкасаются и в котором им предстоит жить.

Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Достижение результатов по формированию естественнонаучных представлений, развитию познавательной деятельности детей возможно только через особую организацию воспитательно-образовательного процесса, а, именно, через

- оптимизацию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, развитие их двигательной активности;

Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к самостоятельности и инициативности, к творчеству; - формирование основ культуры и естественнонаучных представлений у дошкольников .

Задачи:

1. Изучить основные психолого-педагогические характеристики развития детей нашей группы.

2. Определить необходимые условия и методы развития у детей основ естественнонаучных представлений об окружающем мире в условиях краткосрочного пребывания их в детском саду.

3. Разработать перспективное планирование занятий с оздоровительной направленностью по формированию основ естественно – научных представлений у детей 5 – 6 лет.

4. Провести опытно-экспериментальную педагогическую работу по применению различных методов и приемов по развитию познавательного интереса и познавательной деятельности на занятиях по формированию естественнонаучных представлений об окружающем мире с оздоровительной направленностью.

5. Сделать выводы об эффективности и необходимости использования перспективного планирования занятий с оздоровительной направленностью по формированию основ естественно – научных представлений как основы развития познавательной деятельности у детей 5 – 6 лет.

6 Выявить и скорректировать возможности участия семьи в инновационных процессах по формированию естественно – научных представлений об окружающем мире у детей.

7. выявить формы и методы взаимодействия с семьёй ребенка, способствующие повышению уровня компетентности родителей по вопросам формирования психофизического здоровья и развития ребенка – дошкольника.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность и т.д.

Детей нашей группы знакомим с качествами и свойствами, присущими предметам и материалам (разнообразие цветов и оттенков, запахов, вкусовых качеств; мягкость, твердость, прозрачность – непрозрачность, гладкость – шероховатость, легкость – тяжесть и т.д.), учим определять явления неживой природы в разные времена года (зимой водоемы замерзают, дуют холодные ветры, метут метели, день короче ночи, снегопад, земля покрыта снегом; осенью – идут дожди, туман, тучи; весной – таяние снега, появление сосулек, оттепель и т.д.).

В группе проводим игры – экспериментирования с различными материалами:

Продолжаем закрепление знаний о физических свойствах предметов. Детям даются представления о некоторых факторах окружающей среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния – жидкое, твердое; почва – состав, влажность, сухость).

Опираясь на повседневный опыт детей 5-7 лет их можно знакомить с: 1) тепловыми явлениями; 2) превращениями твердых тел в жидкие, жидких в парообразные, и наоборот; 3) воздух и его простейшие свойства; 4) магнит, его простейшие свойства;

В старшей группе обращаем внимание детей на воздух и его свойства, объясняем, что ветер – это движение воздуха, что человек и животные дышат воздухом, воздух необходим для всего живого на земле. Работаем по этой теме совместно с преподавателем экологии.

Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них - ребенок не видит воздуха, не может потрогать его руками, не может с ним манипулировать. Для ознакомления с воздухом и его свойствами планируем провести занятия: («Умственное воспитание детей дошкольного возраста» под ред. Н.М. Поддъякова, Ф. А. Сохина) с. 44.

Занятие 1 «Воздух, как его обнаружить».

Занятие 2 «Как можно обнаружить воздух».

Занятие 3 «Сжимаемость воздуха. Вес воздуха».

Занятие 4 «Свойства воздуха».

Наблюдения:

прозрачность воздуха, скорость передвижения (ветры разной силы).

изменение температуры воздуха.

сжимаемость воздуха (надувание шаров и др.).

Опыты

Воздух, способы его обнаружения (воздух в воде, земле).

Свойства воздуха.

Опыт 1. воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки.

Опыт 2. Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют спускается, воздух под ним расширяет купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.

Опыт 3. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите корки апельсинов и предложите почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Продолжается закрепление знаний детей о свойствах воды, льда, снега.

Игры: «Волшебная вода» , «Очистим воду», «Цветные капельки», «Льдинки», «Ледяные узоры» «Освобождение из плена», «Тонет - не тонет», «Наливаем - выливаем», Испытание кораблей», «Снежные фигуры» .

Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу. (вода и лед)

Опыты:

Опыт 1. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в которой налита. Вспомните, где и как разливаются лужи.

Опыт 2. вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт 3 . Вода не имеет запаха. Предложить понюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чем теперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой.

Опыт 4 . Вода не имеет цвета (подкрашивание воды).

Опыт 5 . Животворные силы воды. Поставить в воду срезанные ветки. Понаблюдать, как появятся корешки. Одно из важных свойств вода – давать жизнь всему живому. Рассказать о засухе.

Опыт 6 . Испарение. Вскипятить воду, накрыть воду крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, и эти капли падают вниз.

Ознакомление с тепловыми явлениями.

Если в более раннем возрасте дети научились различать твердые предметы и жидкости, то в старшей группе вполне возможно сообщить детям знания о том, как осуществляется переход из одного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот). Снег, лед – это вода изменившая свое состояние под воздействием низкой температуры.

Основная задача – сформировать у детей представление всеобщности этих явлений: все твердые тела можно превратить в жидкость, все жидкости могут быть превращены в пар. Ознакомление проводится через занятия, наблюдения, опыты.

Задача состоит в том, чтобы показать детям, то все вещества могут находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Занятия по этой теме проводятся зимой.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет начать осваивать приемы классификации.

Для продолжения работы по закреплению знаний детей о свойствах песка, почвы проводятся опыты:

Состояние почвы (ее состав и изменение в зависимости от температуры).

Состав почвы (песок с водой, глина с водой, земля с водой). Водопроницаемость песка и глины. Пособие Н. Рыжовой.

Свойства мокрого песка и сухого.

Песочные часы.

Даются представления о разновидности материалов (разные виды бумаги и картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла и т.д.).

В старшей группе проводятся опыты с магнитом, но как игра.

Свет. Прямолинейность его распространения.

Ознакомление со светом проходит в форме игры. Например: каждому играющему нужно наступить на тень партнера или не допустить, чтобы тот наступил на его тень. Игра проводится утром, днем и вечером. Это необходимо для того, чтобы дети могли сделать вывод: днем – тень короткая, утром и вечером – длинная. Внимание детей обращается на то, что тень всегда имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

Чтобы объяснить, что такое тень, устанавливают настольную лампу так, чтобы свет направлялся на одну из стен. Воспитатель объясняет, что свет идет от лампы лучами. Лучи задерживаются непрозрачным предметом и позади него образуется место, когда лучи не попадают. Место, куда лучи не попадают, называется тенью.

Дальнейшее ознакомление со свойствами света происходит в игре с зеркалами – «солнечные зайчики». Объясняется, что лучи отражаются от зеркала, попадая на него. Главным здесь является формирование представления о свете как о прямолинейно распространяющихся лучах.

Теневой театр, игры с тенью на стене, которые можно проводить со средней гр.

Основная задача ознакомления дошкольников с географическими представлениями заключается не в сообщении им как можно больше информации, а в обучении свободно оперировать приобретенными, пусть незначительными пока знаниями. Такой подход призван развивать способность ребенка сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающего мира, воспитывать наблюдательность, любознательность, приучая тем самым систематическому пополнению своего жизненного опыта.

Важнейшим условием приобретения знаний в дошкольном возрасте, лишь начинающими свое систематическое образование, является наглядность. Наглядность образов географии позволяет использование пиктографического способа изложения материала (изображение предметов, событий и действий посредством рисунков и условных знаков). Карты, благодаря своей наглядности, оказываются стимулом использования географических названий. Можно предложить детям рисовать карты действительных и воображаемых стран.

Окружающий нас наглядный мир познается с помощью географии. Без географии человек лишен истории, культуры.

С проявлениями фундаментальных законов природы дети раньше всего знакомятся «географически». Люди с другой стороны Земли ходят «вверх ногами» и вовсе не ощущают этого. Холодно не только на крайнем севере, но и на крайнем юге. Реки текут быстрее в горах, чем на равнине. Вода течет сверху вниз. Дерево плавает, потому что оно легче воды. Суточные изменения в природе вызваны вращением Земли вокруг своей оси, а сезонные - обращением Земли вокруг Солнца.

Элементарная география дает пищу для пытливого детского ума.

Географический подход позволяет детям упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация. Роль воспитателей и родителей – помочь детям в этом.

Знакомясь с картой, дошкольник приобщается к языку физической географии: элементарным навыкам чтения карт, формам рельефа, природным зонам.

Знакомясь с частями света, реками, озерами, морями, горами, океанами и равнинами, дети учатся отыскивать на карте эти формы рельефа Земли, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе обликом соответствующих ландшафтов.

Главная задача – познакомить детей с картой и основными географическими объектами, дать их ландшафтные характеристики. В задачу не входит обязательное запоминание географической номенклатуры. Необходимо, чтобы дети любили карту и не боялись ее.

Знакомясь с глобусом, дошкольники старшего возраста узнают, что это модель земного шара, Земли. Важно отметить, что карта всей Земли была получена исторически позже, чем карта окружающей местности. Следует формировать у детей умение определять по разнице окраски, какой из сравниваемых объектов выше, какой – ниже, какой глубже (мельче).

Можно предложить ребятам нарисовать карту, придуманной ими местности (как бы вид с самолета). Рассказывая о том, как составляют карты, воспитатели предлагают составить план кукольной комнаты, группы, участка д/сада.

Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, валеологии, конструированию или в повседневной жизни, на прогулках.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков мы широко используем комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Например, на занятиях по теме «Осень…» дети закрепляют знания о явлениях живой и неживой природы, слушают голоса птиц, звуки леса, смотрят презентации, рисуют. Форма проведения подобных занятий может быть любой: от КВН, путешествий до занятий с элементами драматизации.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Организация работы с детьми в форме партнерской деятельности имеет свои особенности:

Включенность взрослого наравне с детьми;

Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

Свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства);

Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Развивающая среда.

Уголки экспериментирования.

(Требования к оформлению и содержанию).

Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступных для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В Уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование:

приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы дерева, пробки и др.;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

разные виды бумаги: картон, обычная наждачная, цветная, копировальная и др.;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.:

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, свечи, сито и др.;

В своей практике я использую в основном исследовательские (творческие) проекты.

Количество участников проекта я не ограничиваю. Это может быть как один – три ребенка, так вся группа; исхожу из желания детей участвовать в совместной исследовательской деятельности.

В течение года успеваем организовать работу по нескольким проектам по развитию познавательного интереса у детей: «Огород на подоконнике»; «Осень», «Первоцветы», «Путешествие с Брызгалкой» , «Волшебный лед».

Работа над проектом предусматривает сотрудничество и сотворчество воспитателей, детей и родителей.

В основном наши проекты носят долгосрочный характер.

Знакомя детей и их родителей с темой проекта через информационный уголок, предлагаем внести предложения, что предусматривает совместное коллективное составление плана проекта, определение формы проекта и составление его плана.

Работая над проектом, совместно с родителями тщательно продумываем и организовываем в группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.

Психолого – педагогическая диагностика уровня познавательных процессов у детей свидетельствует об активном росте развития познавательной деятельности, которая характеризуется следующими показателями:

Так в этом году на 38,4% увеличилось количество детей с высоким и средне – высоким уровнем развития познавательных процессов и с 30,7% до 7,7% снизилось количество детей с низким и средне – низким уровнем.

В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Автор проекта: Страшнова Наталья Алексеевна, воспитатель МБДОУ детского сада 48 «Пчелка». «Формирование элементарных естественнонаучных представлений о свойствах и признаках веществ у детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности »




Актуальность: Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания, основанных на деятельностном подходе. Одним из видов детской деятельности является экспериментирование, которое позволяет не только поддерживать познавательный интерес ребенка, но и приводить их к самостоятельным открытиям. Поэтому необходимость активного внедрения в образовательный процесс методов и приемов, активизирующих исследовательское поведение детей дошкольного возраста является актуальной. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания, основанных на деятельностном подходе. Одним из видов детской деятельности является экспериментирование, которое позволяет не только поддерживать познавательный интерес ребенка, но и приводить их к самостоятельным открытиям. Поэтому необходимость активного внедрения в образовательный процесс методов и приемов, активизирующих исследовательское поведение детей дошкольного возраста является актуальной.


Цель: Цель: Создание условий для получения детьми представлений о свойствах и признаках веществ с последующим углублением знаний в ходе экспериментальной деятельности. Создание условий для получения детьми представлений о свойствах и признаках веществ с последующим углублением знаний в ходе экспериментальной деятельности.


Задачи: Задачи: формирование в доступной форме научных представлений об объектах живой и неживой природы, их значимости в жизни человека; формирование в доступной форме научных представлений об объектах живой и неживой природы, их значимости в жизни человека; развитие любознательности, познавательной активности, навыков моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни; развитие любознательности, познавательной активности, навыков моделирования и экспериментирования с применением полученных знаний в повседневной жизни; воспитание эстетического восприятия окружающего природного мира, бережного отношения к природе. воспитание эстетического восприятия окружающего природного мира, бережного отношения к природе.


Воспитанники общеразвивающей группы для детей 3-4 лет «Семицветик» Воспитанники общеразвивающей группы для детей 3-4 лет «Семицветик» Педагоги МБДОУ. Педагоги МБДОУ. Родители. Родители. Срок реализации проекта: сентябрь - декабрь 2011г. Срок реализации проекта: сентябрь - декабрь 2011г. Основные целевые группы: Основные целевые группы:


Основные целевые группы: Воспитанники Воспитанники общеразвивающей общеразвивающей группы для детей группы для детей 3-4 лет «Семицветик» 3-4 лет «Семицветик» Педагоги детского сада. Педагоги детского сада. Родители. Родители. Срок реализации проекта: Срок реализации проекта: сентябрь -декабрь 2011г.


Гипотеза: Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста систематически использовать экспериментирование в процессе формирования представлений об окружающем мире, то это приведёт к повышению познавательного интереса и активному усвоению предложенного материала, приобретению социальной практики за пределами учреждения, а также положительной адаптации к современным условиям жизни. Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста систематически использовать экспериментирование в процессе формирования представлений об окружающем мире, то это приведёт к повышению познавательного интереса и активному усвоению предложенного материала, приобретению социальной практики за пределами учреждения, а также положительной адаптации к современным условиям жизни.


Ожидаемый результат: Сформированные знания у детей о свойствах и явлениях живой и неживой природы. Сформированные знания у детей о свойствах и явлениях живой и неживой природы. Осознанное использование полученных знаний на практике. Осознанное использование полученных знаний на практике. Высокая познавательная активность. Высокая познавательная активность. Способы оценки: диагностика, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей; анкетирование среди родителей. Способы оценки: диагностика, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей; анкетирование среди родителей.


Материал и оборудование: Оборудование для экспериментов различной тематики. Оборудование для экспериментов различной тематики. Алгоритмы опытов, схемы, модели, календари природы, карточки. Алгоритмы опытов, схемы, модели, календари природы, карточки. Различные виды материалов. Различные виды материалов. Растения в уголке природы. Растения в уголке природы. Познавательная литература. Познавательная литература. Дидактические игры. Дидактические игры.


Этапы проекта: Подготовительный: август -сентябрь Подбор методической литературы, Подбор методической литературы, иллюстративного материала по теме, иллюстративного материала по теме, инструментария для проведения опытов. инструментария для проведения опытов. Оборудование мини-блоков развивающей среды по теме экспериментирования. Оборудование мини-блоков развивающей среды по теме экспериментирования. Проведение первоначальной диагностики. Проведение первоначальной диагностики. Разработка перспективного плана работы по экспериментированию. Разработка перспективного плана работы по экспериментированию. Оформление родительского уголка в группе с размещением консультаций, рекомендаций по теме. Оформление родительского уголка в группе с размещением консультаций, рекомендаций по теме.


Реализация перспективного плана работы по экспериментальной деятельности через ознакомление с окружающим. Реализация перспективного плана работы по экспериментальной деятельности через ознакомление с окружающим. Применение полученных знаний и умений в художественно-творческой деятельности. Применение полученных знаний и умений в художественно-творческой деятельности. Организация работы с родителями по ознакомлению с темой «Экспериментирование». Организация работы с родителями по ознакомлению с темой «Экспериментирование». Разработка методических рекомендаций для воспитателей. Разработка методических рекомендаций для воспитателей. Этапы проекта: Практический этап: сентябрь-декабрь


Цикл занятий: «Красящие вещества фруктов». «Красящие вещества фруктов». «Дружба красок». «Дружба красок». «Прятки – игры с водой». «Прятки – игры с водой». «Теплая капелька или Поможем Колобку умыться». «Теплая капелька или Поможем Колобку умыться». «Освобождение бусинок из ледяного плена». «Освобождение бусинок из ледяного плена». «Узнаем, какая вода». «Узнаем, какая вода». «Горячо-тепло». «Горячо-тепло».


Использование экспериментальной деятельности на занятиях по рисованию (рисование водой, смешивание красок). Использование экспериментальной деятельности на занятиях по рисованию (рисование водой, смешивание красок). Проведение конкурса поделок «Природа и фантазия» Проведение конкурса поделок «Природа и фантазия» Создание коллективных работ детей и родителей «Новогодние чудеса своими руками» Создание коллективных работ детей и родителей «Новогодние чудеса своими руками» Художественно-творческая деятельность


Заключительный этап: Декабрь Проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов. Проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов. Организация вечера досуга с детьми и родителями на тему«Волшебница Вода». Организация вечера досуга с детьми и родителями на тему«Волшебница Вода». Оформление выставки игрового и демонстрационного материала для педагогов. Оформление выставки игрового и демонстрационного материала для педагогов.


Результаты проекта: Долгосрочный Проведение опытов, цикла занятий способствовали формированию у детей знаний об окружающем и их применению в повседневной жизни. Проведение опытов, цикла занятий способствовали формированию у детей знаний об окружающем и их применению в повседневной жизни.Краткосрочный У детей сформировалось осознанное отношение к объектам и явлениям природы. У детей сформировалось осознанное отношение к объектам и явлениям природы. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.




Распространение результатов: Разработка методических рекомендаций для воспитателей «Организация пространственно-предметной в группе». Разработка методических рекомендаций для воспитателей «Организация пространственно-предметной в группе». Проведение семинара с воспитателями «Возрастные особенности освоения детьми экспериментальной деятельности». Проведение семинара с воспитателями «Возрастные особенности освоения детьми экспериментальной деятельности». Публикация на сайте учреждения рекомендация для родителей: «Возможности экспериментирования в домашних условиях». Публикация на сайте учреждения рекомендация для родителей: «Возможности экспериментирования в домашних условиях».


Оценка рисков: Популяризация детского экспериментирования среди родителей. Популяризация детского экспериментирования среди родителей. Консультации для родителей на тему: «Поддержание интереса к экспериментальной деятельности в процессе познания окружающего мира», «Соблюдение правил безопасности в процессе экспериментирования», «Детские вопросы». Консультации для родителей на тему: «Поддержание интереса к экспериментальной деятельности в процессе познания окружающего мира», «Соблюдение правил безопасности в процессе экспериментирования», «Детские вопросы».


Развитие проекта: Разработать цикл занятий для детей младшего возраста для более углубленного развития познавательной и творческой активности по теме «Путешествие в песочную страну и водное царство». Разработать цикл занятий для детей младшего возраста для более углубленного развития познавательной и творческой активности по теме «Путешествие в песочную страну и водное царство». Пополнить оборудование для экспериментальной деятельности. Пополнить оборудование для экспериментальной деятельности. Организовать семейный клуб «Давайте исследовать мир». Организовать семейный клуб «Давайте исследовать мир». Разместить рекомендации для родителей в сети Интернет «Увлекательное познание мира через искусство». Разместить рекомендации для родителей в сети Интернет «Увлекательное познание мира через искусство».


Информационные ресурсы: Антуфьева В.А. Встречный эксперимент.//Обруч 4, Антуфьева В.А. Встречный эксперимент.//Обруч 4, Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Д/в 8, Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Д/в 8, Кудрявцев В. Кто над кем экспериментирует? //Обруч 4, Кудрявцев В. Кто над кем экспериментирует? //Обруч 4, Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Марудова Е.В. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Марудова Е.В. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», «МЫ». Программа экологического образования детей/Н.Н.АКондратьева и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», «МЫ». Программа экологического образования детей/Н.Н.АКондратьева и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Наука через искусство /М.-Э.Кол, Дж.Поттер// Пер. с англ. В.А.Басько – Мн.; ООО «Попурри», Наука через искусство /М.-Э.Кол, Дж.Поттер// Пер. с англ. В.А.Басько – Мн.; ООО «Попурри», Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Д/в 12, Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Д/в 12, Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, Тараканова С. Организация экспериментальной деятельности на занятиях// Ребенок в детском саду 12, Тараканова С. Организация экспериментальной деятельности на занятиях// Ребенок в детском саду 12,

аттестационная работа

1.2 Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования

Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.

Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть, отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова отмечается, что мышление не может развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И.М. Сечинов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сечинова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

Вместе с тем, в последние годы в педагогической теории и практике всё большее значение уделяется вопросам моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. В психологических работах перечисляются функции, которые способны выполнять моделирование, становясь компонентом той или иной деятельности, в том числе функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л.И. Айдарова) и эвристическая функция (В.В. Давыдов, А.У. Варданян, Л.М. Фридман и др.)

Моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественны для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем наряду с демонстрацией моделей. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как "рыбы", "птицы", "звери", "домашние животные","дикие животные", "растения", "живое", "неживое" и т.д.

Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие, предметные модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.

Доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста доказана работами психологов А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина. Оно определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.

В дидактике выделяют три вида моделей:

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве. Это может быть плоскостная фигура человека с подвижным сочленением туловища и конечностей; модель хищной птицы, модель предостерегающей окраски (автор С.И. Николаева).

Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Предметно-схематическая модель должна обнаружить связи, отчетливо представить их в обобщенном виде. Примером могут служить модели по ознакомлению дошкольников с природой:

модель покровительственной окраски (С.Н. Николаева)

модель "длинных и коротких ног" (С.Н. Николаева)

модель, позволяющая формировать у детей знания о потребности растений в свете (И.А. Хайдурова)

модели Н.И. Ветровой для ознакомления детей с комнатными растениями.

Третий вид - графические модели (графики, формулы, схемы и т.п.)

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

быть простой и доступной для создания и действия с ней;

ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

облегчать познание (М.И. Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача - расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе - осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап - самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Влияние дидактических игр на формирование представлений о животных у детей третьего года жизни

В педагогике знание рассматривается в значение дидактического объекта, подлежащего усвоению детьми в процессе обучения...

дидактический игра дети Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых...

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

Дидактические игры как средство формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста

2.1 Цель: исследовать особенности использования дидактической игры для формирования представлений о домашних животных и разработать методику их использования в работе с детьми 3-го года жизни Провели диагностику предложенную Е.В...

Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики творческого воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности...

Метод моделирования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Моделирование в развитии математических представлений дошкольников

«Большинство современных исследований посвящено изучению возможности развития моделирования и исполь-зования модели в старшем дошкольном возрасте. Однако в среднем дошкольном возрасте уже существуют предпосыл-ки развития моделирования...

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора

Процесс формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста ориентирован на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлен на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве...

Сюжетное рисование как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела)...

Творческое развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности (на примере гимназии №6 г. Солнечногорска)

Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

географический дошкольник воспитание...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

С. Л. Рубинштейн

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественно-научных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

В течение 2016-2017 учебного года я реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста».

Цель этой работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики в начале учебного года показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. И поэтому чтобы начать решать выявленную проблему, мы в группе создали мини-лабораторию. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Также подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например, для круп. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю, наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.

В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы в доходы!»).

В группе для проведения опытов по программе используем имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т. п.). Для исследований в лаборатории и на прогулках мы используем лупы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, мини планетарий, миски и другие емкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумагу, фломастеры. Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы).

Особенно интересно детям следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки мы ставим в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдения сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Также в уголке экспериментирования храним природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Детям мы предлагали поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Просили принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделили для таких материалов специальный уголок.

Также для повышения познавательной активности детей я разрабатываю проекты. В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования, и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла.

Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности:

– прогулки (по экологической тропе, к оврагу, к роднику);

– экскурсии (в парк, в лес);

– опыты («Имеет ли вода форму?», «Имеет ли запах вода?», «Какой цвет воды?», «Какой вкус воды?», «Песочные туннели», «Что такое вода?», «Сухой песок не держит форму», «Снег-это тоже вода», «Разноцветные льдинки»;

– беседы («Что такое природа?», «Кому нужна вода?» «Какие бывают камешки?», «Как человек использует воду?»»;

– эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?»;

– проведение серии регулярных занятий: «Откуда берутся облака?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в твёрдом состоянии»;

– игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?»;

– коллективные проекты («Радуга на лугу», «Секреты воды», «Мы-друзья природы!» «Прогулка с интересом»;

– индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).

Родители могут быть не только источниками, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы:

тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький Любознайка»;

фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья»;

диспуты («Маленькие почемучки», «Любопытный возраст»);

конкурсы («Лучшее изобретение группы», «Новый наряд для куклы»);

совместные проекты («Мой друг – книга», «Шоколадная сказка»);

встречи с интересными людьми;

беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность»;

консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Неизведанное рядом»).


В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. Большую часть мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно-исследовательской деятельности для разных возрастных групп. Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированных научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:

Результаты мониторинга детей:

знаниями

На стадии овладения знаниями

Не владеют знаниями

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

Начало уч. год

Конец уч. год

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Таким образом, путей развития дошкольника существует много, но исследовательская деятельность, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

И в заключении хотела сказать словами Тимирязева К.Е.: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2013.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».

Опыт работы воспитателя ДОУ: Формирование естественнонаучных представлений у старших дошкольников через астрономию

Упрянцева Наталья Викторовна воспитатель МДОУ детский сад № 4 «Берёзка» с. Александровское
Описание материала: предлагаю вам опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам старших групп Методическая разработка, поможет формировать естественнонаучные представления у старших дошкольников через астрономию.

Опыт работы: »Формирование естественнонаучных представлений у старших дошкольников через астрономию»

Накопление сведения о большом мире является серьёзной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от него определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений. Конечно, дети дошкольного возраста не готовы полностью освоить и осознать характеристики причинно- следственных связей. Для этого необходим определённый уровень развития мышления и личности ребенка. Однако дети старшего дошкольного возраста активно пытаются объяснить себе всё происходящее в мире. И при этом прибегают к различным «рассуждениям по поводу»…, в основе которых лежат причинно-следственные связи. Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений нашего мира, попытки манипулирования ими в мысленном плане позволяют ребёнку развиваться в нескольких направлениях. Так, у него происходит: - Обогащение и становление познавательной сферы. – Умственное развитие- умение анализировать, рассуждать, делать элементарные умозаключения.
Астрономия - одна из увлекательных наук, которая таит в себе много интересного, загадочного. В детстве каждый ребёнок, наблюдая за небесными телами,задаётся вопросом. Почему так? Что это? Увидев интерес детей старшего возраста, и имея собственный интерес, я решила для себя углубленно изучить данную проблему и развить у детей наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдения.
Мною была выдвинута ГИПОТЕЗА: формирование элементарных представлений о науке астрономия способствует повышению уровня развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста. С учетом выше изложенного, была поставлена ЦЕЛЬ: разработать систему формирования естественнонаучных представлений у старших дошкольников через астрономию.
Исходя из цели, мною были определены следующие ЗАДАЧИ:
1 Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические методологические подходы к формированию естественнонаучных представлений через астрономию.
2 Дать элементарные научные сведения о значении науки астрономия, о планетах солнечной системы, звёздах.
3 Познакомить детей с видами галактик, со спутником Земли- Луной, лунными фазами.
4. Развивать наблюдательность, интерес, воображение, мышление, речь. Формировать практические навыки в элементарной исследовательской деятельности.
Мною была изучена нормативно- правовая база:
- закон Российской Федерации «Об образовании» статья 14 п. 1,4
- закон Ставропольского края «Об образовании» Ст. 2 п. 2.
- федеральные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Решить поставленную цель помогла авторская модефицированная программа построенная на технологии Г. Мосесьянц. Для осуществления поставленной мною цели, я взяла подгруппу детей старшего возраста для занятий в кружке «Юный астроном». Подгруппа детей была сформирована, исходя из запросов родителей и желаний детей. Тема моей углубленной работы рассчитана на 2 года обучения до выпуска в школу. Работа по данной проблеме проводилась в три этапа. На первом этапе, подготовительном, мною была изучена литература: Г. Мосесьянц «Занимательная астрономия», Эмили Бомонт «Космос в картинках», Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», О. Скоролупова «Покорение космоса», передовой педагогический опыт ДОУ № 59 города Белгорода по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с астрономией. Подобраны диагностические методики для выявления знаний и умений детей. Приобретен наглядный материал плакаты: Солнечная система, Звездное небо, Строение солнца, оформлены дидактические игры: «Катастрофа в космосе», «Собери созвездие», «Солнце и планеты» и т.д. На втором этапе основном проводилась непосредственная работа с детьми это апробация авторских наработок, конспектов занятий, проведение диагностических исследований. На третьем этапе обобщающем проводился анализ и обработка полученных результатов, составлялся творческий отчет.
Заседания кружка проходили, через разнообразные формы такие как: тематические, интегрированные, доминантные, развлечения, викторины, проекты. Основное содержание работы кружка строилось по четырем направлениям.
В раздел «Этот загадочный мир» включено содержание, которое позволило познакомить с первыми астрономическими понятиями, ввести детей в мир астрономии, какое используется оборудование. В связи с этим я запланировала занятия на тему «Помощники гнома Астронома», «Космический полет ракеты Восток» и др. Занятия носили поисково проблемно-ситуативный характер.
Раздел «Солнышкина семья» позволил довести до детей представление о солнечной системе. Здесь я знакомила детей с понятиями солнечная система, сколько планет входит в солнышкину семью. Давала доступные знания о каждой планете. Дети узнали о том, что например Меркурий лишен атмосферы- значит жизнь на нём невозможна не только из-за невыносимых для живых существ температуры, но и потому, что на Меркурии им нечем дышать. Весной, когда солнышко ярко светит, я проводила опыт «Путешествие солнца по небу». Дети наблюдали за тенью с помощью солнечных часов. Знакомя детей со спутником Земли-Луной, также через опыт знакомила с представлением о лунных фазах. При составлении лунного календаря, детям предлагала дома наблюдать за луной, а утром в детском саду, все вместе в календаре отмечали фазы луны. В данном разделе хочется отметить одну из форм работы с детьми это проект «Покорители космоса», перед детьми была поставлена проблема: оказание помощи Незнайки в полете на Луну. Ребята работали над поставленной проблемой, через такие занятия по математике «Большое космическое путешествие», развитию речи «Ракета летит на Луну», коструированию «Наш космический корабль», рисованию «Лунный пейзаж», лепке «Веселые инопланетяни» и т. д. Итогом проекта стала изготовление книги «Путешествие на Луну».
Раздел «Страна тысячи солнц» раскрывает содержание работы с детьми по знакомству с миром звёзд и созвездий. Своё знакомство с этим прекрасным миром, начинали с наблюдений за ночным небом дома. Дети узнавали, что на ночном небе очень много звёзд. И если их соединить между собой прямыми линиями, на небе получатся фигуры, их называют созвездиями. Знакомя детей с созвездиями, в своей работе использовала легенды: «Охотник, сражающийся с быком», созвездие «Волопас», звездный треугольник. С помощью зодиакального круга дети знакомились с созвездиями- знаками зодиака. Прошли интересные занятия по темам: «Как звезды влияют на характер людей», «Мой знак зодиака». Внимание заслуживает тема полярная звезда, было проведено занятие «Звезда-компас», дети на практике учились определять, где север и юг.
Содержание раздела «Планеты-друзья человека» направлено на формирование у детей представления о том, какую пользу солнце приносит человеку. Здесь рассказывала детям о том, как солнце является целителем. О пользе в летний период принимать солнечные ванны, загорать. Это всё полезно для кожи, однако долго находиться на солнце и обгорать вредно.
Контакт с родителями и достижение полного взаимопонимания неизбежные условия эффективности в воспитании и обучении детей. С этой целью мною были разработаны планы работы с родителями. Через разные формы такие как консультации, дни открытых дверей, клуб «Общение», рубрику «Это интересно», викторины, родительские собрания, родители получали необходимую информацию для того чтобы полученные знания детей в кружке закрепить дома. Родители принимали активное участие, помогали изготавливать наглядный материал, шили костюмы для детей, участвовали в праздниках. И если на начало моей работы участие родителей составляло 70%, то к концу подготовительной группы составило 90%.
В результате проведенного сравнительного анализа диагностических исследований, по усвоению программного материала детьми кружка «Юный астроном», показал динамику развития детей. Дети имеют представления о науке астрономия, научные сведения о планетах солнечной системы, звездах, называют виды галактик, спутник Земли- Луну, лунные фазы. Научились принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия». Полученный результат подтвердил выдвинутую гипотезу,формирование элементарных представлений о науке астрономия способствовало повышению уровня развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.

Поделиться: