Время намаза. Мужские и женские имена на буквы — В

Подарки представляют собой свидетельство особого отношения к человеку во всех культурах мира. Не является исключением и мусульманская умма, членам которой предписано укреплять отношения внутри собственной общины. Дарение в этом смысле выступает прекрасным способом расположить к себе других людей и заручиться поддержкой, что особенно актуально в современном, насквозь пропитанном индивидуализмом мире.

У арабов для обозначения дарения используется слово «аль-хиба». Его можно перевести как «совершение пожертвования» . Это слово позволяет рассматривать дарение не только сквозь призму личностных отношений в случае возникновения симпатии между людьми, но и как один из важных аспектов благотворительности, которая помогает решать острые социальные проблемы (борьба с бедностью, помощь тяжелобольным и так далее). В исламском праве дарение определяется как безвозмездная передача права собственности от одного человека (дарителя) к другому (получателю дара).

Коран о дарении

В Священной Книге Аллах множество раз употребляет одно из - Аль-Ваххаб («Дарующий). Например, обратим внимание на аят из суры «Сад»:

«Неужели у них есть сокровища милости Твоего Господина, Обладающего безграничным могуществом и Дарующего» (38:9)

То есть дарение разного рода благ - один из атрибутов Самого Всевышнего. Человек, радующий окружающих какими-то подарками, фактически демонстрирует щедрость, готовность помочь безвозмездно другим. Это, безусловно, благородные качества, актуальные для всех мусульман. Аят из об этом убедительно свидетельствует:

«Мусульмане Медины (ансары) … не являются скупыми и даруют переселившимся из Мекки единоверцам блага…» (59:9)

Положение дарения в исламе

В исламском праве дарение классифицируется как мандуб, то есть рекомендуемое деяние. Это действие для дарителя будет характеризоваться дополнительным савабом (благодатью). Человек, который ничего не дарит, не осуждается за подобное бездействие. Принятие дара возведено в ранг сунны.

Неотъемлемыми чертами дарения, как и в , выступают предложение (иджяб) и согласие (кабул). Можно также (а в определённых ситуациях - нужно) составить специальный договор.

Обычно подарок принимается в то же самое время и в том же самом месте, где было сделано соответствующее предложение. Его отсроченное принятие возможно только в случае, если подобный вариант развития событий согласован с дарителем.

Существуют отдельные нюансы при одаривании детей:

  • Когда отец дарит своему малолетнему (до 7 лет) ребёнку что-то, тот получает право собственности на эту вещь. При этом неважно, что подарком может распоряжаться отец. В столь юном возрасте это необходимо, дабы избежать происков возможных мошенников. Аналогичное решение применяется в отношении матери, которая в случае смерти своего мужа вынуждена сама обеспечивать малолетних детей.
  • Если малолетний ребёнок получает подарок со стороны постороннего человека, то его должен принять отец.
  • В случаях одаривания сироты это имущество принимает его опекун.
  • 7-летний ребёнок может принять подарок сам, но в присутствии отца.

Возврат подарка

Возврат дара, согласно исламскому праву, возможен. Есть несколько хадисов Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) по этому поводу.

«Тот, кто сделал подарок, имеет на него по сравнению со всеми другими людьми больше прав. Исключение только в том случае, если вещь дарится повторно» (Аль-Байхакый).

Однако есть и другое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.) по поводу возврата подарков: «Человек, вернувший себе обратно подаренную ранее вещь, подобен тому, кто употребляет собственную тошноту» (Абу Дауд).

Собственно, именно поэтому возвращение подарка считается не самым красивым поступком, который может расцениваться как признак скупости человека. Его можно совершить, если имеется взаимное согласие сторон либо если подобное решение было принято судебным органом. Тем не менее, в Шариате обговорены случаи, когда возврат подарка невозможен:

1) Получатель подарка в знак благодарности делает ответный жест, предоставляя дарителю вознаграждение. Принципиально важным моментом в этом случае будет проговаривание человеком вслух, что ответный подарок (который, к слову, считается желательным у мусульман - примечание сайт ) стал следствием первоначальных действий другого человека. И не важно, эквивалентны ли подарки по своим качествам, количеству либо ценности.

2) Если одариваемый сумел прирастить изначальный подарок, то он не должен его возвращать. Например, человек получил какую-то ткань, из которой сшил себе рубашку. Эту рубашку даритель не имеет права требовать обратно.

3) Смерть дарителя. Его наследники не могут требовать у получателя подарок обратно, так как они не были причастны ни коим образом к договору дарения.

4) Получатель дара теряет право собственности на него после его продажи, дарения, уничтожения. Следовательно, даритель в этом случае будет не у дел.

5) Подарок супругов друг другу тоже не может быть потребован обратно.

Отметим также, что в исламе не принято одаривать верующих в честь .

Один из способов установить добрые взаимоотношения с людьми — дарить подарки. При этом важен не столько сам подарок как материальная вещь, а те чувства и побуждения, которые за ним стоят. Это может быть забота, участие, внимание, любовь, дружеская симпатия, желание наладить отношения, загладить вину и т.д. Подарок является лишь вещественным выражением этих положительных эмоций и может послужить приятным напоминанием о них другому человеку.

Эта прекрасная традиция поддерживается во всех мусульманских государствах . О ней написано масса книг ученых , ей посвящены стихотворения и поэмы.

Празднование Мавлида

Стимулом, побуждающим простых верующих праздновать этот праздник, а ученых писать великие произведения, является Аят из Священного Кур’ана это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن . в котором сказано, означающее:

«И совершайте благие деяния»

Для того, чтобы осознать величественность Мавлида, постигнуть это великое и благое деяние, для искренних людей достаточно узнать о цели этого празднования, о сути, а также о том, как он проводится.

Мавлид — это символ любви к Пророку, мир Ему. Таким образом, мусульмане выражают свою благодарность Аллаху за посланную милость в лице Великого Пророка, мир Ему. Известно, что желательно держать пост-сунну (желательный пост) в понедельник. Однажды у Пророка Мухаммада, мир Ему, спросили причину того, почему мусульманам желательно соблюдать пост-сунну именно в этот день. Пророк, мир Ему, ответил: «В этот день родился я». Таким образом, сам Посланник Аллаха, мир Ему, указал на то. что пост в этот день — это благодарность Аллаху за то, что Он послал нам Пророка, мир Ему. Если пост в этот день разрешен, являясь благодарностью Аллаху, то отсюда следует, что разрешенным является совершение и иных благих деянии, в которых выражаются благодарность Создателю. Несомненно, и такой благодарностью является Мевлюд. Этот праздник, включая в себя перечисленные духовные составляющие, охватывает и множество других аспектов, которые в совокупности могут стать для верующего важной ступенью в духовном развитии.

Несмотря на то. что данное торжество в различных мусульманских странах имеет свои отличительные особенности, причина которых самобытность и языковое разнообразие, тем не менее, можно указать и на общие, характерные для всех верующих принципы.

Открывается торжество Мевлюда, как и любое иное мероприятие подобного рода, чтением Священного Курана. Затем, пока готовится угощение, кто-либо из верующих читает красивым, певчим голосом жизнеописание Пророка, мир Ему: о рождении, жизни и других знаменательных событиях, которые были в Его прекрасной жизни.

Одной из особенностей Мевлюда является коллективное восхваление Пророка, мир Ему, читая различные салауаты. Подтверждается двумя достоверными хадисами (изречениями Пророка, мир Ему), что коллективное восхваление Посланника Аллаха, мир Ему, одобрено Шари’атом. Один из этих хадисов передан Имамом Ахмадом нбн Ханбалем в его книге «Муснад». В нем рассказывается, что эфиопы, находясь в мечети Пророка, мир Ему, читали восхваление на своем языке. Пророк, слышавший это чтение, спросил о значении их слов. Они отвечали, что эти слова означают: «Воистину, Мухаммад — благочестивый раб Аллаха». И Пророк, мир Ему, одобрил это деяние.

В книге «Муснад Аль-Баззар» сказано, что эфиопы, сопровождая чтение Салауата танцем, читали: «Абуль-Гасим-таййиб». Этот Салауат означает: «Абуль-Гасим -благочестив». Абуль-Гасим это одно из имен Пророка, мир Ему. Посланник, мир Ему, будучи очевидцем этого чтения, не запретил его и не высказался против коллективного его совершения.

Восхваление Пророка, мир Ему, — один из видов ‘ибады (поклонения Аллаху). Собираясь вместе, мусульмане в минуты праздника могут ощутить единство сердец в любви к Великому Пророку, мир Ему. В эти моменты верующие ощущают небывалое единство, сплоченность и любовь друг к другу. Мусульмане, совершая это великое деяние, по Воле Аллаха могут получить барака (благословение) от Аллаха ; больные, посетившие такое собрание, возможно, покинут его уже будучи здоровыми, а печальные и грустные ощутят небывалую силу и лечение душ и сердец.

Мусульманские имена для мальчиком и девочек

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Х асан» — » “Х усейн» — “Х юснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на: ‘абд (‘ибад), сейф и нур. Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб. Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурах ман, ‘Абдульк адир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Мужские и женские имена на буквы — А

‘Абдуллаh — раб Божий.
‘Абид, (‘Абиде) — поклоняющийся, молящийся, верующий раб.
‘Адалет — правосудие, справедливость.
‘Адиль, (‘Адиле) – справедливый. Мужское и Мужское и женское имя женское имя.
‘Азамат — величие, великолепие.
‘Азиз, (‘Азизе) — уважаемый, почитаемый, любимый. Мужское и женское имя
‘Азим — полный решимости, решительный
‘Али — имя двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему (‘Алие женское имя)
‘Алим (‘Алиме) — мудрый, ученый, знатный. Мужское и женское имя
‘Ариф — знатный, смышленый
‘Абдульгъаффар — Раб Аллaha, Прощающего грехи
Адем — Адам, имя первого человека, созданного Аллахом, первый Пророк, мир Ему
Алемдар — знаменосец
Амин — достоверный, правдивый Мужское имя и женское имя
Амина — имя матери Пророка Мухаммада, мир Ему
Амир (Эмир) — правящий, дающий приказы
Арзу — 1.возлюбленная Камбера — героя известной в народе сказки «Арзу ве Камбер». 2. от перс, желание, мечта
Асия (Асие) — так звали жену Фараона. Благочестивая женщина из последователей пророка Муса, мир Ему
Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Б

Басыр — проницательный, прозорливый, дальновидный
Батал — смелый, храбрый, герой
Батыр — богатырь
Бахтияр — от перс. Счастливый

Мужские и женские имена на буквы — В

Вильдан (от ар.слов валил, велел, эвляд) — новорожденные дети; рабы

Мужские и женские имена на буквы — Г

Гевхер (Джаухар) — драгоценный камень, чистый, истинный, неподдельный
Гюзуль (Гузаль, Гезуль) — от тюрк, красивый, хороший. Женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Д

Дилявер — от перс. отважный, смелый, храбрый
Диляра — от перс.поэт. красавица; милая, прекрасная, успокаивающая сердце

Мужские и женские имена на буквы — З

Заhид (Заhида) — ведущий аскетический образ жизни. Мужское и женское имя
Заир (Заира) — посещающий, навещающий. Мужское и женское имя
Зайнаб (Зейнеб) — имя дочери Пророка Мухаммада, мир Ему
Закир (от Зикр) — упоминающий Имя Бога Всевышнего
Зариф (Зарифа) — нежный, утонченный. Мужское и женское имя
Зафер — достигающий цель; побеждающий, победитель
Заhра — цветок
Зуhра — одно из имен дочери Пророка, мир Ему, Фатимы
Зеки (Зекие) — чистый, без примесей, натуральный, неподдельный. Мужское и женское имя
Зеки — умный, смышлёный
Зульфие — та, у которой очень красивые, пышные волосы

Мужские и женские имена на буквы — И

Ибраhим — имя Пророка, мир Ему, отец Пророка Исма’иля, мир Ему.
Идрис — имя одного из Пророков, Мир Им.
Иззет — величие, почтение.
Ильhам (Ильhамие) — вдохновение. Мужское и женское им.
Ильяс — имя одного из Пророков, мир Им.
Имдад — помощь; сила, посланная на помощь
Иман — вера. Женское имя.
‘Инает — милость, попечительство, заботливость.
Ирфан — знание. Мужское имя.
‘Иса — имя одного из Пророков, мир Им, сын Марьям, мир Ей. Аллаhом Ему был ниспослан Инджиль.
Ислям — название религии всех Пророков, мир Им, от ар. означает покорность Единому Богу
Исма’ил — имя одного из Пророков, мир Им. Первый сын Пророка Ибраhима, мир Ему, от hаджера Исмет — непорочность, защищенность.
Ирада (Ираде) — воля.

Мужские и женские имена на буквы — К

Камаль (Кемаль) — совершенство.
Керем — благородство; щедрость.
Керим (Кериме) — щедрый, благородный. Мужское и женское имя.
Каусар (Кевсер) — 108 сура из Кор’ана название райского источника.
Кямиль (Кямила) — совершенный, безукоризненный. Мужское и женское имя.
Кадер (Кадире) — могущественный, сильный. Мужское и женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Л

Лятифе — нежная, мягкая. Женское имя.
Лютфи (Лютфие) — любезный, милый. Мужское и женское имя.
Ляле – тюльпан.

Мужские и женские имена на буквы — М

Махбуб (Махбубе) — любимый, возлюбленный. Мужское и женское имя.
Мавлюд (Мавлюда) — рожденный. Мужское и женское имя.
Мадина — город в котором находится могила Пророка Мухаммада, Мир Ему.
Марьям (Мерьем) — мать пророка ‘Исы. мир Ему
Мадиха – восхваляющая.
Мекка — Место где родился Пророк Мухаммад, Мир Ему и место нахождения Ка’бы.

Мужские и женские имена на буквы — Н

Надир (Надире) - редкий.
Назим (Назмие) - сочиняющий.
Назиф (Назифе) – чистый.
Наиль (Наиле) - достигающий цели.
Нафисе - очень ценная; прекрасная.
Недим (Недиме) - собеседник, друг.
Нимет - благо, дар.
Нуреддин - свет веры.

Мужские и женские имена на буквы — Р

Рагъиб (Рагъибе) - желающий.
Раджаб (Реджеб) - седьмой месяц но лунному календарю.
Райф (Райфе) добросердечный.
Рамазан (Рамадан) — месяц Поста.
Расим - художник, рисующий.
Рефат - сострадательный, добрый.

Мужские и женские имена на буквы — C

Саадет -счастье.
Сабит твердый, устойчивый.
Сабир — терпящий, примеряющийся.
Садриддин - с верой в сердце.
Саид (Саиде) – счастливый, удачливый.
Сакин (Сакине) пребывающий в покое.
Салих (Салиха) - благочестивый.
Сафвет - чистый, ясный.
Сафие — чистая, без примеси.
Селим (Селиме) - без изъянов.
Селямет - благополучие, безопасность.
Сефер - путешествие.
Субхи (Субхие) утренний.
Сулейман - имя Пророка, мир Ему.
Султан (Султание) - правитель.

Мужские и женские имена на буквы — Т

Таhир (Таhире) чистый, благородный.
Талиб — стремящийся; ученик.
Тевфикъ – удача, удачливый.

Мужские и женские имена на буквы — У

Ульви (Ульвие) – возвышенность.
‘Убайдуллаh — раб Всевышнего.
Уммет - община.

Мужские и женские имена на буквы — Ф

Фазиль (Фазиле) -благородный.
Фаикъ (Фаикъа) – превосходный.
Фарукъ – справедливый.
Фатима (Фатма) — имя первой дочери пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Х

Халиль преданный (друг, товарищ).
Халим (Халиме) - мягкий, добрый.
Халис (Халисе) - чистый, без примеси.
Хабиб (Хабибе) – любимый.
Хадидже – имя первой жены Пророка Мухаммада, мир Ему.
Хайдар - лев, то есть храбрый и смелый.
Хайреддин - благо от веры.
Хайри – счастливый, удачливый.
Хаким (Хакиме) - мудрый.
Халиль – преданный, друг, товарищ.
Халим (Халиме) – мягкий, добрый.
Халис (Халисе) – чистый без примеси.
Хасан – изящный, хороший. Имя внука пророка Мухаммада, мир Ему.
Хикмет – мудрость.
Хусейни – хороший, изящный. Имя внука пророка Мухаммад, мир Ему.
Хусний (Хусние) – изящный, красивый.

Мужские и женские имена на буквы — Ш

Шаабан - восьмой месяц лунного календаря.
Шемседднн - со светлой верой.
Шакир (Шакире) – благородный.
Шевкет – величественный, важный.
Шемседдин – со светлой верой.
Шемси (Шемсие) – солнечный, лучезарный.
Шериф - почетный.
Шефикъ (Шефикъа) – добрый, душевный.
Шукри (Шукрие) – благодарящий.

Мужские и женские имена на буквы — Э

Эдиб (Эдибе) – благовоспитанный.
Эдие (hедие) - подарок.
Экрем — очень щедрый, радушный.
Эльмаз — драгоценный камень, алмаз.
Эмин (Эмине) - честный.
Энвер - очень лучезарный, светлый.
Энис (Энисе) – очень хороший соебеседник.
Эсма - очень щедрая, радушная.

Соблюдение Ораза в месяц Рамадан это особое поклонение, и от него есть польза как в этой, так и в следующей жизни. У постящегося есть две радости: первая в этом мире, когда он разговляется после соблюдения Поста, а вторая в мире следующем, когда ему будет дано видеть Аллаха в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую без места, без образа и без расстояния. Мусульманин, соблюдающий Пост, ин шаа Аллах, войдет в Рай. Кроме того, Пост полезен для здоровья. Люди, которые соблюдали Пост в месяце Рамадан, становятся более милосердными, больше сочувствуют и оказывают помощь бедным, поскольку им самим пришлось ощутить чувство голода и жажды. Люди становятся более богобоязненными, меньше совершают грехов и меньше ссорятся. Здоровье людей соблюдающих Пост, заметно укрепляется. Поэтому нужно стремиться сохранить здоровье, которое вы смогли поправить благодаря благотворному влиянию Поста.

В месяц Рамадан люди ограничивают себя в еде, в результате сердце работает с меньшей нагрузкой и снижается давление. Снижается уровень холестерина, нормализуется кровообращение. Поэтому соблюдение Поста особенно полезно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. У таких больных заметно улучшается самочувствие.

Соблюдение Поста способствует, снижению излишнего веса. Это способствует лечению ревматизма, так как уменьшается нагрузка на суставы. Ученые констатируют, что у больных ревматизмом состояние здоровья в месяц Рамадан улучшается. Прежде всего, это связано с определенным режимом питания. В дальнейшем у таких больных также может появиться шанс полностью отказаться от медикаментозного лечения.

Пост полезен и для людей, страдающих аллергией и респираторно-бронхиальными заболеваниями. Соблюдение Поста особенно важно для больных бронхиальной астмой. В случае если больной с подобным недугом в течение года придерживается определенного режима питания, то его желудок меньше переполняется и не оказывает давление на диафрагму. Соответственно, не затрудняет дыхание..

Особой диеты следует придерживаться после месяца Рамадан. Нужно постараться ограничить себя от потребления большого количества соли и жиров. В результате, в крови заметно снижается избыток солей и снижается артериальное давление.

Также употребление пищи с низким содержанием соли и жиров снижает вероятность кожно-воспалительных заболеваний, а в частности угревая сыпь.

Ограниченное потребление пищи влияет на снижение уровня сахара в крови больных сахарным диабетом. Таким образом, снижается нагрузка на поджелудочную железу, а тем самым уменьшается выработка избыточного количества инсулина в организме.

Чрезмерное употребление пищи приводит к ускоренному старению организма. Это объясняется нарушением процесса регенерации и деления клеток.

Злоупотребление сладостями, а также переедание наносит непоправимый ущерб организму, так как из-за нарушения артериального кровообращения и повышения давления возникают различные аномалии в области сердца и печени.

Воистину, за соблюдение Поста в месяц Рамадан во имя Аллаха мусульманин получает большое вознаграждение.

Придерживаться Ораза значит укреплять здоровье и силу духа во имя Аллаха.

ПОДАРКИ И РЕШЕНИЯ ПО ДАРЕНИЮ

Вопрос: Какова важность обмена подарками? Можно ли кому-то пользоваться подарком, подаренным другому человеку, или вернуть этот подарок обратно без его ведома?

Ответ: Подарок, становится имуществом того, кто получил подарок, без его ведома пользоваться нельзя. Подарок, говорит о симпатии к человеку. Приведем два хадис-и шарифа:

«Если любите брата по вере, то дайте ему об этом знать!» (Бухари)

«На пути Аллаха, тот, кто любит своего брата по вере скажет ему об этом, потому что это способствует дружественным отношениям, подарок делает привязанность сильнее.» (Ибни Аби-д-Дуния)

Поэтому дарить подарки является сунной. Нужно ввести в привычку дарить подарки, хотя бы незначительные! Приведем несколько хадисов:

«Обменивайтесь подарками, пусть ваша симпатия друг к другу станет сильнее!» (Табарани)

«Подарки укрепляют дружбу, гасят обиду.» (Абу Нуаим)

«Подарок - прекрасный ризк, посланный Аллахом. Тот, кто принял, тем самым принимает то, что послал Аллаху тааля. Тот, кто отверг, тем самым не принял посланное Аллахом.» (Рамуз)

«Принимайте то, что не ожидали! Это ризк, посланный Аллахом тааля.» (Байхаки)

«Вы тоже преподнесите подарок тому, кто вам сделал подарок! Если нет ничего, то сделайте за него дуа, подарок не должен остаться без ответа!» (Насаи)

Вопрос: В каких случаях подарок разрешен, в каких случаях противопоказан?

Ответ: В книгах сказано:

1 - Подарок или пожертвование - безвозмездное вручение существующего имущества. Можно также подарить подарок и взамен попросить что-нибудь определенное. Например, разрешено сделать подарок, а взамен поставить условие обязательного возвращения долга.

2 - Подарок с условием возмещения, не действителен пока не будет возмещения. Подарок и возмещение должны быть вручены до их расставания.

3 - «Если умрешь ты, то станет моим, если умру я, пусть станет твоим» - Предоставление дома с таким условием, считается недействительным.

4 - Если владелец дома, предложит кому-то: «пока ты жив, пусть мой дом будет твоим», то после смерти дом возвращается владельцу.

5 - «Бери, расходуй», деньги данные с такими словами где не было сказано что это подарок, считается данным в долг. Одежда которую дали со словами, «бери, носи» будет подарком.

6 - Тот кто собирается дать подарок может отказаться от своего действия. После вручения подарка, подарок может быть возвращен если стороны не против.

7 - Если чтец Корана, прочитает Коран ради Аллаха без предварительного согласования оплаты, то может взять подарок за чтение. Если скажет что подарка недостаточно много, тогда то что ему дадут сверх подарка будет для него харамом.

8 - Подарок от ребенка недействителен. Чтобы подарок ребенку стал действительным, нужно вручить ему на руки, стать его собственностью.

9 - Если бедняк взятую от богатого милостыню подарит богатому, то богатому разрешается взять.

10 - Если один скажет другому «Дарю тебе это имущество» и он возьмет, то подарок считается взятым.

11 - Покупатель может подарить другому свою покупку не приняв товар в руки от продавца.

12 - Если один из двоих умрет до вручения подарка, то подарок становится недействительным.

13 - Двое людей совместно владеющие домом, могут подарить дом третьему лицу. Не разрешается подарить один дом двум лицам. Потому что, не разрешается давать имущество которое может быть разделено, как неделимое.

14 - Подарок с условием «в начале следующего месяца подарю тебе вот это» будет недействительным.

15 - Если дарят или отдают дом с условием что будут содержать и помогать до самой смерти, и принявший начнет выполнять условия, то дом обратно взять не может.

Пусть и является нарушением продавать дом с условием жить пока не умрут, но разрешается подарить и после того как вручили, обратно взять не может. (Маджалла 855.)

16 - Присутствие подарка при вручений обязательно, условием не является то что подарок не готов.

17 - Подарок взятый силой недействителен. Например если муж требует «Пока не подаришь мне назначенный мной махр, не пойдешь в дом отца» а жена соглашается и дарит, то такой подарок не будет действительным. Потому что подарок который дали не имея на то желания недействителен.

Пока точно не выясниться что заработок из харама, все подарки от таких людей будет дозволенным.

19 - Смертельно больной может подарить одну треть своего имущества другим кроме наследников.

20 - Тот кто подарил должнику его долг не может отказаться от содеянного. Если скажет «Мне не должны», то долга больше нет.

21 - С теми кто имеет сомнительный заработок, нужно обмениваться подарками и брать в долг!

22 - Разрешается дарить скот с условием что заберет приплод который родится. Приплод тоже может быть подарком.

23 - Никях (обряд бракосочетания) с условием без махра будет действительным. Но позже махр (свадебный подарок невесте) все же нужно будет дать.

24 - Сделка требующая от покупателя никому более не продавать товар, или же покупка товара с условием никому более не продавать товар будет действительным, но все эти условия ничего не значат, так не делается.

ЗАБРАТЬ ПОДАРОК ОБРАТНО

Вопрос: Разрешается ли подарок потребовать обратно?

Ответ: Подарок, дать какое-либо существующее имущество без возмещения. Можно дать подарок и попросив что-нибудь взамен. Подарок нельзя требовать обратно если не возникла вынужденная ситуация.

Не разрешается забирать обратно подарок данный бедняку, потому что подарок бедняку это садака. Забирать обратно садака не разрешается. Подарок подаренный богатому разрешается взять обратно если возникла в нем нужда, но это некрасиво, потому что в хадис-и шарифе сказано: «Тот кто обратно просит подарок, похож на собаку которая лижет свою блевотину.» (Бухари)

Просить обратно свой подарок пусть и похоже на вылизывание блевотины, но если есть причина или если даже нет, тот кто дал подарок может попросить подарок обратно. Если есть один из семи случаев, обратно требовать свой подарок не может:

1 - Если подарок стал лучше: подаренную книгу красиво переплели, подаренный скот принес приплод, сделали ремонт в подаренном доме чем сделали его лучше, в подаренном участке земли посадили деревья, на подаренный пиджак пришили подкладку, т.е. подарок стал более ценен, то подаривший не может требовать подарок обратно. Если подаренный нож наточили, то подаривший не может требовать обратно. Если подаренную одежду покрасили от чего оно стало еще ценнее то требовать обратно не могут. Если одежда от покраски не стала лучше или потеряла стоимость то подаривший может попросить обратно свой подарок. Если подаренного барана зарезали на курбан, и после этого подаривший попросит обратно свой подарок, то может взять уже зарезанное животное. Но тот кто совершил курбан выполнил свой долг, его курбан будет принят.

2 - Смерть одной из сторон:

В случае смерти дающего или принимающего подарок, обратно уже не требуют. Если умер тот кто дал, то его наследники не могут просить обратно подарок. Если умер получивший подарок, с его наследников подарок обратно не требуют.

3 - Дать дарителю компенсацию подарка:

Подарок нельзя потребовать обратно если в ответ на подаренный велосипед подарили обычный простой карандаш. Тот кто подарил карандаш тоже не может потребовать обратно свой подарок. Если ответный подарок дали не как ответ для велосипеда, а просто как подарок, то и велосипед можно потребовать обратно также как и карандаш. Если в подарке обнаружится какой-нибудь значительный недостаток, то могут вернуть а то что сами подарили попросить обратно не смогут. Например если в велосипеде не работают тормоза, порваны шины, то не могут сказать «забирай велосипед, возвращай карандаш.»

4 - Подарок уже перестал быть имуществом получателя:

Если подарок продан, пропал или передарен другому, то требовать обратно нельзя.

5 - Брак между дарителем и получателем:

Семейная пара не может подаренные друг другу подарки требовать обратно. Если муж мусульманин а жена неверующая ахл-и китаб, даже будучи разведенными не могут требовать обратно подаренное. Если мужчина делает подарок чужой женщине и если после этого они поженятся то может попросить вернуть подарок, т.к. подарок был сделан до никяха. В наши дни это происходит весьма часто. После сватовства, жених дарит будущей невесте подарки, после никяха разводятся и могут потребовать обратно подарки сделанные до женитьбы. Подарки сделанные в то время когда были семьей, требовать не имеют права.

6 - Родственники, брак между которыми навсегда запрещен брак:

Усуль и фуру, т.е. дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки и того старше, родители, дети внуки и правнуки и еще меньшие, братья, дети братьев, дядья с обеих сторон, тети с обоих сторон не могут требовать вернуть подаренное. В этом случае равны все родственники, и верующие и неверующие.

7 - Подарок изменился:

Подаренное зерно смололи в муку, испекли хлеб, из подаренного молока сделали сыр, масло. После подобного, подарок обратно взять не могут.

Если один дарит другому тысячу рублей, после этого первый просит у второго в долг тысячу рублей, второй дает первому в долг тысячу рублей, то тот кто взял в долг, не может сказать «Эту тысячу рублей подарил тебе я и возвращать не буду.»

Если человек прощает свой долг, то не может потребовать вернуть то что простил.

Если подаренное было продано, затем покупатель вернул обнаружив недостаток, то подаривший уже не может потребовать вернуть подарок.

Когда подарок отдан то подаривший уже не может потребовать обратно, получивший не может вернуть. Не важно кто сделал подарок; родственник или посторонний.

Дарение действительно если дают подарок с условием принятия обратно в случае обнаружения недостатка. А условие обратного принятия подарка недействительно, потому что подарок это подношение для которого нет подобных условий.

(все приведенное выше взято из книг ""Ихтияр"", ""Радд-уль мухтар"" и ""Хиндия"")

Если муж ставит жене условие: «Пока не подаришь мне махр который я тебе должен, не пойдешь в дом своего отца» а жена согласившись подарит, то такой подарок не будет действительным, потому что подарок сделанный против воли, недействителен. Ставить условием подарить махр мужу, например «Если сделаешь, то прощаю тебе свой махр» недействительно. (""Фатафа-и Баззазийа"")

Если тот кому должны, подарит долг своему заимщику или кому-либо другому, то уже не сможет отказаться от своего подарка. Покупатель может подарить свою покупку кому-нибудь другому до того как станет владельцем покупки. Нельзя сказать что преподнесет в подарок некую вещь в начале следующего месяца. Если человек скажет, сделаю подарок если рассчитаюсь с долгом, то по расчету с долгом, нужно будет сделать подарок. Если еще не выплатил долг, может отказаться от дарения подарка. Подарок при дарений должен существовать, то что еще не приготовлено, не является обязательным условием. Если подарок принесенный на свадьбу неизвестно чей, то поступают так как принято в данной местности. (Маджалла)

Если жених утверждает что присланое было махром а невеста говорит что подарок, то съедобное считают как подарок а другие подарки засчитывают как махр. (Саадати Абадийа)

Подарок достается тому кому был подарен. Если оставлен дому, то общие вещи достаются мужчине, если это вещи женские, то жене. Тоже самое и с подарками на свадьбу. Если подарки характерно женские, то достаются женщине а общие вещи берет себе мужчина. Например такие вещи как шарф, браслет, колье достаются жене, а галстук, кастрюля, блюдо достаются мужчине. Тоже самое и с подарками которые преподнесли мальчику на обрезание. Если преподнесли в качестве подарка шарф, то достается матери, если это галстук, отцу. Если это игрушка, детский велосипед то достается ребенку. Если кастрюля, блюдо, то будет принадлежать отцу.

Вопрос: Подарки благочестивым сыну и дочери должны быть равными?

Ответ: Да. В хадис-и шарифе сказано: «Когда делаете детям подарки, обратите внимание чтобы подарки были равноценными!» (Табарани)

Ребенку грешнику не нужно оказывать помощь больше чем его нафака!

Вопрос: Можно ли брать подарки от кафира, дарить ему подарки?

Ответ: Разрешено если возникает необходимость. (Хадика)

Вопрос: Если деньги на банковском счету или акции подарю своему отцу со словами «Отец дарю их тебе» то будет ли считаться что подарил их, станет ли его имуществом?

Ответ: В книге ""Фатава-и Баззазийа"" сказано: «Можно сказать ""Дарю тебе деньги которые мне должен тот или этот, возьми их у него.» Значит, дарит можно, но не станет его имуществом сразу как сказали об этом. Необходимо чтобы подарок перешел в руки, т.е. деньги в банке должны быть переведены на счет отца. В ""Ибни Абидине"" сказано: «Долг может быть подарен только должнику. Чтобы подарить другому, его нужно уполномочить для этого.» Деньги станут его имуществом только после того как его сделают представителем и он переведет деньги на свой счет.

Вопрос: Если подарок мне сделают при людях, то те кто были рядом тоже будут владеть этим подарком, я буду вынужден поделить подарок с теми кто был в это время рядом?

Вопрос: Есть ли разница, между подарком в виде хорошей книги по нашей религий или же это будет килограммом конфет?

Ответ: В обоих случаях ждет большой саваб. Но за книгу саваб будет продолжаться даже после смерти. В хадиси шарифе сказано: «Саваб за полученные и распространенные знания будут продолжаться и после смерти.» (Ибни Маджа)

Вопрос: Мой двоюродный брат забирает поносить мою одежду, а свое оставляет у меня. Знает что я не стану возражать, и некоторые из вещей мне и не жалко, пусть носит и вернуть обратно я не прошу. Но после, я уже и не могу вспомнить что же я не хотел вернуть обратно. Пока не произнесу устно что вещь его, станет ли одежда принадлежать ему эта?

Ответ: То что отдавали не требуя денег, отдавая сказали «бери, пользуйся» становится подарком. То что уносит надев на себя, забирает оставляя вместо них свою одежду, не считается подарком. И то что внутри себя соглашались что это подарок не делает это подарком. Станет подарком если устно скажут «дарю свою одежду которая находится у тебя».

ПОДАРОК НЕ ТРЕБУЮТ СИЛОЙ

Вопрос: Когда прошу мужа сходить куда-нибудь, или сделать что-нибудь, он говорит ""пока не подаришь свой махр не будет этого"". Можно ли согласится устно но не соглашаться в сердце?

Ответ: При дарений подарка значение имеет устное слово. Даже если подарили в шутку, это будет считаться подарком. Но не будет подарком если этого требовали силой, насильно. Т.е. подарок отобранный под угрозой не действителен. В будущем жене нужно потребовать свой махр. Потому что в книгах фетв говорится:

«Если муж ставит жене условие: «Пока не подаришь мне махр который я тебе должен, не пойдешь в дом своего отца» а жена согласившись подарит, то такой подарок не будет действительным, потому что подарок сделанный против воли, недействителен. Ставить условием подарить мужу махр, например «Если сделаешь, то прощаю тебе свой махр» недействителен. (""Фатафа-и Баззазийа"")

СЛУЧАИ КОГДА ДЕЙСТВУЮТ СЛОВА

Вопрос: Судя потому что во второй части ""Маджалла"" в одном месте сказано: «Какая была цель так и выносятся решение», то в Исламе имеет значение намерение, а не слово?

Ответ: Этот выражение имеет отношение к решению по хадису «Дела судятся по намерению.» В Исламе есть моменты когда силу имеет только намерение а устное слово не имеет значение, а также есть положения когда необходимо действовать только лишь по произнесенному вслух слову а намерение не имеет никакой силы. Например в таких случаях как; никях, таляк, адак (обещание), освобождение раба, клятва, купля-продажа, подарок и совершение греха, значение имеет слово а не намерение. Приведем несколько примеров:

1 - В шутку или исполняя роль, поженившиеся при двух свидетелях, становят женатыми на самом деле. Намерение не действительно. Или же муж в шутку или с целью запугать жену скажет «Развожусь с тобой», то его жена становится свободной от брака. В двух хадиси шарифах сказано:

«Если в шутку поженились или развелись, то действительны и никях и таляк (развод).» (Табарани)

«В трех случаях действительны сказанное и в шутку и всерьез, никях, таляк и отказ от таляка.» (Тирмизи)

2 - Если давая клятвенное обещание (адак) не было намерения, было произнесено между разговором, то адак становится действительным. Потому что при адаке сказанное пусть в шутку пусть случайно, не задумываясь, все равно что произнесенное серьезно. Даже если вместо того чтобы сказать «Буду поститься один день» вырвется «… один месяц» то нужно будет поститься один месяц. Действует слово, намерение нет.

3 - Если неверующая девушка предлагает «согреши со мной и я стану мусульманкой», то не разрешается грешить думая «Дела судятся по намерениям». В подобной ситуации намерения недействительны, действителен совершаемый грех.

4 - Если после торгового действия одна из сторон скажет «Это была шутка, отказываюсь от сделки», то это уже не будет иметь силы.

5 - Если кредитор сначала сообщил что подарил свой долг а затем говорит: «это была шутка» то от своего подарка не может отказаться. Намерение недействительно, действительно слово.

Как можем видеть, в некоторых случаях берут за основу произнесенное, на намерение внимание не уделяется. Вторая часть ""Маджалла"", неприменима к тому что приведено здесь.

НАМЕРЕНИЕ ПРИ ДАРЕНИЙ

Вопрос: Если с намерением пошутить было сказано, дарю тебе этот дом, а противоположная сторона скажет, принимаю, то станет ли действительной предложение дарителя и согласие принимающей стороны и станет ли принадлежать ему дом?

Ответ: Да, дом станет его. При дарений за основу берется не намерение а сказанное слово. «Дарю тебе дом» это предложение (Иджаб), «Принимаю» это согласие (Кабул). В книге ""Саадати Абадийа"" сказано:

Иджаб (предложение) то что должно быть сказано, дают понять противоположной стороне; продаю, отдаю, дарю, а кабул (согласие) должно быть сказано в прошедшем времени; беру, согласен, доволен, принимаю. И предложение и согласие могут быть выражены так как это принято в данной местности и в прошедшем времени, то намерение делать не нужно. (раздел Купля-Продажа)

А это значит что намерение недействительно.

ПРАВА СОЗЕРЦАЮЩЕГО

Вопрос: Когда мы едим и пьем то должны ли предложить тем кто находиться рядом?

Ответ: Будет лучше. Это называют правом того кто невольно видит происходящее. В таком случае предложить пусть и не является обязательным условием, но не предложить, неэтично, нечто неподобающее среди людей. При людях лучше не есть, или же нужно предложить.

Вопрос: Мне подарили носки со словами «чтобы ты надевал на намаз». Не станет ли харамом если буду носить вне намаза?

Ответ: Нет, это не будет харамом. Подарок действительный, подобное условие недействительно. Можете вовсе не надевать на намаз и даже можете передарить другому. Т.е. вещь теперь ваша, может использовать как вам угодно.

Вопрос: Кто-то говорит «подарок нельзя передаривать», а кто-то утверждает «передаривать подарок, сунна». Чтооо из этого правильно?

Ответ: Передаривать подарок можно.

Вопрос: Насколько правильно бесплатно использовать труд человека, просить с человека подарок?

Ответ: Это неправильно. В хадис-и шарифе сказано: «Тот кто жалуется на свою нужду, никогда от них не избавится. Избавится от них если раскроет их Аллаху.» (Хаким)

ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА

Вопрос: Можно ли взять предлагаемый в подарок духи и цветы?

Ответ: Нужно брать любой подарок. Подарок не отвергается. Нужно понюхать подаренные духи и цвети. Понюхав цветы нужно произнести салават-и шариф, потому что пот Расулюллаха (алейхиссалям) пахли цветами. В хадис-и шарифе сказано: «Три вещи укрепляют организм: хороший запах, одежда из мягкой ткани и употребление в пищу меда.» (Шира)

ОБЩИЕ ПЛОДОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Вопрос: Можно ли дарить третьему лицу плоды с общего сада и огорода?

Ответ: Часть того что может быть поделено, такие как плоды на дереве или огороде, могут быть подарены только после того как поделено.

ДАРЕНИЕ ДОМА

Вопрос: Могу ли подарить дом с условием оставаться в нем до своей смерти, своей жене или детям?

Ответ: Да, можно.

ПРОКЛЯТИЕ ПОДАРКА

Вопрос: Если дарят в подарок съедобное, которую приняли и съели, а затем между людьми происходит какой-то разлад, и подаривший скажет «пусть станет для тебя харамом мой подарок» то станет ли харамом подарок?

Ответ: Нет харамом не станет. Если подаривший пожелает свой подарок обратно, а подарок съеден или же в подарке произошли какие-то изменения, то возвращать не нужно. Если подарок не поменялся и еще присутствует, то требовать обратно подарок очень некрасиво. В хадис-и шарифе сказано: «Требующий обратно свой подарок, похож на собаку которая лижет свою блевотину.» (Бухари)

ДАРЕНИЕ ДЕРЕВА

Вопрос: Может ли человек подарить растущее в саду дерево?

Ответ: Нет, не может. Можно подарить растущие на дереве плоды. Нельзя преподнести блюдо с едой и сказать «дарю само блюдо, еда в нем не является подарком». Можно сказать наоборот, т.е. дать блюдо с едой и сказать что подарком является еда, а блюдо попросить вернуть. Потому что еда это то что можно отделить от посуды. Точно также нельзя подарить барана и сказать что шерсть с нее не является подарком. Дариться вместе с шерстью. Дерево растущее в саду не входит в это правило. Т.е. растущее в саду дерево не дается в подарок, потому что дерево произрастает и находится в саду. Оно не сможет жить без своего сада. Разве только можно срубить и отдать как подарок. Пока растет в саду не может быть подарено.

ПОДАРЕННАЯ ОДЕЖДА

Вопрос: Мой друг перед намазом попросил меня встать имамом и и дал свой пиджак. Пиджак оказался как по мне. Я спросил «Ты отдал мне, теперь это мое?» Он сказал «Да, дал тебе». После намаза потребовал пиджак обратно. Я напомнил ему что он отдал мне пиджак. «Я сам испытываю тяжелые времена, так что подарить не смогу», ответил он и забрал пиджак. Это уже будет грабеж?

Ответ: И иджаб и кабул, были произнесены принятыми в местности выражениями и в прошедшем времени, то намерение не нужно. (Саадати Абадийа)

Судя по тому что тут случился и иджаб и кабул, даже если и не было намерения подарить, пиджак ваш. Не отдать, не может. Если вы не считаетесь нищим по нормам Ислама, и если нет условий при котором можно вытребовать обратно пиджак, и даже если дозволяется попросить вернуть обратно подарок, требовать вернуть подарок обратно не совсем по-человечески, вам нужно поступить по-мужски и подарить пиджак обратно, чем помогли бы ему выйти с достоинством из данной ситуаций.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Прежде чем перейти к обсуждаемому вопросу, хотел напомнить, что религия наша легка, а ее исповедание необременительно, но большинство мусульман все же склонны всё усложнять. Одной из форм проявления этого является то, что ставя дозволенные вещи в категорию сомнительных, они запрещают их для себя, и тем самым вымышляют различные запреты и ограничения.

Аллах Всевышний говорит в Коране (смысловой перевод): «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (22:78).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его » аль-Бухари 39.

Эти священные тексты побуждают нас проявлять умеренность во всех делах, не допускать чрезмерности, и не делать упущений.

Далее, что касается самого вопроса, то тут следует напомнить, что шариат побуждает дарить подарки, доказательством чему являются слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Дарите друг другу подарки и тогда вы полюбите друг друга » Хафиз бин Хаджар аль-’Аскаляни и имам Альбани оценили хадис как «хороший» см. «ат-Талхис аль-Хабир» 3/153. И «Сахих аль-Адаб аль-Муфрад» 462.

Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. И для наиболее полного воплощения мудрости заложенной в данном пророческом наставлении, нужно выбирать и дарить такие подарки, которые вызовут наибольшую радость и удовольствие. А когда речь идет о женщинах, то нет сомнений, что для абсолютного большинства женщин, одним из таких вещей являются цветы.

При этом нужно учитывать, чтобы цены подарков не превышали пределов разумного, чтобы избежать крайности и запретного расточительства. У некоторых может возникнуть вопрос: можно ли дарить цветы? В случаях, когда дело касается мирских вопросов, возвращаемся к шариатскому правилу: «Дозволенность принимается за основу в том, что касается бытовых дел».

Итак:
— дарить подарки является похвальным, ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал нас к этому.
— исходя из вышеупомянутого шариатского правила, можно дарить любые подарки, которые не являются запретными, а цветы как таковые из категории дозволенного. Доказательством этому является слова Всевышнего (смысловой перевод): «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле » (2:29). Этот аят свидетельствует о том, что все сотворенное считается дозволенным и чистым до тех пор, пока не доказано обратное.

Но тут у некоторых возникает другой вопрос: не будет ли это уподоблением неверным? А возникает он из-за недостаточного понимания вопроса «уподобление неверным», поэтому необходимым становится разъяснение этого вопроса.

Правовед этого столетия – шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) прекрасно разъяснил эту тему, отвечая на вопрос: “Почтенный шейх! Многие молодые люди разногласят в вопросе уподобления неверным. Есть ли какой-либо критерий, который можно было использовать, как правило?”

Ответ: “Уподобление неверным может быть во внешнем виде, одежде, еде и в прочем, поскольку это слово с обобщенным смыслом. А суть в том, чтобы человек совершал то, что свойственно только неверным и увидевший его за этим делом подумал о нем, что он неверный. Это и есть критерий в этом вопросе. Но если что-либо распространилось среди мусульман и оно стало общим, как для мусульман, так и для неверных, то это перестает быть уподоблением, даже если это и было перенято у неверных , оно перестает быть уподоблением, и перестает быть запретным. Если только оно само по себе не является запретным, как шелковая одежда для мужчин. К примеру, мусульмане в отличие от неверных не носят шелковую одежду. И если мусульманин захочет носить шелковую одежду, мы скажем: это запрещено! Даже если многие мусульмане станут носить его, то тебе все равно не дозволено носить шелковую одежду! Поскольку то, что запретно само по себе, ни при каких условиях не теряет силу запрета, и этот запрет постоянен. А запрет связанный с какой-либо причиной, сохраняет силу до тех пор, пока сохраняется причина этого запрета. Когда же причина исчезает, этот запрет также теряет силу и вещь становится дозволенной ” Сл. «Фатауа аль-Харам аль-Маккий» №17b (00:28:09).

Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал: “В чем заключается суть уподобления неверным? Суть заключается в том, чтобы человек носил то, что свойственно только неверным, будь это одежда, обувь, или что-то иное. Но если он носит то, что свойственно как мусульманам, так и неверным и используется ими совместно, то это не является уподоблением, даже если изначально оно было присуще только неверным, как это передали ученые, среди которых имам Малик, Ибн Хаджар и другие ” См. «Шарх ас-Сияса аш-Шар‘ия» стр. 65.

Шейх Абд аль-Карим аль-Худайр (да хранит его Аллах) отвечая на вопрос о правовых нормах, связанных с одеждой сказал: “…Если бы штаны носили только неверные, мы бы сказали: это из одежд неверных. Но, к большому сожалению, во многих мусульманских землях, мусульмане стали подражать неверным, и брюки стали их одеянием. Тот, кто носит штаны, к примеру, в Египте, в Шаме, в Индии или в других странах, в которых большое количество мусульман, можно ли сказать, что он уподобляется неверным в ношении брюк, когда большинство людей делают то же самое? Они подражают друг другу (а не неверным). Это было подражанием – запретным уподоблением в отношении тех мусульман, которые первыми стали носить штаны на мусульманских землях ” «Официальный сайт шейха» Вопрос №4.

То есть, грех за уподобление неверным на тех мусульманах, которые первыми переняли обычаи неверных и распространили их среди мусульман.
Теперь возвращаясь к нашему вопросу:
1 — Неизвестно, что дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, является частью религии неверных.
2 — Дарение без повода цветов жене присуще неверным, и в их обыкновении.
3 — Предположим, или даже уверенно заявим, что в Вашей местности, дарение цветов жене без повода не было обычаем мусульман, и это было перенято от неверных, и распространилось среди мусульман.
4 — Дарение цветов жене без повода присуще как мусульманам, так и неверным.

И теперь вопрос: дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, в Вашей местности считается особенностью неверных? Дарящего жене цветы, без повода, принимают за неверного?
Ответ очевиден. – Нет.

Итог: дарение цветов жене без повода, не приурочивая это к определенному событию или дню, не является отличительной чертой неверных, поэтому не может быть уподоблением им. Но если же в какой-то местности, дарение цветов — это обычай только неверных, в этом случае, нельзя дарить цветы, по причине запрета уподобления неверным.

Также косвенными доказательствами в пользу обсуждаемого вопроса могут служить слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть тот, кому предложили «райхан» не отказывается от него, ибо он легок в ношении, и приятен на запах » Муслим №2253.

Слово «райхан» ученые толковали по-разному, и одно из толкований: любое ароматическое растение. О чем сказали: Имам ан-Науауи, Хафиз Ибн Хаджар, Ибн аль-Кайим, аль-Куртуби, аль-Файруз Абади.

Следующая фетва признанного учёного — мухаддиса ‘Абд аль-Мухсина аль-‘Аббада (да хранит его Аллах), говорит об общем положении продажи цветов.

Вопрос: «Каково постановление продажи цветов? Дело в том, что у меня цветочный сад, я договариваюсь с цветочными магазинами и продаю их им, а эти магазины бывает, продают эти цветы на нововведенческие праздники как день рождение, день матери. Получаю ли я за это грех?”

Ответ: “Это вещь, с которой получают пользу, имеющий приятный запах и красивый вид, нет беды в этом. Однако продавать их на не узаконенные мероприятия нельзя. Не дозволено продавать их на эти мероприятия. Но нет беды продавать их, и извлекать пользу, если продажа не связана с нововведением ” Сл. «Шарх Сунан ат-Тирмизи» №311. (01:04:49)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Всевышний повелевает нам хорошо относиться к представителям других религий, если они не причиняют вреда мусульманам и не воюют с ними.

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных»

Священный Коран. Сура 60 «Аль-Мумтахана» / «Испытуемая», аят 8

Мусульманину дозволено делать подарки неверующим и многобожникам с намерением смягчить их сердца и призвать их к исламу, особенно, если подарок делается близким или соседям.

Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, делал подарки Абу Суфьяну, когда тот был еще идолопоклонником, а также другим мушрикам. Также Пророк, мир ему и благословение, призывал правителей других стран к исламу, отправляя им письма и подарки, и принимал подарки от них.

Умар, да будет доволен им Аллах, в Мекке подарил своему брату-многобожнику одежду (хадис привел аль-Бухари). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, навещал своего заболевшего соседа иудея.

Мусульмане должны хорошо относиться к немусульманам и делать для них дуа, чтобы они обрели истинный путь. Также ислам приказывает поддерживать родственные связи, даже если родственники исповедуют разные религии.

Рассказывает Асма, да будет доволен ею Аллах: «Однажды моя мать, являвшаяся идолопоклонницей, пришла ко мне и принесла с собой сухой виноград и масло. И я не захотела принять ни ее саму, ни ее подарки. Придя к посланнику Аллаха, мир ему и благословение, я спросила: «О, посланник Аллаха! Ко мне пришла моя мать с моим братом Харисом. Стоит ли мне проявить к ней уважение и принять ее?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ответил: «Да, прояви уважение к своей матери и прими ее». Этот хадис приводит Бухари в своем Сахихе, в главе «Дозволенность мусульманину дарить подарки немусульманам», в качестве доказательства дозволенности этого.

Имам Ибн Таймийах утверждал, что принимать подарки от немусульман в честь их праздников разрешается. Он также упомянул, что Али, да будет доволен им Аллах, принял подарок от немусульманина на праздник Навруз.

Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили по поводу подарков мусульманам от зороастрийцев в их праздники, и она сказала: «Что бы они ни закололи в этот день, не ешьте это, но ешьте то, что на их деревьях».

Таким образом, принимать подарки от немусульман является сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение. Дозволяется принимать подарок от немусульманина, если:

1) этот подарок не содержит мяса животного, которое было специально заколото ради этого дня

2) подарок не содержит предметов, которые содействуют уподоблению немусульманам в дни их праздников: свеч, яиц, куличей и прочего.
Если в подарке есть то, что мусульманин принять не может, следует отказаться и разъяснить причину. Например, можно сказать: «Мы не можем принять твой подарок, так как мясо животного, которое было заколото ради этого дня, нам употреблять не дозволено», или «Подобный подарок может принять только человек, который празднует этот день, а мы этот день не отмечаем, так как он не является праздником в нашей религии и содержит верования, которые в нашей религии считаются неверными». То есть можно выбрать фразу, которая бы служила призывом к исламу и разъясняла опасность неверия, в котором они пребывают.

3) приняв подарок, вы объясните своим детям о непричастности к празднику немусульман, чтобы этот подарок не зародил в них любовь к этому празднику и привязанность к человеку, сделавшему подарок

4) вы принимаете подарок с намерением призвать немусульманина к исламу и установить добрые отношения, но не проявляя к нему любовь и привязанность, ибо нам не следует брать неверующего близким другом и сподвижником. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам»

Священный Коран. Сура 60 «Аль-Мумтахана» / «Испытуемая», аят 1

«О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!»

Священный Коран. Сура 3 «Аль Имран» / «Семейство Имрана», аят 118

«Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки»

Священный Коран. Сура 11 «Худ», аят 113

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 51

В этих и в других аятах содержится запрет брать неверующего близким другом и испытывать к нему привязанность или любовь.

Необходимо помнить, что даря подарки и принимая их, вы делаете это, чтобы смягчить сердца людей, но при этом и вам, и им должно быть ясно, что вы не отмечаете их праздники, особенно те, согласно которым Господь или какая-то Его часть были рождены (Пречист Он от того, что они приписывают Ему).

Мусульманин должен гордиться своей религией, соблюдать её установления, не отказываться от нее и не делать уступок из стыдливости и в угоду кому-либо. Ибо главная цель нашей жизни - довольство Аллаха, а не людей.


Всевышний Аллах знает лучше

Поделиться: