Роль кожи в теплорегуляции. Конспект урока на тему «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов Тема: Выделительная система. Кожа

Цель:
1. сформировать у учащихся знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма, используя для этого знания биологии, физики.
2. закрепить знания о строении кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;
3. привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.

Задачи урока:
образовательные:
1) конкретизировать знания о строении кожи;
2) сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
3) Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела при повышении и понижении температуры.
развивающие:
1) развивать умение делать выводы из результатов практической работы;
2) развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
3) развивать умение анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
воспитательные:
1) продолжить гигиеническое воспитание учащихся, бережного отношения к своему здоровью,
2) развивать коммуникативные способностей.

Оборудование:

1. проектор
2. презентация
3. портативный компьютер Nova 5000
4. датчики температуры
5. датчик влажности
6. толстая нить
7. пластиковый пакет
8. резиновое кольцо

Ход урока

1. организационный момент
2. актуализация опорных знаний: Очень часто в молодежных газетах и журналах публикуют письма читателей, послушайте отрывок из такого «письма». Есть ли в нем биологические ошибки и неточности? В чем они заключаются?
Наконец-то началась долгожданная пора – каникулы! Мы с подругой проснулись в полдень и сразу побежали на пляж. Скорее в воду! Накупавшись вдоволь до изнеможения, растянулись на песочке и три часа загорали. Я учила на уроке биологии, что ультрафиолетовые лучи увеличивают роговой слой кожи, в клетках ее постепенно накапливается пигмент, придающий ей коричневый цвет – загар. Это красота и здоровье.
3. Изучение нового материала:
посмотрите на слайд и определите, на какие две группы можно разделить изображенных здесь животных. Какой признак лежит в основе деления на группы? (слайд 1)
К какой из этих групп относится человек?
Какое свойство организма называют теплокровностью? (Теплокровность- свойство организма поддерживать температуру тела на определенном уровне.) (слайд 2)
« А сейчас ребята, я хочу вам рассказать одну легенду (звучит приятная музыка). (слайд 3)

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.

Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с ног до головы покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.

В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел « золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно он смотрел на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один, в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер. Прошли века. История « золотого мальчика», связанная с именем великого художника, не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась непонятной и вызывала разные толкования.

Можете ли вы мне ответить и назвать основные причины гибели мальчика? (учащиеся формулируют ответ и говорят, что этот мальчик умер от переохлаждения. Была нарушена функция терморегуляции.)
Сегодня мы с вами поговорим о терморегуляции. Запишите тему урока «Терморегуляция организма» (слайд 4)
С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,60С, а в классе – 240С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так?
Что нового мы должны узнать по этой теме? Давайте сформулируем цели нашего урока (учащиеся формулируют цели, а учитель их конкретизирует) (слайд 5) Объяснить, почему температура нашего тела остается постоянной. Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи. (слайд 6)
А знаете ли вы, сколько тепла образуется в теле человека за один час? Столько, что хватит, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело вместо кожи было покрыто непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 градуса, а часов через сорок достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. (слайд 7)

И все же температура тела не меняется. Когда говорят о температуре тела, имеют в виду температуру внутренних областей тела, т.е. тканей, лежащих глубже 2,5 см под поверхностью кожи. У человека температура поверхности кожи неодинакова на различных участках. Самая низкая температура у кожи кистей и стоп (28,50С), а самая высокая - в области шеи. Внутри печени, где протекают окислительные процессы, температура достигает 390С.(слайд 8)

У здорового человека она обычно равна 36,5-37 градусов. Ее повышение выше 430 и падение ниже 250С смертельны. Такое постоянство температуры тела поддерживается почти исключительно путем регуляции отдачи тепла через кожу. Ведь она непосредственно контактирует с внешней средой, следовательно, регистрирует все изменения температуры.
Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела называется терморегуляцией (слайд 9)
В каком случае в организме вырабатывается тепло? (прием пищи, мышечная работа) (слайд 10)
Какие источники тепла имеются в организме человека? (Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), которые при расщеплении (гидролизе с участием ферментов – биологических катализаторов) выделяют тепло (протекают экзотермические реакции), кроме того, есть активные ткани – печень, мышцы.)
Чтобы тело отдало тепло окружающей среде, образуемое им тепло должно «иметь доступ» к внешней среде. Тепло из глубины тела (ядра) перемещается кровью к коже, откуда может перейти в окружающую среду благодаря одному из следующих механизмов: (слайд 11)
1. Потеря тепла через кожу путем излучения
2. Путем конвекции
3. Путем теплопроводности.
Все они зависят от количества протекающей через кожу крови.
А вот как зависит, мы проверим, проведя лабораторную работу «Нарушение кровообращения при наложении жгута». Для ее проведения мы воспользуемся цифровой лабораторией. У вас на столах лежат все необходимые материалы для ее проведения и инструкция (приложение1)
Почему понижается температура изолированных перетяжкой пальцев?
Почему после восстановления нормального кровоснабжения температура пальцев несколько возрастает по сравнению с начальной?
Кожа человека обильно снабжена кровеносными сосудами. Многие капилляры образуют петли и анастамозы, позволяющие менять количество крови, протекающие через кожные капилляры. При сужении этих сосудов уменьшается теплоотдача. При их расширении выделение тепла увеличивается. Кроме того кровь в большом количестве протекает через потовые железы. (слайд 12)
А теперь попробуйте объяснить опыт доктора Ч. Благдена, проведенный в Англии более 200 лет назад. Вместе с несколькими друзьями и собакой провел 45 минут в сухой камере при температуре +126 без последствий для здоровья. В то же время кусок мяса, взятый в камеру, оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения. (слайд 13)

При испарении тепло теряется с поверхности тела в процессе превращения воды в водяной пар. На испарение 1г воды затрачивается 2, 45кДж тепла. Теплоотдача путем испарения пота происходит непрерывно в виде незаметной для нас испарины.

Пот – водянистая жидкость, содержащая 0,1-0,4% хлористого натрия, лактата натрия и мочевины. Он образуется из тканевой жидкости. (слайд 14)

У человека потоотделение начинается тогда, когда температура поднимается выше 36,70С. При нормальных условиях в сутки выделяется 900 мл но при очень сильной жаре и достаточном снабжении водой и солями эта величина может достигать 12л.

Сейчас вы проведете еще одну лабораторную работу «Выделительная и терморегуляторная функция кожи» после которой ответите на следующие вопросы:
1. Почему повышается температура в пакете в ходе эксперимента?
2. Почему повышается влажность в пакете?
3. Почему во втором опыте влажность увеличилась быстрее и достигла более высокого значения, чем в первом опыте?
4. Почему летняя одежда делается из натуральных, а не синтетических тканей? (слайд 15)
А теперь давайте попробуем сформулировать основные выводы по данному уроку.
1) Кожа – главный орган терморегуляции
2) В зависимости от характера реализации терморегуляторных механизмов различают теплокровных и холоднокровных животных
3) Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды
4) Нарушение процессов терморегуляции может привести к перегреванию или переохлаждению организма. (слайд 16)

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально. Существует центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе (промежуточный мозг). Считается, что в его передней части располагаются центры, регулирующие теплоотдачу, а в области заднего гипоталамуса локализованы центры, контролирующие процессы продукции и сохранения тепла. (слайд 17)

Температура окружающей среды и ее колебания действуют на терморецепторы кожи. Подсчитано, что на 1 см2 приходится 12 холодовых, 1-2 тепловых рецепторов. А вся кожная поверхность тела человека содержит 250 тыс. холодовых рецепторов и только 30 тыс. тепловых.
4. Закрепление изученного материала: . (слайд 18 - 21)
Решите биологические задачи:

  • Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
  • Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните почему?
  • Почему вредно туго затягиваться ремнем и носить тесную обувь?
  • Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую жаркую погоду ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
5. Домашнее задание. (слайд 22)
§42
Составить синквейн на тему «Кожа»

Учитель биологии и экономики

МСОШ №1

Имени М.А.Погодина

Город Полярный

Котельникова Я.А.

Тема: « Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов»

Слова Лебедев-Кумач В.

Закаляйся,

Если хочешь быть здоров

Постарайся,

Позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров!

Нам полезней

Солнце, воздух и вода

От болезней

Помогают нам всегда

От всех болезней нам полезней

Солнце воздух и вода!

Закаляйся,

Если хочешь быть здоров

Постарайся

Позабыть про докторов,

Водой холодной обливайся

Если хочешь быть здоров!

Тип урока : изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

Цель урока:

образовательная – конкретизировать знания о строение кожи;

— сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;

Теплорегуляция при повышение и понижении температуры

развивающая — продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;

— развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний кожных покровов;

Развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека;

— развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;

Развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

Общеучебные умения: работать с учебником и дополнительной литературой, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

Специальные умения: решать биологические задачи, работать с компьютерными рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

Задачи урока:

    Познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи.

    Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела.

    Раскрыть секреты теплорегуляции.

    Познакомиться с причинами повышения температуры тела при заболеваниях.

    Выявить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.

    Научиться оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.

Предварительная подготовка учителя:

разработать презентацию по теме «Строение кожи».

Разработать презентацию по теме “Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов”;

Составить карточки с заданиями для работы по группам

Подобрать биологические задачи по данной теме.

Предварительная подготовка учащихся:

Подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.

Ход урока

1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.

Здравствуйте, кто отсутствует в классе. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утёсова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Нам сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов. Но вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.

НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ

2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока:

И так, кто может напомнить тему прошлого нашего урока? (Строение кожи) Сегодня в начале урока мы вспомним материал прошлого, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. А без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему.

Проверка знаний у учащихся по строению кожи и ногтя. Для выполнения данной работы ученик сажается за учительский стол, где расположен компьютер с мультимедийной системой. На экране уже высвечивается ранее подготовленный слайд со строением кожи. Ученику необходимо только выбрать один из нескольких вариантов ответа. В тот момент, когда один ученик работает с тестом, другой названный учителем (более способный) ученик рассказывает о строении и функциях кожи. Чуть позже после проверки домашнего задания, в устной форме первого ученика, второй анализирует свой ответ (тест), и только в этот момент тест высвечивается на экран с помощью мультимидийной системы.

Вопросы для письменной работы на первой парте — выдаются карточки с тестовыми заданиями. Для данной работы вызываются два ученика, время для их работы оговаривается- пока идёт устная проверка не более.

Вопрос первому ученику:

Расскажите, из каких слоёв состоит кожа и о их функциях в нашем организме. При ответе слои кожи необходимо подписать, используя компьютерную программу.

Вопрос второму ученику:

Расскажите о функциях потовых и сальных желёз и о строении волоса и ногтя. При ответе строение ногтя необходимо подписать, используя компьютерную программу.

    После проверки домашнего задания, учитель оценивает учеников.

НА ВЕСЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

Актуализация знаний Учитель « На прошлом нашем уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма».

3 этап – Постановка проблемы – В конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: «Какую роль играет кожа в здоровье организма.

4 этап – Изучение нового материала – изучение в группах роли кожи в процессе терморегуляции, ознакомление класса с результатами работы группы.

Для изучения нового материала вы разбиты на группы, перед каждой из групп стоят определённые задачи, которые написаны у вас на карточках. Для решения ваших задач вы можете пользоваться учебником и книгами лежащими у вас на столах. Через 10минут приступим к обсуждению.

Вопросы первой группе:

    Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?

    Почему может возникнуть перегревание тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку СООБЩЕНИЕ .

    Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

Вопросы второй группы:

    Как достигается постоянная температура тела?

ВКЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДТВЕРДИВ ОТВЕТ УЧЕНИКА.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИСКА 8кл.ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ И ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ с диска8кл ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

    Почему может возникнуть замерзание и обморожение тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку— СООБЩЕНИЕ.

    Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны

Вопросы третьей группы:

    Почему же повышается температура тела при болезнях и зачем её необходимо понижать?

    В результате чего могут возникнуть солнечные, термические и химические ожоги у человека и какую первую доврачебную помощь необходимо оказать СООБЩЕНИЕ.

3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

Показывается материал через мультимедийную систему- рецепторы кожи, показываются процессы проходящие в коже при повышении и понижении температуры, показываются схемы про закаливание, обморожение…, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТСЯ В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Темы сообщений детей (темы выдавались на предыдущем уроке):

    Солнечные, термические, химические ожоги и оказание первой помощи.

    Общее замерзание организма человека, обморожение и оказание первой помощи.

    Перегревание тела и оказание первой помощи (Степени перегревания тела . Лёгкое перегревание тела Оказание первой помощи при лёгком перегревании тела. Тепловой и солнечный удары Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах).

    Закаливание .

Для более полного представления роли кожи в нашем организме давайте проанализируем лабораторную работу которую вы выполняли дома в течении двух недель и одну работу выполним в классе.

НА ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

5 этап – Закрепление и первичная проверка знаний – тест по теме.

И так вот мы и решили все необходимые задачи тем самым, изучив новую тему. Но теперь для закрепления материала, мы выполним устно лабораторные работы с помощью мультимидийной системы. В момент выполнения работы вы можете заработать оценки.

Тест высвечивается с помощью мультимедийной системы на экран. Для проверки вызывается ученик, но для привлечения внимания всего класса учитель зачитывает вопросы теста в слух. А это в свою очередь позволяет детям систематизировать знания по пройденному материалу и возможно даже лучше запомнить его. Так как в этот момент у детей включается и зрительная и слуховая память. Тест берётся с диска 1С:Школа. Биология, 8кл.Человек. При решении теста если ученик допускает ошибку, то на следующий вопрос он не переходит, а это в свою очередь позволяет ещё раз обратить внимание детей на изучаемый материал.

НА ПЯТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

6 этап – Подведение итогов.

Выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям. При хорошей подготовке детей к уроку и правильному распределению времени учитель сможет поставить оценки на уроке более 60% класса. В конце урока для проверки, так же собираются рабочие тетради детей с выполненными лабораторными работами.

И так сегодня на уроке мы изучали тему: «Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов».

И мне бы хотелось услышать ответ на вопрос поставленный в начале урока: «Какую роль играет кожа в терморегуляции организма (в здоровье организма)?»…

Кожа является органом терморегуляции нашего организма. А сама терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению. И если мы будем правильно проводить процессы закаливания нашего организма, то будем меньше болеть и дольше жить.

8 этап – Домашнее задание.

    К следующему уроку прошу выучить материал со стр.178-179.

    Устно ответить на вопросы стр.180.

    На следующем уроке мы будем говорить: «О уходе за кожей. Гигиене одежды и обуви. А так же о болезнях кожи». Все желающие из вас могут подготовить сообщения о кожных болезнях. Особое внимание прошу обратить на стригущего лишая и чесотку.

Итог урока :
Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота ещё не гарантирует здоровье. Здоровье всё-таки самое важное. И помните, что в здоровом теле здоровый дух. Спасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.

Слои кожи Строение

2) внутренний слой ткани;

    Роговой слой кожи наименее развит на

    Корни волос окружены:

IV . Напиши нужное слово.

V .Дерма кожи имеет происхождение:

VI . Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

VII . Дерма состоит из клеток:

Г) способных к делению;

Тест на урок «Кожа как орган терморегуляции»

I . Роговой слой кожи наименее развит на

А) ступнях; Б)веках; В) ладонях; Г) коленях.

    Корни волос окружены:

А) жировой клетчаткой; В) эпидермисом;

Б) капиллярами; Г) особой сумкой.

    Укажите соответствие между слоями кожи и их строением.

Слои кожи Строение

1) наружный слой А) представлена пучками соединитель-

(надкожица) тканных волокон и жировыми

клетками рыхлой соединительной

2) внутренний слой ткани;

Собственно кожа (дерма) Б) представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью;

3) подкожно-жировая клетчатка В) представлена клетками многослойного эпителия;

Г) представлена клетками однослойного эпителия;

IV . Напиши нужное слово.

Собственно кожа состоит из_____________ткани, богатой переплетающимися эластичными волокнами.

V . Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находятся:

А) рецепторы; Б) пигмент меланин; В) сальные железы; Г) эпидермис;

VI . Дерма состоит из клеток:

А) орговевших и постоянно слущивающихся;

Б) образующих пигмент, от которого зависит цвет кожи;

Г) способных к делению;

VII .Дерма кожи имеет происхождение:

А)эктодермальное; В) энтодермальное;

Б) мезодермальное; Г) смешанное;

РОЛЬ КОЖИ В ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА
У р о к 54
Ц е л и: определить роль кожи в терморегуляции; условия
сохранения постоянной температуры тела человека. Рассмотреть
физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях;
причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой
помощи. Формировать умения: разъяснять механизм терморегуляции;
оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции;
самостоятельно работать с учебником и научно­популярной
литературой;
логически мыслить и оформлять результаты
мыслительных операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е: таблица «Кожа».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
А н а л и з р и с у н к а и т а б л и ц ы «Кожа. Ее строение и функции».
Слои,
образующие кожу
1
Верхний наружный
(эпителиальный)
Внутренний
(собственно кожа)
Особенности строения
2
Поверхностный (роговой)
слой из плотно
прилегающих друг к другу
погибших клеток. Клетки
постоянно слущиваются и
заменяются новыми. Более
глубокие слои образованы
живыми клетками.
В них находится пигмент
Образован соединительной
тканью, много
эластических волокон
Рецепторы
Функции
3
Защитная от внешних
воздействий, от
проникновения инфекции.
Защитная от
ультрафиолетовых лучей
Придает коже упругость,
она легко растягивается
при движении
Воспринимают холод,

тепло, прикосновение,
боль

1
2
Кровеносные сосуды
Потовые железы
Сальные железы
Волосы на теле развиты
слабо, обильнее на голове
Окончание табл.
3
Питают клетки кожи,
участвуют в
терморегуляции
Выделительная функция и
терморегуляция
Предохраняют кожу от
высыхания
Защита от воздействий
лучей солнца
III. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
Три четверти тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.
Задержка всего тепла хотя бы на один день вызвала бы смерть.
Образование тепла зависит от обмена веществ. Как у человека, так и
у большинства теплокровных животных зимой и летом количество тепла
в организме одинаково. Меняются внешние условия, а температура тела
остается постоянной. Значит, в разное время идет разная теплоотдача.
Она зависит от температуры воздуха, его влажности и движения.
Человек легко может переносить жару и холод, хотя температура –
30 С или +43 С губительна для изолированных из организма органов.
Постоянство температуры нашего организма обеспечивается за счет
регуляции теплоотдачи.
Человек все время выделят тепло, и даже во сне он в среднем
расходует за час 4,2 кДж на 1 кг массы тела. За сутки человек выделяет
столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 л ледяной
воды.
Установлено, что температура воздуха над головой человека выше на
1–1,5 С окружающего воздуха. Высота своеобразного теплового
факела достигает 30–40 см от темени. Теплый воздух из­под одежды
выходит наружу у воротника. Над головой создается тепловой конус,
точно воздушный капюшон.
2. У ч а щ и е с я с а м о с т о я т е л ь н о з н а к о м я т с я с текстом

учебника на с. 209–210.
3. О б с у ж д е н и е п р о ч и т а н н о г о (под руководством учителя с
использованием вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 211
учебника).
– Что такое терморегуляция?
(Терморегуляция – это способность организма поддерживать
постоянную температуру тела в условиях изменяющейся внешней
среды.
Или:
Терморегуляция – это уравновешивание процессов образования и
отдачи тепла в организме.)
– Почему терморегуляция необходима организму?
(Терморегуляция обеспечивает постоянную температуру тела в
рамках от 36,5 до 36,9 С, что очень важно для функционирования
белков и других органических веществ. Человек может переносить
лишь незначительные колебания температуры тела. Ее повышение
выше 43 С и падение ниже 25 С, как правило, смертельны.)
– Каковы механизмы терморегуляции?
(Терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета
сосудов и потоотделению.)
– Какова температура тела человека?
(Температура на поверхности кожи здорового человека
составляет 36,6 С.)
– Как изменяется просвет кровеносных сосудов при изменении
температуры воздуха?
(Когда температура окружающей среды становится высокой,
кровеносные сосуды кожи расширяются, через них протекает
больше крови, кожа нагревается, отдача тепла в окружающую
среду увеличивается. Если же температура окружающего воздуха
падает, организм стремится сохранить тепло. Просветы
кровеносных сосудов суживаются, отдача тепла уменьшается.)
– Какую роль играет кожа в процессе терморегуляции?
(Кожа – орган терморегуляции. Терморегуляция осуществляется
благодаря изменению просвета сосудов, расположенных в коже, и

потоотделению с помощью потовых желез, сосредоточенных тоже
в коже.)
4.
Р а с с к а з у ч и т е л я о влиянии нервной системы на
теплорегуляцию.
Изменение просвета сосудов, а также увеличение и уменьшение
потоотделения происходит рефлекторно.
Если температура окружающей среды повышается, происходит
раздражение рецепторов кожи, чувствительных к теплу. Возникшее в
них возбуждение проводится центростремительными нервами в
центральную нервную систему. Здесь возбуждение переходит на
центробежные нервы сосудов и потовых желез кожи.
Сосуды под влиянием пришедшего к ним возбуждения расширяются,
а потовые железы усиливают свою работу. Следствием этого является
увеличение теплоотдачи.
При охлаждении организма раздражаются рецепторы,
воспринимающие холод. Возникшее в них возбуждение передается через
центральную нервную систему на сосуды, вызывая их сужение, и в
потовые железы, деятельность которых от этого понижается. В
результате происходит уменьшение теплоотдачи.
Рассмотренные рефлексы являются безусловными. В течение жизни
образуется целый ряд условных рефлексов на раздражители, которые
постоянно предшествуют действию на организм холода или тепла. Так,
например, приготовления к утренним обливаниям или обтираниям тела
являются условным раздражителем, вызывающим сужение кровеносных
сосудов кожи еще до соприкосновения тела с холодной водой. У людей,
работающих в горячих цехах, вид заводского двора служит условным
раздражителем, вызывающим расширение сосудов и усиление
потоотделения до начала работы.
Значение условных рефлексов совершенно очевидно: они
подготавливают организм к действию на него безусловного
раздражителя (холода или тепла). Способность организма образовывать
условные рефлексы сильно увеличивает возможность его
приспособления к постоянно меняющимся условиям среды.
5. С а м о с т о я т е л ь н о е и з у ч е н и е у ч а щ и м и с я в о п р о с а

«Повышение температуры тела при заболеваниях» на с. 210 учебника и
последующая б е с е д а п о в о п р о с а м.
– Почему во время многих болезней температура тела повышается?
(При проникновении инфекции в организм наряду с защитными
веществами образуются особые пирогенные (теплорождающие)
вещества. Они действуют на нервные центры теплорегуляции.
Реакция нервной системы на пирогенные вещества приводит к
повышению температуры и является показателем благоприятного
течения болезни. Это отражение активной борьбы организма с
инфекцией, его естественная реакция.)
– Что дает повышенная температура больному организму?
(Повышенная температура ускоряет химические процессы,
увеличивает обмен веществ в тканях, повышает активность
лейкоцитов, печени, гипофиза – так мобилизуются защитные силы
организма.)
– Почему же в таком случае применяют жаропонижающие средства?
(Стойкая высокая температура создает большую нагрузку на
сердце, у больного учащается пульс, слабеет весь организм.
Переносить такое состояние долгое время больной обычно не
может. Но подавление высокой температуры осложняет
инфекционный процесс, поэтому нужно не просто снизить
температуру лекарством, а воздействовать на основную причину
болезни.)
6. Р а с с к а з у ч и т е л я об оказании первой помощи при тепловом и
солнечном ударе.
При перегревании на солнце в безветренную погоду, особенно в
атмосфере, насыщенной парами, при физической работе в душных,
плохо проветриваемых помещениях или в плохо пропускающей воздух
одежде отдача организмом тепла затрудняется.
Нарушение равновесия между образованием и отдачей тепла может
стать причиной теплового удара. Появляются головная боль, одышка,
головокружение, шум в ушах, слабость, учащается пульс, мелькают
«мушки» перед глазами. Человек бледнеет и может потерять сознание.
При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное

место, раздеть его или расстегнуть одежду, на голову положить
смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью
валика из одежды. Если больной не потерял сознание, ему дают выпить
прохладной воды. Для снижения температуры тела пострадавшего
оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы
создать движение воздуха и усилить испарение.
Если у пострадавшего остановилось дыхание и пульс не
прощупывается, необходимо сделать искусственное дыхание и
непрямой массаж сердца.
Для предупреждения солнечного удара надо летом прикрывать
голову. Признаки солнечного удара примерно такие же, как и
теплового. Одинаковы и меры первой помощи пострадавшему.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 209–211; выполнить в
рабочей тетради задания 185–186; желающие готовят сообщения на
темы «Гигиена кожи», «Закаливание организма».

На уроке мы узнаем о роли кожи в теплорегуляции. Рассмотрим, как человеческий организм справляется с изменением температуры окружающей среды, при этом не меняя температуру внутри организма. Ознакомимся с первой помощью при тепловом ударе.

Она за-ви-сит от тем-пе-ра-ту-ры, влаж-но-сти и дви-же-ния воз-ду-ха. По-сто-ян-ство тем-пе-ра-ту-ры обес-пе-чи-ва-ет-ся за счет ре-гу-ля-ции теп-ло-от-да-чи.

Тер-мо-ре-гу-ля-ция - это спо-соб-ность ор-га-низ-ма под-дер-жи-вать по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру тела в усло-ви-ях из-ме-ня-ю-щей-ся внеш-ней среды. Она обес-пе-чи-ва-ет по-сто-ян-ную тем-пе-ра-ту-ру от 36,5 до 36,9 гра-ду-сов, это важно для функ-ци-о-ни-ро-ва-ния бел-ков и дру-гих ор-га-ни-че-ских ве-ществ.

Че-ло-век может пе-ре-но-сить небольшие ко-ле-ба-ния тем-пе-ра-ту-ры внут-ри сво-е-го тела. По-вы-ше-ние до 43 и па-де-ние до 25 гра-ду-сов могут оказаться смер-тель-ны.

Тер-мо-ре-гу-ля-ция осу-ществ-ля-ет-ся за счет из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния.

Когда температура окружающей среды высокая, про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние кро-ве-нос-ных со-су-дов, через них про-хо-дит боль-ше крови, кожа на-гре-ва-ет-ся, теп-ло-от-да-ча в окру-жа-ю-щую среду уве-ли-чи-ва-ет-ся (рис. 2).

Рис. 2. Процесс теплоотдачи при высокой температуре ()

При по-хо-ло-да-нии со-су-ды кожи ре-флек-тор-но сужа-ют-ся, кро-во-ток в коже умень-ша-ет-ся, и по-те-ря тепла сни-жа-ет-ся (рис. 3).


Рис. 3. Процесс теплоотдачи при низкой температуре ()

Из-ме-не-ние кро-во-то-ка в коже изменяет ее цвет. При силь-ных эмо-ци-ях, например испуге, мел-кие со-су-ды кожи пе-ре-кры-ва-ют-ся и кожа блед-не-ет. Когда че-ло-век сер-дит-ся, при-ток крови к коже уве-ли-чи-ва-ет-ся, и че-ло-век крас-не-ет (рис. 4).

Рис. 4. Изменение цвета кожи ()

Когда тем-пе-ра-ту-ра тела ниже тем-пе-ра-ту-ры окру-жа-ю-щей среды, в жару, рас-ши-ре-ние со-су-дов не усиливает от-да-чу тепла. По-то-от-де-ле-ни-е помогает избежать перегрева. Пот испаряется, при этом по-гло-ща-ет с по-верх-но-сти кожи боль-шое ко-ли-че-ство тепла и температура тела не по-вы-ша-ет-ся даже в самую жар-кую по-го-ду.

Процессы из-ме-не-ния про-све-та кро-ве-нос-ных со-су-дов и по-то-от-де-ле-ния происходят под управлением центральной нервной системы (рис. 5).

Рис. 5. Схема повышения температуры тела ()

Тем-пе-ра-ту-ра тела по-вы-ша-ет-ся тогда, когда человек заболевает. При попадании в ор-га-низм ин-фек-ции с за-щит-ны-ми ве-ще-ства-ми об-ра-зу-ют-ся и пи-ро-ген-ные ве-ще-ства (теп-ло-рож-да-ю-щие) . Нерв-ная си-сте-ма реагирует на них, что при-во-дит к по-вы-ше-нию температуры. Повышение температуры при болезни - нормальная реакция организма.

Повышенная температура уско-ря-ет хи-ми-че-ские про-цес-сы, уве-ли-чи-ва-ет обмен ве-ществ в тка-нях, по-вы-ша-ет ак-тив-ность лей-ко-ци-тов, пе-че-ни, ги-по-фи-за (рис. 6).

Рис. 6. Повышение активности лейкоцитов ()

Очень вы-со-кую тем-пе-ра-ту-ру врачи со-ве-ту-ют сни-жать жа-ро-по-ни-жа-ю-щими сред-ствами, потому что ее длительное воздействие дает на-груз-ку на серд-це (уча-ща-ет-ся пульс, сла-бе-ет весь ор-га-низм, ухудшается ра-бо-та неко-то-рых фер-мен-тов).

При пе-ре-гре-ва-нии на солн-це (осо-бен-но в ат-мо-сфе-ре, на-сы-щен-ной па-ра-ми воды), при фи-зи-че-ской ра-бо-те в душ-ных, плохо про-вет-ри-ва-е-мых по-ме-ще-ни-ях или в плохо про-пус-ка-ю-щей воз-дух одеж-де от-да-ча ор-га-низ-мом тепла за-труд-ня-ет-ся. Нарушение рав-но-ве-сия между об-ра-зо-ва-ни-ем и от-да-чей тепла может вызвать теп-ло-во-й удар . Признаки теплового удара: го-лов-ная боль, одыш-ка, го-ло-во-кру-же-ние, шум в ушах, сла-бость, уча-щение пульса, «мушки» перед гла-за-ми, возможна потеря сознания.

Первая помощь при тепловом ударе:

По-стра-дав-ше-го пе-ре-не-сти (если потерял сознание) или увести в про-хлад-ное место (рис. 7).

Рис. 7. Прохлада ()

Раз-деть его или рас-стег-нуть одеж-ду (рис. 8).

Рис. 8. Расстегнуть одежду ()

На го-ло-ву по-ло-жить смо-чен-ное хо-лод-ной водой по-ло-тен-це или лед, ноги при-под-нять с по-мо-щью ва-ли-ка из одеж-ды. Если боль-ной не по-те-рял со-зна-ние, дать вы-пить про-хлад-ной воды (рис. 9).

Рис. 9. Помощь при тепловом ударе ()

По-стра-дав-ше-го об-ернуть мок-рой про-сты-ней и обмахивать его, со-здать дви-же-ние воз-ду-ха и уси-лить ис-па-ре-ние (рис. 10).

Рис. 10. Помощь при тепловом ударе ()

Вы-звать ско-рую по-мощь (рис. 11).

Рис. 11. Скорая помощь ()

Список литературы

  1. Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 336 с.
  2. Вахрушев А.А., Родионова Е.И. и др. Биология. 8 класс. (Познай себя). - М.: 2009. - 304 с.
  3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Учебник Биология. 8 класс. - 3-е изд., перераб. - М.: 2008. - 272 с.
  4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. - М.: 2012. - 288 с.
  5. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - 2-е изд., стер. - М.: 2007. - 287 с.
  6. Пасечник В.В. и др. Биология. 8 класс. - М.: 2010. - 255 с.
  7. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. - М.: 2012. - 255 с.
  1. Animals-world.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Medchitalka.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое терморегуляция?
  2. За счет чего осуществляется терморегуляция?
  3. Опишите признаки теплового удара.
  4. Какова первая помощь при тепловом ударе?
Поделиться: