Яблочный спас в русской литературе. Спас яблочный Родительский сад в рассказе яблочный спас

Невзлюбили Зосиму в деревне. Приехал невесть откуда, досмотрел последний месяц мамашу, схоронил, да так и остался. Родители его парой почти до смерти прожили, мать через три месяца за отцом ушла. А и стариков в Пустеевке не любили, пришлые они были из каких-то зауральских краёв. Приехали с тремя детьми: двое мальчишек погодок да девчонка маленечкая совсем, в пелёнках ещё. Новосёлы хату поставили новую, пока строились, на квартире у Семёновны жили, бывшей учительнице на пенсии. Дети хоть и малые у этих Кержаковых, а сами они немолодые, и дядька Антон с бородою. «Видать, вера у них своя какая-то. Не советский вид, как из старины явилися. И детей поназывали не по-современному: Фаддей старшенький, Зосима и Пелагея. Правда, таких работящих людей в деревне не было. Тут прямо скажешь: работают от зари до зари, не покладая рук, в поте лица своего… В колхозе как положено, а потом дома, на своей землице, со своей скотинкой. Ни на лавке возле магазина не посидят, ни в компании какой, всё домой торопятся. Опять же, ни с кем никогда не полаились, никому плохого слова не сказали. Но людям не нравилось, что обособленно живут, что ничего про них неизвестно, что не выпивают со всеми… А ещё сразу по приезде удивило и раздражило, что на земле своей дядька Антон чуть не половину занял под сад. Сроду в Пустеевке садов не сажали, потому, видать, и название такое получила деревня. Выйдешь на серёдку, крайние хаты видать. А тут прутками позасажена земелька добрая. Ну, добрая, это как сказать… Чернозёмов нету, а корми да корми её матушку, навозь, удобривай каменными горохами, что в колхоз привозят мешками. Не один мешок хмурым вечером уполз в сараюшки колхозников. Да… Так вот Кержаковы не воровали, ни былинки колхозной в дом не принесли за все годы. И это тоже злило: праведники нашлись, христосики. У них почтальонша иконы видала – вся стенка в иконах в дальней горнице, а селяне дальше кухни не проходили, незачем было. Только та почтальонша сказала, что им какое-то письмо было государственное, с печатью под роспись, заказное то есть. Учительшу Семёновну распытывали, та намекнула, что сидели обое и Антон, и тётка Дуня, потом в поселении жили, потому и сошлись поздно, и детки малые. Ну, что тут сделаешь, всякие люди бывают, но чтобы не картошкой да свеклой, а деревцами долголетними землю засаживать при троих детях-то, это баловство никто понять не мог. Первые годы меж яблонь картошку сажал Антон, вообще-то долго сажал, пока детки не выросли. А потом сад разросся. Яблони, в основном, груш две штуки – ранняя да поздняя, слив троечка да пара вишенок. А яблонь двенадцать корней. Каких сортов только нету! А и пёс у Кержака злой, что бешеный, |по проволоке, через весь сад протянутой, на кольце железном/ на длиннющей цепи по всему саду носится. Тётка Дуня корзины за калитку выносит, всем яблоки раздаёт, угощает людей. Берут, хвалят, благодарят в глаза, а за глаза зло поносят, куркулями да «благородными» обзывают.
Теперь вот этот Зосима приехал. Сказал, что на пенсию вышел, что его дети выросли, уже внучок есть, а жена померла два года назад. Он тут и обосновался. Мужики его, понятно, не полюбили. За что любить-то? Не пьющий, не гулящий, как монах живёт один, на земле своей работает, по вечерам книжки читает. А смешней всего, какую-то треногу раскорячит, приделает на ней обтянутую рамку и кисточками мажет. Никому не показывает, говорит, потом выставлю сразу много… Чудной этот Зосима, и имя у него чудное: за какой такой Симой, за какую Симу – смех и только.
В этот год яблоки уродились. Они, вообще-то, через год урожай дают. Да как-то в последние годы дед Антон не больно ухаживать уже мог, не обрезал давно деревья, не белил, так что мало давал сад и всё корявки да мелочь. А Зосима зимой обрезку сделал, весной почистил стволы, побелил, внёс подкормку, так сад яблоками обсыпанный стоял. Разноцветные, крупные, приманные свежестью и запахом посреди голой деревни отовсюду видны были зреющие плоды, как украшения на новогодней ёлке. Понятно, не одна рука протянулась через наскоро подправленный хозяином забор, все ветки у забора быстро опустели, но в середине яблок была прорва, а давно почившего злого Жулика сменил молоденький овчарёнок Барс.
Летом в деревне детвора появлялась: внуки к бабкам наезжали из городков и областного центра. Ватагами носились по улочкам, на речке купались и загорали, в дальний лес по ягоды и грибы ходили… Этому народу особенно было интересно яблочное царство Зосимы. Ходили кругами, но боялись и пса, и хозяина.
Август кончался. Вечер выдался хмурый, дождливый. Правда, дождик словно ленился изливаться – посеется, посеется и перестанет, а черед полчаса – опять. Бабки загоревали: завтра праздник великий, Спас яблочный, а тут непогода, яблочков хороших нету, кто с города привёз, а кто и нет. Ладно, хоть водичку посвятим, рассуждали. Говорили-то меж собой, а детвора слушала. Тут заводила Сашка Цыбин додумался собрать ватагу и сделать налёт на Зосимов сад. «Что, ему одному яблоки есть? Куда ему столько? Подавится! Идём, братва, бабкам подмогнём, а этого крутого проучим!» Сказано - сделано. План разработан хитрый: половина ребят (четверо, что поменьше да послабее) собаку отвлекают в ближнем углу сада, пробуют подкормить, приманить, хорошо бы петлю на шею накинуть, удержать. А трое, с Сашкой во главе, лезут в сад, побыстрее влезают на деревья и рвут яблоки. Деревья наметили, где самые красные яблоки, точно договорились, кому какое обработать.
Всё шло по плану. Барс по неопытности купился на кусок колбасы и чуть не задохнулся в петле, наброшенной на шею, спасибо, верёвка вырвалась из слабой детской руки, вялой с перепугу. Но этих минут хватило, чтобы тройка воришек прорвалась в сад и успела влезть на деревья. В пылу азарта мальчишки начали рвать яблоки и запихивать в карманы, за пазуху, в сумку через плечо. Потом, нарвав, сколько влезло, призадумались, как же уйти-то? Барс, крепко наученный за свою доверчивость, лаял от удушья хрипло под яблоней, обработанной Сашкой, но когда его сосед Вовка попытался слезть, бросился к нему. Хитрый Генка в это время рванул к забору и успел удрать. Пёс погнался за ним, а ребята спрыгнули с дерева и тоже помчались наутёк. Но Барс успел перерезать дорогу Сашке, зато Володька убежал. Сашок еле спасся от собачьих зубов, повиснув на груше. Ребята за забором пытались дозваться пса, приманить колбасой, но овчарочья кровь уже кипела, и пёс, раздражённый собственной виной, яростно реабилитировался.
В хате всё время горел свет, тут и хозяин вышел на лай и шум, который, прервавшись было, возобновился и продолжался уже довольно долго. Зосима прошёл к рвущейся в злобе собаке, сразу всё понял, приласкал пса, снял с него верёвку.
- Ну, воришка, что будешь делать?
- Дяденька, отпустите! Я больше не буду!
- Эх ты… Давай, слезай с дерева. Я собаку держу.
- Не… не слезу. Забьёте меня.
- Я сопливых не бью. Учу только. Слезай, говорю, не ночь же тебе сидеть. Что, воровать не трусил, а теперь испугался?
- А вы, дяденька, привяжите псину.
Зосима шагнул к собачьей будке, а Сашка с дерева бух в траву. Да только разгадал его план хозяин, длинной своей рукой успел схватить за шиворот, так, что рубаха треснула. Барс из другой руки рвётся, захлёбываясь лаем, но и его крепко прихватил Зосима за ошейник. Так и повёл обоих вначале к будке, где прицепил собаку на крюк, укоротивший цепь, а потом Сашка повёл за собой к хате. «Ну всё, - затрепетал воришка, - теперь замкнёт в подполе, а с бабки выкуп требовать станет!» Но остановился дядька на высоком резном крылечке, пихнул на лавку, «садись» сказал. Сам сел рядом.
- Давай разберёмся. Тебя как зовут?
- Сашка.
- Не Сашка, а Александр. У тебя славное имя: так Пушкина звали, великих полководцев, царей Российских… Ну, вот теперь и вора так зовут.
- Я не вор! Я это… хотел бабке помочь. Завтра Спас яблочный, а у неё нету яблок, чтобы в церкви святить. И у других, соседок её, тоже.
- А… Верно ведь, Спас. Я чуть не забыл. Спасибо, напомнил. Так чего ж воровать? Пришёл бы, попросил. Мне столько яблок и не надо, всё равно бы раздал, торговать не приучен. Мне яблок не жалко, мне тебя, парень, жаль. В свои двенадцать? Нет? Тринадцать лет тебе нравится воровство, нравится ребят на такое подбивать.
- Это не воровство, - осмелел Сашка, - это так… просто… ну…
- Приключение?
- Ага! – обрадовался мальчишка. – Хотели налёт сделать, смелость проверить.
- Ну ладно, я понял. Только ваш налёт совсем глупый. Пёс вас мог порвать, и яблок хороших не знаете. Красных решили нарвать, а они все незрелые. Это поздний сорт – кислые, твёрдые. Бабушки последние зубы попортят. На, - протянул он вытащенный из-под лавки мешок, - пошли со мной. Кстати, а сколько в деревне живых хат? Знаешь?
- Ну. Пятнадцать, бабушка говорила. Это без вашей.
- Да-а… - вздохнул Зосима, - а в моём детстве шестьдесят было. Иди сюда. Держи мешок.
Он бережно снимал крупные белые яблоки, потом перешёл к яблоньке с красными по боку плодами, потом рвал жёлтые и всё считал, чтобы всем хватило. Наполовинив мешок, приказал:
- Попробуй поднять. Донесёшь?
- Запросто.
- Так вот. За воровство тебе наказание полагается. Так или нет?
- Так, - опустил голову Сашка, снова почувствовав холод по спине.
- Во-первых, извинись. Во-вторых, со своей командой разнесите яблоки по всем домам, скажите, с праздником дядя Зосима поздравляет. Тут по два яблочка разного сорта – каждой хозяйке. Третье наказание – самим яблок не есть, пока все не разнесёте. Вам потом тоже останется. Иди.
- Спаси-ибо, - пропел изумлённый Сашка, - до свидания.
- А извиниться?
- Извините, дяденька, больше не буду.
- Ладно, вопрос закрыт. Приходи в гости, друзей приводи. Только вечером жду, днём занят. Шагай.
Ребята сидели на скамье возле Сашкиной хаты, ждали друга, шёпотом обсуждали, что будет. Увидев его с мешком, опешили, потом заорали радостно «ура!». Выслушав рассказ, горячо взялись за дело, но не делились на группы, а допоздна все вместе разносили яблоки по деревне, даже не пытаясь нарушить условия. Терпели до последнего. А потом, при проступивших из-за туч звёздах, грызли сочные сладкие плоды, умаявшись на задании. Тут же решили, что в гости к садоводу пойдут тоже все вместе, чтоб не страшно было.
В соседней деревне Колчине церковь пятый год действовала. Рано утром девятнадцатого колокол зазвонил, словно звуком своим развеял вчерашние дождевые тучи, вызвал солнышко запел о празднике. Потянулись люди в храм, в белых платочках шли бабушки, редко и дедушки, дети держали взрослых за руки. В церкви горели свечи, блестели иконы, пахло ладаном, воском и свежим ароматом яблок. Был праздник.
А в городе год за годом с тех пор Саша ждал лета, вспоминал многие вечера в деревне, когда ходил в гости к Зосиме, их беседы под звёздами, хождение с этюдником по холмам долинам и лесам, рассматривание альбомов с репродукциями великих художников… Потом, в годы студенчества, Саша показывал свои работы старшему другу, тот радовался за него. И всегда рядом, под рукой – на столе, на скамейке, в корзинке у окна – везде были яблоки, пахли, манили, дарили вкус солнца и влаги, словно очищали от всякой скверны.

19 августа православные отмечают Яблочный Спас.

Август. Время урожая,
И осень радует дарами нас,
И христианский праздник отмечая,
Про яблочный, Господь напомнил спас.

Он возник в 4 веке
И, под яблок вкусных хруст,
Нам о Боге-Человеке
Слово молвил Златоуст.

И сказал он, что Спаситель,
Чтобы сбросить со всех тень,
Ученикам открыл:
Страдать Ему, и быть убитым,
Потом воскреснуть в третий день.

И трёх апостолов возвёл
На склон горы святой Фавор
Пред ними лик Его преобразился,
Как-будто солнцем осветился.

И стали белыми одежды,
И, оставляя всем надежды,
Он в светло облако взошёл
И в не земной мир отошёл,

И тут услышали пророки,
Как раздался Божий глас,
Чтобы люди в эти сроки
Чтили яблочный все Спас,

Ну, а добрые пророки,
Долго помнили уроки,
И Илья и Моисей...
Просвещали чтоб людей.
Яблочный Спас (Преображение христ.) - народный праздник у восточных славян, известный с древнерусских времен.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.
Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее.
Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется.
До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.
Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Яблочного Спаса.

с праздником Вас!

Е.Н. Носова “Яблочный Cпас”. Имя этого писателя мне уже знакомо. Помню его незабываемые произведения “Живое пламя”, “Кулики-сороки”. Его произведения небольшие по объему, но интересные по содержанию, ведь Евгений Носов пишет о людях и явлениях самых обыкновенных, но в обычном человеке он замечает и показывает читателю его красоту, духовное богатство и исключительный характер. Критики считают его писателем-«деревенщиком», потому что он почти все свои рассказы посвятил деревне.

Он показывает читателю деревенскую , крестьянский быт, черты людей. Может быть, все это от того, что сам вырос в деревне, любил ее, наслаждался красотой природы, окружавшей его, видел труд сельских тружеников. Поэтому его произведения нравятся читателям. Не случайно ему присуждена Государственная премия.

И вот его новый рассказ с необычным и таким поэтическим названием “Яблочный Спас”. Рассказ очень маленький по объему. Будет ли его интересно читать? ” Утро клубилось молодыми августовскими туманами… “- так начинает свое повествование. И вот вместе с ним мы переносимся в мир природы, красоты, «видим» скошенные поля в блестках оброненной соломы, “табунки молодых коней”, вдыхаем запах “яблочного ветра” и пьянящий аромат с примесью душицы”, полынка и еще чего-то волнующего и родного”. На душе тихо, спокойно, светло и радостно.

Герой рассказа “радостно колесит на старенькой ” Ниве”. И вместе с ним мы уже в Малых Ухналях. “Здесь, как и во всей святой Руси, начинается Яблочный Спас. ” Этот праздник приходит по православному календарю на 19 августа, называется Преображение. Скушаешь священное яблоко - и Бог даст тебе возможность перемениться, преобразиться, стать лучше, спасти свою душу. В этот день проходит богослужение. Поэтому «колокол… бойко названивал, созывая людей. Они протискивались к священнику, развертывали перед ним авоськи и узелки с яблоками». Весело автору смотреть на “сельский люд, неловко прихорошенный обновками, на радовавшихся ребятишек”. Веяло яблоками. Вот и захотелось купить ” веселого бодрящего товара, при одном виде которого молодеет и радуется душа”. Здесь и произошла его встреча с главной героиней рассказа Евдокией Лукьяновной.

Что заставило остановиться перед “маленькой щупленькой бабушкой”? Чем привлекла эта старая женщина его внимание? Ведь яблоки, которые она продавала, выглядели вяловатыми, у других были свежие, румяные, крепкие.

Думаю, у этого человека добрая душа. Увидел, разглядел среди женщин ту, которая нуждалась в тепле и участии. И у бабы Пули добрая, щедрая душа, она готова отдать ему яблоки за бесценок. « На свечку дашь, дак и на том спаси тя Господь» Здесь и начинается завязка рассказа. ” Душа малостью живет, у нее своя пища”. Этой женщине как раз и не хватало этой малости - сочувствия и внимания со стороны людей. Наверное, поэтому проникает она симпатией к незнакомому человеку. Автор вместе с Лукьяновой идет к ее дому, чтобы купить еще яблок. И узнает историю ее жизни.

А жизнь была очень тяжелой. Молодость пришла на годы . Автор, сам участник войны, с интересом слушает рассказ о том, как воевала эта женщина. Была она снайпером. Родину защищала. Сколько немцев истребила, не знает, не считала, не до этого было. Но на фронте, среди крови и смерти, не растеряла своей доброты и сострадания. Убивала фашистов, но было” муторно на душе”. Женщина - будущая мать, она хранительница домашнего очага, поэтому очень тяжело было убивать.

Не повезло ей и в личной жизни. Любимого человека убило на фронте, и ничего не осталось, кроме сапога, который до конца своей жизни сохранила баба Пуля, да дочка Сима стала ей наградой в жизни. Не рассказала баба Пуля о том, как тяжело было ей растить одной дочь. Это осталось за страницами рассказа. Но читатель может себе представить трудные послевоенные годы. Повзрослела дочь, уехала в город, стала бухгалтером. Неудачно сложилась ее жизнь, вернулась к матери за помощью: растратилась на работе. Вот и пришлось Евдокии Лукьяновне продать дом. И опять думала эта славная женщина не о себе. «Но не хватило вдовьих денег, признали Симу виновной. Валяла лес на Урале», да там и придавило ее деревом. Так осталась Лукьяновна одна, даже внучка о ней не помнит, уехала в Африку и забыла бабушку.
Остался у Лукьяновны дом без крыши, окна без рам да кот черно-белый, единственная живая душа.

Да и жизнь у нее черно-белая. Но Лукьянова не ожесточилась, душа ее не
очерствела. Она готова и чаем угостить своего нечаянного гостя, и курить ему разрешает в доме, и отпускать его быстро не хочет, у нее ведь давно никого не бывало…

Вот и весь сюжет рассказа. Он прост, незатейлив, по времени действия занимает один день, но читать без волнения его нельзя. Проблемы, которые поднимает автор в рассказе, актуальны для нашего времени. Мы увидели одинокую старую женщину, до которой никому нет дела. Все ее забыли: и государство, и односельчане, и местная власть. А ведь она участница войны, но нет у нее ни медалей, ни льгот, никто не помог починить ей дом, который сгорел, никто не привез дров, и пришлось ей срубить яблони.

А разве она одна такая? Мы видим глазами Носова и нашу современную деревню: полуразвалившиеся домики, поломанный мост. Деревня - наша кормилица. И государство должно оказывать ей большую помощь, стремиться к ее восстановлению. Но… «какая власть, милай!- Лукьяновна воздела кверху пустое ведро.- Теперь в Ухналях нет никакой власти. На том месте замок повешен. Уж и поржавел, поди…» И проникаешься большим чувством восхищения, преклоняешься перед великим терпением русского человека, особенно женщины.

Композиция рассказа проста - это рассказ в рассказе, повествование ведется от первого лица. Это помогло автору создать достоверный рассказ о деревне и ее жителях. И читатель верит ему.
Евгений Носов - мастер рассказа. Он удивительно точно передает мысли и чувства своих героев, да и сам автор - один из главных героев. И если в начале рассказа радостно у него на душе, то после встречи с Лукьяновой “что-то не давало, мешало ровному ходу… “Неспокойно на душе и у читателя.

Вот в этом и сила писательского слова. Чем автор сможет помочь своей героине? Его рассказ - это обращение к нам, молодым. Нельзя быть равнодушным, проходить мимо беды, горя, людей, нуждающихся в помощи. Нужно видеть эту боль, ведь и добрым словом можно обогреть человека.
Почему же автор называет свой рассказ “Яблочный Спас”? Думаю, речь не только о православном празднике. Слово “спас” происходит от слова “спасти” . Спасти души людей, пока они совсем не очерствели, спасти от безразличия, глухоты. Не случайно икона с образом Спаса строго взирает на людей. Она как бы осуждает всех нас за безразличие, за бессердечность. У Чехова есть замечательные слова: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с колокольчиком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…”

И звуки церковного колокола бьют тревогу - опомнитесь, люди, нельзя терять свои души.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Рецензия-сочинение на рассказ Е.Носова «Яблочный Спас» . Литературные сочинения!

Интересная и полезная информация о яблочном спасе для детей и взрослых. Яблочный спас: традиции, обряды и приметы.

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть. Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор близ города Назарета и преобразился пред ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды же сделались ослепительно белыми, как свет. Преображение Господне сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление апостолов достигло предела, когда гору и всех, кто на ней находился, осенило светлое облако и из него раздался глас Бога Отца, свидетельствовавший о Божестве Христа: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его и слушайте " (Мф. 17; 5). Ученики в испуге упали на землю, закрыв свои лица. Иисус же подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь ". Поднявшись на ноги и открыв глаза, апостолы никого, кроме Иисуса Христа, не увидели. Когда они сходили с горы Фавор, Господь Иисус Христос запретил им говорить о виденном, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых ".

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где он именуется "Спас на горе ", видимо, под влиянием Священного Писания, хотя гору Фавор (Фагор-гора, Фагорская гора) русские люди знали и по духовным стихам, в первую очередь благодаря известнейшей "Голубиной книге ", где утверждается:

Фагор-гора всем горам мати.

Почему же Фагор-гора всем горам маги?

Преобразился там сам Исус Христос,

Двунадесять он апостолам,

Двунадесять он учителям,

Показал славу великую ученикам своим;

Со матушки со Фагорской горы

Вознесся он свет на небеса,

Потому Фагор-гора всем горам мати. [Духовные стихи, 35]

Встреча осени. Осенины.

Каков Второй Спас, таков и январь.

В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.

Считалось, что на Преображение природа начинает преображаться - желтеет листва, становится холодно к ночи.

Второй Спас всему час - шубу припас.

На Второй Спас бери галицы (рукавицы) про запас.

В Первый Спас ("на воде ") олень обмакивает копыто, во Второй Спас ("на горе ") - обмакивает хвост (от этого вода еще больше холодеет).

Первые журавлиные стаи отлетают на юг. В Новгородчине отлет журавлей на теплые воды определялся праздником Преображения Господня:

Кто как хочет, а журав со Спаса.

Наблюдается и начало перелета лебедей, что служит предзнаменованием скорого наступления холодов:

Лебедь на хвосте несет зиму.

Второй Спас - срывают спелые яблоки.

На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мед и горох в стручках.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Со Второго Спаса едят яблоки.

На Второй Спас и нищий яблочко съест.

С раннего утра паперти церквей бывали заставлены столами, на которых громоздились горы яблок, гороха, картофеля, огурцов, репы, брюквы, стояли посудины с зернами ржи, ячменя. После обедни плоды нового урожая священник благословлял, и прихожане ссыпали всего понемногу в специальные корзины - в пользу причта. Затем, перекрестясь, каждый разговлялся яблочком. Священник передавал яблоки нищим, детям и тем, у кого не было своих садов. Вернувшись из церкви, крестьяне сразу приступали у себя к сбору яблок (кроме, разумеется, поздних сортов). Тот, у кого сад был большим и составлял значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором яблок приглашал священника. Хозяин выносил икону Преображения Господня и ставил ее под деревья, где и служился благодарственный молебен. Только после этого приступали в спешном порядке к снятию яблок. Спешили, потому что верили - собранные в этот день яблоки лучше сохраняются, лучше выглядят (имеют лучший товарный вид); к тому же впереди было еще много работы - уборка других фруктов и овощей, продолжалась жатва ярового хлеба, подходила пора сеять озимые. Все это надо было успеть до осенних ненастных дней. Не случайно говорили:

После Второго Спаса дождь - хлебогной.

В деревнях Новгородской, Вологодской, Псковской и некоторых других губерний в день Преображения Господня устраивали так называемые столованья. На площади перед церковью ставили длинный ряд столов, женщины выносили всевозможную снедь, прежде всего пироги и ватрушки с яблочной начинкой, яблочный квас, так что вся окрестность наполнялась ароматом свежих яблок и выпечки. Народ собирался у этих столов, угощался и нахваливал хозяек.

Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не ели яблок, раздают яблочки, а тем, чьи родители пробовали яблоки до этого срока, не дают. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за великий грех съесть яблочко до Второго Спаса.

С этого времени - самый лучший посев ржи, если погода тому благоприятствует.

Со Второго Спаса засевай озими.

Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее.

Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году.

В лесу поспевают дикие яблоки.

Ко Второму Спасу поспевает яровое (нижегород.).

Убирай лук, а то сгниет (вят.).

Зинаида Колосова
Краткосрочный проект «А у нас-Яблочный Спас»

“С праздником!” Ликует детвора,

Поедая яблоки в саду.

“С праздником”,- воскликнули, -

“Ура! Спас пришел к нам

В каждую семью”

Участники проекта : дети младшей группы «Непоседы» , родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта : В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю семьи, страны, любил свою Родину, пришёл к пониманию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на Земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего, в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций.

Цель : Через праздник “ Яблочный спас ” познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа. Приобщать к русским народным традициям. Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей.

Задачи : Образовательные : Познакомить детей с праздником Яблочный спас и его традициями . Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями – с праздником Яблочный Спас Развивающие : Развивать умение соотносить форму с реальным объектом. Развивать ловкость, смекалку.

Развивать моторику, координацию движения. Развивать тактильное ощущение. Развивать внимание, память.

Воспитательные : Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие. Воспитывать уважение друг к другу и взрослым. Воспитывать бережное отношение к природе, как источнику осенних даров.

Ожидаемые результаты : Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Пополнение словарного запаса детей : румяные, спелые, наливные, урожай. Расширение интереса к чудесному фрукту – яблоко. Заинтересовать родителей проектом . Предложить совместную познавательно-творческую и исследовательскую деятельность с детьми. Осмысленное участие в русских народных праздниках (знают названия, поют русские хороводные песни, читают стихи) . Используют в повседневной жизни потешки, считалки, отгадывают загадки. Умеют играть в народные игры.

Оборудование : Для проведения исследования понадобиться : Тетради и альбом для рисования плодов. Карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей. Фотографии, иллюстрации с изображением яблонь, яблок, продуктов из яблок. Оборудование для праздничного чаепития.

Подготовительный : Определение проблемы, цели и задач. Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Подбор стихов, рассказов, загадок для детей про яблоки и другие фрукты : Подвижные народные игры забавы : “Пронеси яблочки в тарелочке”, “Перенеси яблоко в ложке в лукошко”,"Помоги Машеньке достать яблочко”. Провести беседы с детьми и родителями. Конкурс родителей “ Лучшие рецепты из яблок”.

Основной этап : Подготовить сценарий ""А у нас – Яблочный Спас . Познавательно-коммуникативная деятельность : Чтение рассказов стихов и сказок : (Виктор Стрельцов, " Это Спас ",“Яблочный Спас “автор Ната Невская , “Август. Яблочный Спас Лариса Бесчастная” Сказочник Юрий Левитанский “СКАЗКА ПРО ЯБЛОНЮ”, Вл. Сутеев “ Яблоко”, “История одной яблоньки” - Сказка К. Ушинского, Елена Сергейчук “СКАЗКА ПРО ЯБЛОКО”, Загадки : “Круглое, румяное,я расту на ветке. Любят меня взрослые, и маленькие детки”; “Само с кулачок, красный бочок. Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко”. Гляжу в оконце, на ветке Солнце. Солнце красно-белое. Солнце очень спелое. (В. Стручков) “Я румяную Матрёшку от подруг не оторву, подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву”. ” Круглое, румяное, с дерева упало, Любе в рот попало”. Беседа с детьми “ Яблочный Спас” Дидактические игры : “ Чего не стало”, “ Чудесный мешочек”, “Узнай по вкусу”. “ Познавательная игра “ как Яблоки вырастить”.

Продуктивная деятельность : рисунки на тему : “ Урожай у нас созрел прямо загляденье!” Коллективная нетрадиционная аппликация на тему : “ Наша яблонька”.

Двигательная деятельность : Подвижные народные игры : “Карусель”, “Передай яблоко по кругу”, “Собери урожай по цвету”. Игры-забавы : “Пронеси яблочки в тарелочке”, “Перенеси яблоко в ложке в лукошко”,"Помоги Машеньке достать яблочко” .

Пальчиковая игра : “Катись, яблочко по тарелочке”

Взаимодействие с родителями : вызвать желание родителей участвовать в проекте . Обозначить их роль в проекте . Конкурс с родителями “Угощения из яблок”. Приход гостей (Яблонька и дети старшей группы, обмен гостинцами. Наблюдение за приготовлением яблочного пирога на кухне. Заключительный этап : Праздник “ А у нас – Яблочный Спас ” Праздничное чаепитие с пирогами, вареньем из яблок. Подведение итогов конкурса для родителей на лучший рецепт.

Поделиться: