Когда нужен детский психолог и как найти хорошего специалиста? Когда нужен детский психолог? Как психологи работают с детьми

Если вы заметили какие-то непонятные или неприятные вам изменения в поведении и/или настроении ребёнка, с которыми вы не можете справиться внутри семьи и причин которых вы не понимаете.

Например, резко ухудшилась успеваемость в школе; появились «странные» капризы, плохой сон, «вредные привычки», деструктивное поведение (причём даже то, которого вы не наблюдаете, но об этом вам говорят посторонние, например, учитель или воспитатель); ребёнок резко теряет или набирает вес, и это не связано с медицинскими проблемами; ребёнок стал раздражительным, гневливым, или, наоборот - слишком конформным, со всеми соглашается, идёт на поводу у авторитетов, и вас это беспокоит. Все это поводы проконсультироваться с детским психологом.

На консультацию к детскому психологу можно прийти с абсолютно любым вопросом, касающемся ребенка, и его профессиональная задача - понять вашу беспокойство и предложить адекватную помощь. Это может быть консультация только для родителя, помогающая понять, что происходит с ребёнком и как это можно скорректировать самостоятельно; либо занятия для ребёнка, если ситуация длится долго и силами семьи справится не получается.

Сколько ребенку нужно заниматься для достижения результатов?

Это зависит от запроса, то есть от того, с каким симптомом обратились родители. Обычно для достижения первых видимых результатов может пройти 2-4 месяца, а для закрепления достигнутого - 4-6 месяцев еженедельных занятий с психологом.

Важно понимать, что у самого ребенка, естественно, нет мотива для работы с психологом, он есть у родителей. И сам «симптом» ребенка не всегда напрямую беспокоит. Ребенку нужно больше времени для того, чтобы возник альянс, «привыкание» к психологу, чтобы ребенок начал доверять психологу и каким-то образом доносить то, что его его беспокоит. Дети школьного возраста делают это, играя и разговаривая, объясняя свою игру или свои рисунки, поделки; маленькие дети, как правило, на занятиях только играют и рисуют, или занимаются построением песочных композиций.

Что происходит на занятиях с детским психологом?

Как правило, первые 2-3 занятия направлены на установления контакта с ребенком и носят ознакомительно-диагностический характер. Психолог первый предлагает ребенку поиграть, порисовать, сочинить сказку, рассмотреть картинки и пр., и наблюдает за поведением и реакциями, чтобы составить представление о возможных причинах нарушений адаптации и появления симптома.

Через несколько встреч, когда ребенок привыкает к занятиям, кабинету, режиму, этого уже не требуется. Наоборот, на этом этапе важнее дать ребенку возможность к спонтанной активности и тем самым позволить проявиться тому состоянию, которое беспокоит. Ребенок играет в то, что его тревожит, он это рисует или строит в песочнице. Задача психолога - понимать и принимать это, проговаривать ребенку его чувства и потребности в этот момент, и таким образом помогать ребенку самостоятельно осмысливать происходящее.

Коррекция поведения и исчезновение симптома происходят именно благодаря связыванию собственного поведения с эмоциями и потребностями через речь. Сначала через речь того, кто рядом (психолога), а потом через свою собственную речь. Буквально, ребенок, который раньше внезапно бросался с кулаками на обидчика, становится способен сказать: «Не хочу играть с тобой, отойди от меня!», и это уже совершенно другое поведение. Появляется контроль над импульсом, и агрессивности становится значительно меньше, или совсем исчезает.

Сколько встреч нужно, чтобы проблема решилась?

Честно - от 2 месяцев еженедельных встреч до нескольких (2-3) лет, если ситуация очень серьезная.

Как я могу оценить эффективность работы детского психолога?

У ребенка - уменьшение симптоматического поведения и улучшение социальной адаптации. Родителям становится легче взаимодействовать с ребенком, появляется уверенность в своих силах и в своей родительской компетентности.

Кто из окружения ребенка может обратиться к детскому психологу?

Любой или оба родителя, при условии, что они проживают совместно с ребёнком, либо кто-то из опекунов, который постоянно проживает и заботится о ребёнке. Обратиться с запросом по поводу ребёнка может любой из совершеннолетних членов семьи, и обсудить свои связанные с этим вопросы, но договор о работе с ребёнком обсуждается ТОЛЬКО с его родителями или опекунами.

Меня что-то беспокоит в поведении ребенка. Могу ли я придти к детскому психологу один?

Да, конечно. Обычно на первую встречу и приходят один (или оба) родителя без ребёнка. Это необходимо для выяснения запроса и сбора информации. Если ребенок-подросток, лучше прийти сразу с ним, т. к. подростки уже способны понимать и осмысливать происходящие, в отличие от младших детей, и могут самостоятельно обсудить свою ситуацию и мотивы. И это полезно для развития их ощущения самостоятельности и управления своей жизнью.

Как часто родителям придется общаться с детским психологом?

Психологическая работа с ребенком неразрывно связана с работой с родителями. Как правило, родительские встречи проходят 1-2 раза в месяц (необходимый минимум), а также в том случае, если у родителя появляются вопросы по состоянию ребенка или процессу терапии. На этих встречах обсуждаются и могут быть переформулированы родительские запросы, прогнозы работы, тревоги и опасения по поводу ребенка, а также вырабатываются стратегии поведения родителей с ребенком в семье. Родительские встречи помогают взрослым более полно «видеть» своего ребенка и корректировать собственные ожидания относительно него.

Говорят, психологические проблемы детей, это на самом деле проблемы их родителей. Так ли это? нужно ли будет мне самому идти к психологу?

Действительно, иногда (но не всегда!) симптомы ребенка (агрессивность, протестное поведение, упрямство, тревожность, различные страхи, фобии, боязливость, мнительность) могут возникать и усиливаться из-за сложной семейной ситуации или неверных воспитательных стратегий родителей.

Ребенок находится в семье, рядом с окружающими его взрослыми, в едином пространстве и в одном эмоциональном поле. Мы так устроены, что заражаемся теми эмоциями, и теми тревогами, среди которых находимся.

Этот изначально адаптивный психический механизм, необходимый для того, чтобы быстрее и легче было управлять своим поведением в человеческой группе и элементарно выживать(убегать всем племенем, если чувствуем страх и панику среди сородичей; драться, если кто-то бросается на нас в ярости и т. д.), начинает работать «вхолостую» в ситуации, если нам физически ничего не угрожает, а эмоции сигнализируют об обратном (страшно, злюсь, нервничаю). Именно так происходит в эмоциональном мире ребенка, который живет среди встревоженных, испуганных или раздраженных взрослых, не в силах понять, что и почему происходит. Тогда эти сильные, но непонятные, неосознаваемые чувства, находят для себя «лазейку» - симптом. «Очень страшно, но никто ничего не объясняет, не успокаивает. Начинаю грызть ногти или ломать игрушки - чуть легче, отвлекаюсь, сбрасываю внутреннее напряжение в какую-никакую, но активность. Ужасно злюсь, что мама отобрала мой собственный планшет, и я ничего не могу с этим сделать, но могу украсть планшет у кого-нибудь в школе, и спрятать его подальше».

Нужно ли обязательно вести ребенка к детскому психологу, если в в семье или окружении ребенка происходят потенциально травмирующие вещи (смерть близких, развод родителей и т. д.)?

В случае, если вы видите, что ребенок не может справиться с сильными переживаниями, а вы не уверены в том, что сможете оказать ему адекватную поддержку. Мой ответ - лучше несколько встреч с психологом, чем месяцы и годы непроработанной утраты. Так случается, если от ребенка долго скрывали смерть близкого, или посчитали его настолько маленьким, что он «ничего и не поймет»; или не нашлось подходящих слов поддержки и успокоения; или про ребенка из-за собственной утраты (человека или семьи) просто на время «забыли».

Столкнувшись с какой-либо проблемой, возникшей у своего ребенка, родители, безусловно, стараются как можно быстрее и эффективнее решить ее. Это в первую очередь касается проблем со здоровьем, а также всевозможных психологических проблем. Дети раннего возраста, а не только подростки и взрослые, часто нуждаются в квалифицированной помощи психолога.

И, как и любого другого врача, психолога мы для своего ребенка хотим выбрать лучшего. Как же найти хорошего психолога для своего ребенка и когда к нему стоит обращаться?

В каком возрасте нужно идти к детскому психологу?

Родители тщательно следят за здоровьем ребенка: например, заболели ушки - быстренько к лору. С детской психологией немного сложнее. Чаще всего родители не видят проблему и начинают бить тревогу только тогда, когда ситуация уже на пике. Мальчик дерется или излишне агрессивен? Ничего, перерастет. На самом деле, не стоит бежать к психологу, как только вы что-то заподозрили. Понаблюдайте за ребенком, постарайтесь самостоятельно скорректировать его поведение, и если ваши усилия оказались тщетны - тогда непременно стоит обратиться к помощи профессионала.

Если вашему ребенку еще не исполнилось 4-х лет, то, возможно, вас проконсультируют без его присутствия. Психолог проведет консультации, касающиеся воспитания и специфики поведения ребенка такого возраста, поможет вам приобрести новые знания, которые непременно пригодятся вам и в будущем. После 4-х лет присутствие ребенка и общение с ним поможет психологу скорее разобраться в ситуации и разрешить ее.

Какие проблемы может решить детский психолог?

Основные проблемы, с которыми приходят родители к детскому психологу, - это:

Агрессия. Ребенок может кусать и бить родителей или деток на площадке либо в садике, при этом эмоции явно не похожи на желание поиграть. Он может кричать и даже иногда истерить без причины.

Аутоагрессия. Если ребенок требует чего-то и при этом бьется головой об пол или об стены, стараясь добиться желаемого.

Стресс. Для ребенка стрессом может послужить все что угодно. Переезд на новое место жительства, адаптация к детскому саду, рождение второго малыша в семье, развод родителей и другие ситуации. Внимательные родители должны следить за поведением ребенка в подобных ситуациях.

Тревога и страх. Если ребенок боится оставаться один, или же его пугает темнота. Если ребенок грызет ногти, крутит волосы, сосет пальцы или совершает подобные действия, это также может свидетельствовать о состоянии тревожности.

Задержка речи также может стать причиной психологических проблем.

Некоторые заболевания, такие как энурез, заикание, головные боли, тики и другие также могут заставить вас обратиться к психологу.

Какие методы применяют детские психологи?

Все мы знаем, что детки - это особые существа. Доверчивые, наивные, они верят всему, что говорят им взрослые. Детские психологи знают, что просто поговорить с детьми не получится, для них нужна особая методика поведения. Именно поэтому работа с детьми старше 4-х лет чаще всего происходит в виде сказкотерапии или арт-терапии, которая включает в себя рисование, игру с глиной или песком и т.д.

Каким должен быть детский психолог?

Итак, если все же у вас возникла одна из вышеперечисленных проблем, и вы решили найти психолога для консультации и для возможного лечения, вам необходимо следовать нескольким критериям при выборе. Каким же должен быть психолог?

Образованным. Детский психолог должен иметь высшее психологическое образование, если к тому же у него есть диплом об окончании медицинского вуза - это большой плюс.

Опытным. Естественно, чем больше опыт работы у специалиста такого профиля, тем лучше. Причем психолог должен иметь опыт работы с той возрастной группой, к которой относится ваш ребенок. Также обратите внимания на научные звания психолога.

Приятным в общении. Если вам с первого раза не понравился ваш психолог - ищите другого. Настоящий хороший психолог должен располагать к себе не только детей, но и взрослых. Если же при первой встрече вы настроились на позитивное общение и в кабинете психолога вам комфортно и уютно, смело ведите к нему свое чадо. Обычно за 1-2 сеанса психолог находит общий язык с ребенком, но если этого не произошло, возможно, ваш ребенок сможет общаться с другим специалистом.

Удачных вам поисков вашего специалиста и скорейшего решения проблем!


(5 Голосов)

Когда нужен детский психолог? Идея обращения к специалисту часто возникает в период возрастных кризисов (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). В развитии ребенка происходит резкий скачок, серьезные перемены. Мама и папа не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов.

Но возможна и другая ситуация, при которой воспитатель действительно видит те стороны жизни вашего малыша, не заметные вам. Объективный взгляд специалиста по детской психике в этом случае не будет лишним.

Есть еще ряд ситуаций, когда полезно проконсультироваться с психологом или посетить курс занятий:

Период адаптации к детскому саду и к школе. Это всегда время повышенной нагрузки на психику ребенка, последствия которой не всегда видны. Важно объективно оценивать психологическое состояние ребенка и своевременно помогать ему преодолевать возникающие трудности.

Семейные проблемы (развод родителей , затяжные семейные конфликты и т.д.). Даже если кажется, что конфликты никак не отражаются на ребенке, имеет смысл обратиться к психологу для диагностики эмоционального состояния малыша. В ряде случаев может потребоваться цикл занятий со специалистом, чтобы помочь ребенку принять перемены в семье.

Оценка готовности к школьному обучению (6-7 лет). От уровня подготовки во многом зависит будущая успеваемость первоклассника . Психолог поможет оценить этот уровень и даст рекомендации по выбору наиболее оптимальной учебной программы для подготовки, исходя из особенностей ребенка.

Резкие перемены в поведении ребенка (особенно появление ярких признаков агрессивности, депрессии , страхов и тревоги), не имеющие под собой очевидных причин. За такими переменами может стоять психологическая травма, о которой ребенок не может впрямую рассказать родителям. Распознать ее поможет специальная психологическая диагностика.

Работа детского психолога может включать в себя:

Психодиагностика

Любой психолог владеет довольно большим набором психодиагностических средств и методик. Специалист может попросить ребенка что-то нарисовать, может поиграть с ним в увлекательную игру . На самом же деле с помощью этих процедур выявить необходимые данные.

Развивающие занятия

С помощью психологических игр специалист поможет развить у ребенка необходимые навыки и качества. Внимание, память, усидчивость, логическое и образное мышление - в арсенале детского психолога развивающие игры для самых разных возрастов.

Детская психотерапия

При наличии у ребенка серьезных эмоциональных или личностных трудностей может потребоваться психотерапевтическая работа. Это могут быть занятия на снятие тревожности, страхов, агрессивных тенденций, а также на повышение самооценки. Игра, рисунок, сказка - все знакомые и интересные для ребенка предметы и занятия становятся в руках специалиста мощным средством помощи.

Семейное консультирование

Для решения проблемы ребенка зачастую достаточно родителям самим разобраться в причинах и изменить что-то в своем поведении, в ситуации, окружающей ребенка. Грамотно проведенная консультация очень часто снимает необходимость специальной психологической работы с самим ребенком.

Визит к психологу поможет разобраться с объективной ситуацией, с эмоциональным состоянием ребенка, выявить причины трудностей. Для этого вовсе не нужно дожидаться критической ситуации, психологическая профилактика не менее важна, чем медицинская.

Родители нередко сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, бывший до этого покладистым, умным и самым положительным на свете, вдруг стал агрессивным и неуправляемым. Или, напротив, замкнулся в себе и перестал доверять родителям. Когда уговоры и наказания перестают работать, родителям нужен хороший детский психолог, чтобы решить проблему и вернуть прежние отношения с чадом.

Когда нужен детский психолог?

В России обращаться к психологам не принято и даже стыдно. Многие не понимают, чем занимается специалист психологического профиля, и какие проблемы помогает разрешить. Перечислим типичные ситуации, в которых помогает детский психолог. Вмешательство требуется, если ребенок:

  • Меняет место учебы. Другой детский сад, другая школа,или первый поход в первый класс. Для взрослого человека это кажется уже пройденным этапом жизни, в котором нет ничего экстраординарного. Для ребенка же смена места учебы означает изменение уклада жизни - из-за этого поведение малыша меняется под сложившуюся ситуацию.
  • Стал хуже учиться. Случается, что малыш, который был отличником первые 4–5 классов, резко теряет интерес к учебе или перестает понимать школьные предметы. Детский психолог установит причины такого поведения и поможет его исправить.
  • Не сосредотачивается, стал вялым или чересчур подвижным, но при этом не увлечен одним делом дольше нескольких минут. Родителями подобное поведение часто списывается на лень или «хулиганство», когда на деле требуется психокоррекция.
  • Стал неуправляемым. Если появилась бесконтрольная агрессия, постоянные перепады настроения, повышенная обидчивость и конфликтность - родителям нужно идти за помощью.
  • Ведет себя «ненормально». и затрудняется начать разговор или с кем-то познакомиться. Напротив, гиперактивен и обижает сверстников и младших детей. Если родители не видят причин для подобного поведения, разобраться должен детский психолог.
  • Ни с кем не дружит и не может заводить друзей. Одиночество - частая проблема детей. Ребенок находит различные причины своей необщительности, чтобы оправдать ее перед родителями. Однако докопаться до причины может только специалист в области детской психики.
  • Ревнует к брату или сестре. Рождение нового члена семьи - стресс для первенца. Первый ребенок в семье обычно самый долгожданный и окруженный любовь. Пока не родится второй. Специалист поможет избежать конфликтов в семье, вызванных ревностью старшего ребенка.
  • Пережил потерю близкого человека. Утрата члена семьи или другого близкого человека - всегда большая травма для ребенка, из-за чего у него может резко измениться характер и поведение.
  • Стал свидетелем травматического события. Насилие внутри семьи, драки, конфликты, случайные драматические происшествия - в юном возрасте все это накладывает отпечаток на психику.
  • Пережил развод родителей. Расставание двух близких людей, которых, как правило, дитя любит одинаково сильно и без всякой критичности, наносит самый сильный удар. Как сохранить у ребенка образ целостной ячейки общества, и не потерять часть себя вместе с уходом одного из родителей, подскажет специалист.

Это основные проблемы, с которыми родители обращаются к за помощью. Такие проблемы типичны, и любая из них может произойти в каждой семье. Однако есть и случаи, выбивающиеся из рядовых, с которыми тоже следует обратиться за профессиональной помощью. Универсальной причиной для обращения к детскому психологу является понимание того, что ребенок испытывает какие-либо трудности, с которыми родители не могут справиться самостоятельно.

Как работает детский психолог?

Направляясь к детскому психологу, родителям стоит понимать, что проблемы ребенка - это во многих случаях проблемы его воспитания, а значит, проблемы поведения родителей. Поэтому нельзя просто сбросить свое чадо на специалиста и ждать, пока все станет хорошо.

Работа с детскими трудностями часто подразумевает работу со специалистом всех членов семьи. Психологическая помощь детям так же важна, как и психологическая помощь родителям детей, имеющих психологические трудности. Помощь детского психолога должна охватывать комплекс проблем, работая с малыми и взрослыми членами семьи попеременно, в зависимости от их готовности к диалогу.

В начале работы специалист проводит диагностику. В зависимости от проблемы, она может быть направлена на выявление особенностей и уровня психических процессов ребенка, либо на диагностику родительских отношений или стиля воспитания.

Собственно психотерапия производится с учетом выявленных данных и запроса клиентов. В зависимости от специализации психолога, могут проводиться занятия по типу игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, психокоррекция.

В зависимости от возраста клиента, детский психолог подбирает методы, более или менее серьезные и сложные для восприятия. Для совсем маленьких клиентов подбираются игровые методы с использованием песка, игрушек, конструкторов и других игровых атрибутов.

В ходе такой психологической проработки раскрываются глубинные причины возникшей проблемы, повышается уверенность ребенка в собственных силах, раскрывается его творческий потенциал, скрытые эмоции находят свой выход в безопасной для окружающих людей форме.

Подросткам в старшей школе будет полезно получить консультацию у психолога относительно профориентации. После предварительной консультации и выявления склонностей к той или иной профессиональной деятельности, специалист поможет выбрать то направление в работе, которое лучше всего подойдет будущему выпускнику.

С родителями детский и семейный психолог проводит различные беседы, обучающие семинары и курсы, тренинги в группах среди родителей с похожими проблемами. Специалист дает рекомендации по воспитанию ребенка, разбирает типичные ошибки родительского поведения.

Если у клиента нет возможности присутствовать на консультациях лично, семейный психолог может организовать онлайн-консультации при помощи видеосвязи. Одним из таких специалистов является Никита Валерьевич Батурин, с которым можно связаться через страницу ВКонтакте.

Почему детям нужна помощь психолога?

У всех на слуху проблемы подросткового возраста, которые связаны с окончанием школы, изменением тела и гормонального баланса. Однако мало кто знает о том, что изменения в сознании начинаются гораздо раньше - с самого рождения ребенок живо откликается на окружающую обстановку, а примерно с 3 лет может активно изменять окружающий мир.

Похожие ситуации случаются с периодичностью примерно в 5 лет. Малыш растет, меняется его отношение к миру и ситуация в мире вокруг него. Сознание перестраивается и регулярно сталкивается с проблемами, которые порой не выходит решить самостоятельно.

Родители часто могут не заметить изменений, происходящих с их чадом, потому что они заняты работой или друг другом. Иногда родители сами становятся причиной конфликта, возникающего у ребенка с окружающим миром. Тогда большинство своих усилий именно на родителя, его понимания процесса воспитания и семейных взаимоотношений.

Часто встречается такая проблема, как детские страхи. Они могут быть крайне навязчивыми, вмешиваться в отношения ребенка с миром, и при этом, по мнению родителей, абсолютно беспочвенными. Профессионал позволит разобраться в реальных причинах страха, и преодолеть его.

Актуальной для многих родителей является ситуация детских невротических проявлений. Грызение ногтей, расчесывание кожи, вырывание волос, частое мочеиспускание и другие болезненные проявления заставляют родителя вести ребенка к различным врачам, которые, как правило, не находят никаких причин для болезни.

В возрасте до 10 лет невротические реакции часто проявляются именно через телесность. Аллергические реакции, бессонница или постоянный сон, неконтролируемое мочеиспускание или дефекация, головные боли и частые простудные заболевания без признаков хронической инфекции почти наверняка сигнализируют о проблемах во внутреннем мире.

Несмотря на это, не следует совершать ошибку и списывать абсолютно все соматические проявления на психическое состояние. Прежде чем начинать психотерапию, следует пройти необходимые этапы диагностики и убедиться в отсутствии физических причин для заболевания.

Мифы о детских психологах

Многие родителями детский психолог воспринимается некорректно. Первое заблуждение: детским психологом может быть только человек, у которого есть собственные дети. Это не так. Психолог в своем кабинете - это прежде всего профессионал, который оказывает воздействие на клиента проверенными, научно обоснованными методами. Это не родитель и не добрый сосед, который временно «нянчит» ребенка как собственного. Поэтому отсутствие личного опыта воспитания у психолога - не преграда для работы с семейными трудностями.

Второе заблуждение: у хорошего детского психолога за плечами большой опыт работы. Опыт - это, разумеется, важно, но дети и подростки часто гораздо легче контактируют с молодыми специалистами, чем с великовозрастными профессорами. Если у психолога есть теоретическая подготовка, то отсутствие многолетнего опыта работы не причиняет трудностей.

Третий миф: психолог будет «пичкать таблетками». Психолог - не врач, и не имеет права выписывать своим клиентам препараты. Если детский психолог приходит к выводу о том, что ребенку необходимо лекарственное лечение, он перенаправит клиента к специалисту медицинского профиля.

Последнее опасное заблуждение: после визита к психологу ребенок перевоспитается и будет послушным и покладистым. Это не так. Чтобы ребенок вернулся к нормальному, гармоничному состоянию, требуется работа его самого, профессионального психолога и родителей.

Задача детского психолога - не выдрессировать ребенка, не читать ему лекции и нотации. Главной целью является установление доверительного контакта со специалистом, раскрытие творческого потенциала, снятие тревоги и проработка внутренних конфликтов.

Таким образом, если родители ребенка понимают, что с чадом происходят изменения, которые мешают жить, развиваться и выстраивать отношения с семьей и сверстниками, следует принимать меры и

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.



Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Поделиться: