Проект наш дом земля средняя группа. Проект "Земля- наш общий дом" проект (подготовительная группа) на тему. Формы работы по реализации проекта

Абдрахманова Гульнара Сулаймановна
Экологический проект «Земля - наш общий дом»

Проект : «Земля наш общий дом »

Возраст : старшая, подготовительная группа.

Воспитатель : Абдрахманова Гульнара Сулаймановна.

Вид проекта : практико – исследовательский.

Продолжительность :1месяц.

Актуальность :

Планета Земля - наш общий дом . Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле , должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания .

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени : только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих на земле людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности – правильно- организованное, систематически- осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях под руководством педагогов (людей, которые обладают высокой экологической культурой ) оказывает на ее умственные, нравственные, физические качества, способствует на развитие логического мышления и речи.

Мир природы очень разнообразен и таит в себе огромные возможности для всестороннего развития детей. Поэтому, очень важно продумать организацию обучения, прогулок, специальных наблюдений. Воспитательное значение природы на развитие дошкольников очень велико : общаясь с природой, дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное. Чувствуют боль как человек. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Я считаю, что именно с дошкольного возраста нужно создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка, ориентируясь на разнообразные формы и методы и обязательно привлекая к участию родителей.

Цель проекта :

Осуществление общественно-значимой деятельности, направленной на использование базовых знаний дошкольников по экологическому образованию в практической природоохранительной деятельности, способствующей развитию интереса в деле сохранения и приумножения природных богатств, духовно- нравственному становлению личности, формированию чувства сопричастности ко всему живому.

Задачи проекта :

1. Образовательные :

Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете

Вовлекать в природоохранительную деятельность

Формировать навыки исследовательской деятельности

Развивать умения и навыки работы с природным материалом

2. Развивающие :

Развивать умение сравнивать и анализировать

Знакомить с лекарственными травами нашего края

Развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов

Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3. Воспитательные :

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.

Участники проекта : воспитанники старшей, подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги МБДОУ№ 63,музыкальный работник.

Место реализации проекта : Республика Татарстан, город Набережные Челны, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №63 «Жемчужинка»

Создание педагогических условий :

1. Создание развивающей среды.

2. Проведение систематического знакомства с объектами и обитателями природы, худ. произведениями, …

3. Привлечение к проекту родителей : информационные стенды, конкурсы совместных работ (рисунков, поделок, консультации, участие в развлечениях.

Принципы реализации :

1. Актуальность.

2. Системность.

3. Доступность.

4. Наглядность.

Этапы реализации проекта :

1. подготовительная работа.

1. Выбор и утверждение темы.

2. Определение целей и задач проекта .

3. Подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий.

4. Создание картотеки игр

5. Составление перспективно - тематического плана.

6. Проведение анкетирования с родителями

7. Обеспечение условий для проведения проекта .

8. Осуществление контроля над реализацией проекта .

2. основной этап.

1. Проведение бесед.

2. Ознакомление детей с детским фольклором, художественными произведениями детских писателей.

3. Знакомство детей с народными, подвижными, дидактическими играми.

4. Ознакомление детей с образцами декоративно-прикладного творчества.

5. Организация выставок.

6. Просмотр слайдов.

7 Разучивание песен, хороводов.

8. Экскурсия.

3. Заключительный этап.

1. презинтация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ№63 «Жемчужинка»

2. Обработка результатов по реализации проекта .

3. Внесение дополнений, поправок.

4. Итоговое развлечение с родителями.

Формы работы по реализации проекта :

наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе ;

Создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

Познавательное чтение;

Конкурсы совместно с родителями, КВН;

Лаборатория (опыты и эксперименты) ;

Выпуск экологический газеты ;

Экологические , подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

Эколого -познавательные праздники и развлечения.

Итоговое мероприятие.

Ожидаемые результаты :

Повышение уровня знаний по экологии у детей ;

Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия)

Научить детей сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности)

Научить грамотно, защищать природу и бороться за ее сохранение.

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Перспективно - тематический план.

Организованная образовательная область Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями

1 неделя «Дом под крышей голубой»

1. «Земля - наш общий дом » ФКЦМ Беседа

Цели : расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

Чтение худ. лит-ры :

Я. Драгунский «Земля »

Л. Квитко «На песке»

Т. А. Шорыгина «Волшебник с планеты Омега» ,

«Наша кормилица-Земля » . Экспериментирование с песком : игра «Откопай разгадку»

Цель : развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление, пространственную ориентировку. Анкетирование на тему «Экологическое воспитание дошкольников»

2. Дид. игры : «Где, что растет?»

Цель : активизировать знания детей о месте произрастания лекарственных растений, кормовых, овощных, хлебных злаков.

«Правила безопасности летом» цель : Формировать знания о правилах безопасности в летнее время (в лесу, на даче, на воде) .

Игра – путешествие «по родному городу»

Цель : активизировать знания о родном городе (комплексе, учить использовать формочки разных размеров, формировать интерес к изучению родных мест. «Зоологическое лото» , «Кто, где живет?» , «Земля и солнечная система »

Постройка панорамы родного комплекса

из песка.

Просмотр картинок с изображением опасных ситуаций, возникающих в летнее время.

3. Рисование На асфальте на тему : «Моя планета – Земля » Рассматривание иллюстраций альбомов :

«Мой родной, зеленый город»

«Моя голубая планета-земля » Составление плана экологической тропы .

4. Музыка Д/игра «Лето в музыке»

Цель : формировать умение по характеру музыки определять состояние погоды, соответствующее сезону, развивать чувство прекрасного, внимание, образную речь

.разучивание песни : «Есть у солнышка друзья»

5. Труд Уход за комнатными растениями, цветами на клумбе. Поливка и рыхление растений. Трудовой десант «Сделаем участок детского сада красивым»

7. Подвижные игры : «Солнышко и дождик»

Цель : развивать ориентировку в пространстве, внимание, быстроту реакции.

«Охотники и звери»

Рассматривание рисунков по правилам ОБЖ Фотовыставка : «Удивлению нет конца и края, когда в природе лето»

8 Интеллектуальная игра «Что, где, когда?»

Цель : Закрепить знания детей о природе; через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе. Круглый стол «Сбережем родную природу»

2 неделя «Красная книга»

9. «В мире редких растений» ФКЦМ Беседа : «Морские коровы и красная книга»

Цели : Чтение худ. литературы :

В. Песков «Лоси»

В. Танасийчук «Взрыв без шума»

Экспериментирование с водой : игра «Овощи и фрукты»

Цель : различать овощи и фрукты, развивать внимание и быстроту реакции, ловкость. Памятка для родителей по экологическому воспитанию .

10 Дид. игры : «Угадай, что за растение?»

Цель : уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию

«Вершки, корешки»

Цель : развивать умение соотносить вершки и корешки овощных культур. «Выложи узор»

Цель : развивать умение выкладывать узор из природного материала, воображение, чувство ритма, эстетический вкус, учить в узоре сочетать различные материалы.

Н/п игра Лото «Овощи и фрукты»

Цель : закрепить знания детей об овощах и фруктах.

11 Рисование Составление альбома детских работ «Зеленая аптека» «Лекарственные растения» Конкурс на лучшую панаму от солнца из бумаги

12 Музыка Разучивание песни «Не рвите цветы не рвите»

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»

13 Труд Прополка клумбы за всходами на огороде.

14 Подвижные игры : «К названному дереву беги»

Цель : закрепить знания детей о деревьях.

«Найди себе пару»

15 Развлечение КВН «Знатоки природы» Рассматривание иллюстраций «Как правильно вести себя в природе» Экологическая тропа «Деревья в детском саду»

3 неделя «Хорошо, там, где не мусорят»

16 «Чистота на планете» ФКЦМ

Беседа на тему : «О мусоре и о том что можно сделать, чтобы мусора стало меньше….»

Цели : Чтение худ. литературы :

В. Бианки «Лесная газета»

В. Танасийчук

«Кислый дождь»

Т. А. Шорыгина «Родник» Экспериментирование с водой : игра «Что на дне?»

Цель : Развивать тактильно-двигательные ощущения, умение обследовать предмет в воде. Информационный стенд «Человек и природа»

17 Дид. игры : «Морской бой»

Цель : закрепить знания о том, что предметы из бумаги не тонут, но намокают и размокают.

«Что делают люди летом?» Цель : сформировать знания о том, что летом у людей много работы : на даче, на полях, на лугах и т. д. «Времена года»

Цель : конкретизировать знания детей о временах года. Сбор литературы : стихов, рассказов, пословиц, поговорок о лекарственных травах.

18 Рисование «Дождь и растения летом» Рисование экологических знаков

19 Музыка П. И. Чайковский «Времена года»

Прослушивание аудиозаписи

«Шум дождя» Акция «Очистим детский сад от мусора»

20 Труд Работа в огороде. Полив, рыхление, прополка.

21 Подвижные игры : «Берег, море, паруса»

Цель : развивать быстроту реакции, внимание.

«Лягушка и цапля» Составление плана экологической тропы .

22 Мастер класс на тему : «Пчелка» Рассматривание альбома : «Вторая жизнь брошенных вещей» Сбор бросового материала для конкурса. Конкурс «Поделки из бросового материала» .

4 неделя «Экологические цепи »

23 «Живые цепочки» ФКЦМ

Беседа на тему : «Экология в лесу…

Цели : асширять представления детей о деревьях, растениях, животных, насекомых. Чтение худ литературы :

Т. А. Шорыгина

«Рябина»

В. Песков «Лечебница под сосной» Экспериментирование с песком : «Сочини историю»

Цель : развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, пространственную ориентировку, воображение, связную речь. Консультация на тему : «Воспитание любви к природе»

24 Дид. игры : «Что будет если…»

Цель : развивать мышление, воображение, актуализировать опыт детей, их знания.

«Если я был бы деревом»

Цель : закрепить знания детей об особенностях строения деревьев. «Зоологическое лото»

Цель : систематизировать знания детей о животных и их месте обитания.

«Ателье летней одежды»

Цель : формировать умение выбирать летнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, виду, использованию. Путешествие по экологической тропе «Растения в нашем саду»

25 Рисование «Какую пользу я принес планете» Рисование экологических знаков Выставка : «экологические знаки »

26 Музыка «Это называется природа» Рассматривание иллюстраций природы.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы»

27 Труд Полив, прополка, рыхление цветов клумбы. Уборка участка группы. Совместная деятельность «Овощи и фрукты на нашем столе»

28 Подвижные игры : «Деревья и червяки»

Цель : закрепить знания детей о связи растений, почвенных животных, почвы.

«Охотники и звери»

29 Итоговое развлечение «Природа наш родной дом» Привлечение к подготовке итогового развлечения.

Ирина Хабалова
Экологический проект «Земля - наш общий дом!» для дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка»

Экологический проект

На тему : «Земля – наш общий дом

для детей старшей группы

Подготовила учитель-логопед

Хабалова Ирина Станиславовна

г. Домодедово, 2015 год

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность темы проекта

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения , расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия .

Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением , способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

1.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта : формирование у детей начала экологической культуры , осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка :

Формирование системы элементарных научных экологических знаний , доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значе

Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Обеспечение непрерывности экологического образования в системе : ДОУ – семья.

Таким образом, задачи экологического воспитания в ДОУ – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой осуществляется привитие основ экологической культуры у детей , готовящихся к поступлению в школу.

Сроки реализации проекта : четыре недели.

Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети от 5 до 6 лет и их родители.

Средства реализации проекта

Экологическая ситуация в России довольно сложная. На законодательном уровне существуют законы и требования, которые помогают нам осуществлять экологическое воспитание подрастающих поколений. К ним относятся :

Конвенция о правах ребенка;

Конвенция дошкольного образования ;

Закон «Об образовании» РФ и МО;

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ;

Наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГОС;

Типовое положение о ДОУ;

Но наряду с благоприятными факторами существуют факторы, затрудняющие осуществление . К ним относятся :

Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

Потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии ;

Во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей .

Для реализации экологического воспитания старших дошкольников используется различное программно-методическое обеспечение ДОУ :

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,2012 г

Николаева С. Н. «Юный эколог » ,2005

Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» , 1996

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации, 2008

Методическое обеспечение :

Учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок .

Развивающий видеоматериал.

Книги с экологическим содержанием .

Материально – техническая база ДОУ по вполне отвечает современным требованиям. Это уголки природы в группах, огород на участке и на окне, наглядный и демонстрационный материал : презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.) .

Формы работы по реализации проекта

Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе ;

Просмотр видеофильмов, презентаций;

Чтение рассказов о природе;

- “Уроки бережного отношения к природе”;

Викторина «Знаешь ли ты природу?;

- продуктивная деятельность : создание плаката, выпуск экологический стенгазеты ;

Лаборатория (опыты и эксперименты) ;

- экологические , подвижные, дидактические игры.

- эколого -познавательные развлечения.

Также проводятся экологические акции , предполагающие участие всех участников воспитательно-образовательного процесса :

- «Поможем цветам» ;

- «Сделаем участок чище!» .

Мы предположили к концу проекта получить следующие результаты :

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды ;

Повышение уровня экологических знаний и уровня экологической культуры воспитанников;

Формирование у воспитанников устойчивого интереса к творческой, поисково- исследовательской деятельности;

Формирование у детей навыков самостоятельного творческого мышления;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта .

Проведенная в течение проекта работа по экологическому воспитанию детей 5 - 6 лет привела к следующим результатам :

Дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

У детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и позволила , в свою очередь :

Педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников ;

Родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры , которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2012 г.

3. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ . - Волгоград : Учитель, 2008

4. Закон «Об образовании» РФ и МО;

5. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

7. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред . С. Н. Николаевой. -М, 2005

9. Конвенция о правах ребенка;

10. Конвенция дошкольного образования ;

11. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание . – 1994. – №7.

12. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой . М.: Педагогическое общество России, 2003.

13. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников . М., 1995.

14. Николаева С. Н. Юный эколог . Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

17. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М :Мозаика-Синтез,2008

18. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

20. Интернет-ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. А. Батуев «Чудесный мир» ,- М., Детская литература, 1990

2. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. В. Бианки «Лесные разведчики» , - М., Издательство «РИПОЛ классик» , 2011

4. В. Бианки «Русские сказки о природе» »,

5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир. Часть1 - 2, - М., Издательство : Баласс, 2006

6. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

7. Иванов А. А. «Вокруг света с Хомой и сусликом»

8. Д. В Панфилов, «В мире насекомых» , - М., Лесная промышленность,

9. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Проект «Земля- наш общий дом»

Тип проекта:

По доминирующему методу: информационно- творческий.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: краткосрочный.

Участники проекта:

Родители, дети, воспитатели.

Актуальность проекта .

Землю нужно охранять,

Всячески оберегать,

Горы, речки и поля -

Это все наша Земля.

Жизнь на ней ведь каждый час,

Так зависит от всех нас,

Что забота наша ей -

С каждым днем еще важней.

Поздравляю с Днем Земли,

Нашу Землю береги,

И она тебя в ответ -

Защитит от разных бед!

Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

  • Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
  • Развивать эстетические чувства, творческие способности, умение видеть красоту природы, восхищаться ею.
  • Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
  • Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
  • Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Предполагаемый результат:

  • У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.

Стратегия реализации проекта «Земля- наш общий дом»

Этапы/сроки

Подготовительный

Апрель

(1 неделя)

1 .Документально-организационная работа:

  • Выбор темы и составление паспорта проекта;
  • Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей;
  • Оповещение родителей о предстоящем проекте;
  • Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта.

Практический (основной)

Апрель 2014г

(2-5 неделя)

Работа с детьми

  • Тематические беседы, занятия по теме проекта с использованием ИКТ.
  • Организация игровых ситуаций.
  • Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов на тему: «Земля- наш общий дом!», «Берегите природу!»;
  • Обыгрывание этюдов.
  • Творческая деятельность: рисование «Планета Земля- глазами детей», барельефная лепка «Природа- глазами детей», аппликация «Эмблема к Дню Земли», создание макета «Животные и растения разных континентов», коллаж «Чудеса природы», оформление альбома «Жалобная книга природы», коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»
  • Оформление выставки детского творчества «Планета Земля- глазами детей»
  • Акция «Украсим Землю цветами» (посадка рассады для клумб)
  • Целевая прогулка «Весенний город»

Работа с родителями

  • Информация на стенде: «Вторая жизнь мусора».
  • Календарь праздничных дат «22 апреля- День Земли».
  • Оформление папки- передвижки «Планета земля в опасности!».
  • Памятка «Воспитание экологической культуры у дошкольников»
  • Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия»
  • Помощь в оформлении альбома «Жалобная книга природы», создании коллажа «Чудеса природы».

Итоговый

  • Подведение итогов работы над проектом;
  • Оформление материалов, подготовка отчётности.

Результат работы над проектом:

  • Повысился уровень экологической культуры у детей и родителей.
  • С детьми проведены тематические занятия, беседы
  • Разработан цикл занятий «Земля - наш общий дом».
  • Оформлен дидактический материал по теме проекта.
  • Продукт деятельности детей: рисунки на тему: «Планета Земля- глазами детей», барельефная лепка «Природа- глазами детей», аппликация «Эмблема к Дню Земли», создание макета «Животные и растения разных континентов», коллаж «Чудеса природы», оформлен альбом «Жалобная книга природы», коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»
  • Оформлена выставка совместного творчества «Мусорная фантазия»

Паспорт проекта «Земля- наш общий дом!»

Интеграция образовательных областей

Задачи

Участники деятельности

Продукт деятельности

Тематическое занятие: «Земля- наш общий дом» (с использованием ИКТ)

Коммуникация, здоровье, социализация, музыка, художественное творчество.

Формировать представления о том, что планета Земля - большом общий дом, Землю нужно беречь. Развивать познавательные способности детей. Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян. Развивать творческие способности в художественной, музыкальной деятельности.

Дети

Воспитатели

Творческие работы детей на тему: «Планета Земля глазами детей»

Тематическое занятие: « История праздника «День Земли»

Дети

Воспитатели

Эмблема «к Дню Земли»

Тематическое занятие: «Планета Земля в опасности» (с использованием ИКТ)

Коммуникация, здоровье, социализация, музыка, художественное творчество

Дети

Воспитатели

Родители

Оформление альбома «Жалобная книга природы»

Беседа «Мы все жители планеты Земля»

Коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество.

Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян. Формировать навык коллективной работы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при прослушивании песни «Пусть всегда будет солнце»

Дети

Воспитатели

Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»

Рассматривание альбомов «Животные разных стран», «Атлас земли», плакатов «Берегите природу!»

Коммуникация, здоровье, социализация, художественное творчество.

Закрепить у детей представления о разнообразии животного и растительного мира Земли. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дети

Воспитатели

Макет «Животные и растения разных я континентов»

Барельефная лепка «Природа глазами детей»

Социализация, художественное творчество

Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

Дети

Воспитатели

Творческие работы детей

Дидактические игры: «Стань другом природы!», «Про растения», «Животные», «Во саду ли в огороде», «Экологические пирамиды», «Пищевые цепочки».

Социализация, коммуникация, здоровье, безопасность.

Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Дети

Воспитатели

Картотека игр

Чтение художественной литературы : А. Блок «На лугу». С. Городецкий. «Весенняя песенка». В. Жуковский. «Жаворонок». Ф. Тютчев. «Весенние воды». М. Зощенко «Великие путешественники. К. Коровин «Белка». Ю. Коваль «Русачок-травник». Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась». Е. Пермяк «Для чего руки нужны». Б. Заходер «Мохнатая азбука». И. Токмакова «Деревья в стихах». В. Бианки «Мастера без топора». В. Степанов «Птицы в стихах». Ю. Энтин «О многих шестиногих». В. Пальчинскайте «Гороховый домик». С. Маршак «Стихи про кошек». Ф. Тютчев «Весенняя гроза». Обыгрывание отдельных эпизодов.

Коммуникация, социализация, художественное творчество, театральная деятельность.

Учить замечать красоту, чудеса природы, восхищаться ею на примере художественных произведений.

Дети

Воспитатели

Творческие работы детей по мотивам художественных произведений

Акция «Украсим Землю цветами!»

Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями своего ближайшего окружения.

Дети

Воспитатели

Родители

Посадка рассады для клумб

Коллаж «Чудеса природы»

Формировать умение работать в коллективе, стремление к согласованным действиям. Сплочение детского коллектива. Воспитывать умение восторгаться красотой и неповторимостью природы Земли.

Коллаж «Чудеса природы»

Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия»

Способствовать сплочению коллектива детей и родителей. Повысить уровень экологической культуры у детей и родителей.

Дети

Воспитатели

Родители

Оформление выставки

Этюды: на имитацию разных явлений природы, «Дует ветер», «Дождик», «Вьюга». Игры- имитации «Заяц», «Волк», «Медведь» (Шипицина «Азбука общения» с.136-146)

Социализация, коммуникация, музыка, театральная деятельность.

Развивать способности видеть и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; передавать свое эмоциональное состояние с помощью жестов, мимики; оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное. Учить передавать специфические особенности разных животных. Воспитывать любовь к природе.

Дети

Воспитатели

Обсуждение проблемных ситуаций «Мы- друзья природы»

Коммуникация, социализация.

Учить детей рассуждать, находить выход из проблемных ситуаций. Воспитывать чувство ответственности за окружающую природу.

Дети

Воспитатели

Целевая прогулка по городу «Весенний город»

Коммуникация, социализация.

Развивать умение замечать изменения в городе с приходом весны, делиться своими впечатлениями. Воспитывать умение восхищаться красотой и неповторимостью родной природой.

Дети

Воспитатели


Тема: Земля – наш дом!
Проблема: Потребительское отношение к природным ресурсам и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у детей и их родителей.
Актуальность проекта6Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатство.
Цель: Подумать вместе с одноклассниками, что может сделать каждый из нас для сохранения жизни на Земле.
Задачи: Воспитывать любовь к родному краю, экологические чувства.
Знать правила поведения на природе.
Ожидаемые результаты: Повышение уровня экологической воспитанности детей и родителей.
- Изменение отношения детей и родителей к природе родного края.
Мы речь свою поведём о том,
Что вся Земля- наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давайте же докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
У нас над головой общая крыша – голубое небо.
У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко.
И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер- ветрило.
Мы живём в воздушном океане, который называется атмосферой. Всё живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым.
Хорошо очищает воздух растения. Они задерживают своими листьями пыль и сажу. Растения выделяют кислород.Вот почему так легко дышится там, где много растений.
А что мы можем сделать чтобы воздух стал чище?
Сажать деревья.
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи, океаны. моря и реки.
Если не было бы воды, не было бы ничего живого. Вот почему так важно беречь воду.
Люди часто выбрасывают в реки. Ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины.
А что же мы можем сделать, чтобы сберечь воду?
Экономить воду, заботиться о чистоте водоёмов, не выбрасывать в реки и озёра мусор,не мыть в них машины.
У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
На нашей планете красивая и разнообразная природа.
На Земле живут сотни тысяч видов разнообразных животных.
Из-за того, что лесов становится всё меньше,а воздух и вода загрязняются, страдают растения и животные. болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине6 люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса. А иногда просто так для развлечения.
Многие растения стали редкими или совсем исчезли.
А что же мы сможем сделать. чтобы сохранить животный и растительный мир нашей Земли?
Не ловить животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнёзд, не уничтожать насекомых и растений.
Земля – единственное известное нам место в Космосе, где существует жизнь.
Пока мы единственные разумные существа во Вселенной.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту!

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность проекта

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Все занятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности - как самостоятельной, так и НОД, индивидуальной и коллективной, для того чтобы дети, педагог и родители ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное - желание продолжать работу по реализации этого проекта.

Участники : дети (подготовительной группы), педагоги и родители (законные представители).

Цель проекта : Совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля.

Задачи проекта :

  1. Сформировать у детей понятие о Земле как планете.
  2. Уточнить знания детей о природных ресурсах нашей планеты.
  3. Развивать кругозор детей, навыки продуктивной деятельности.
  4. Формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру.

Задачи по образовательным областям:

Познание

  • Учить детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
  • Расширять представление детей о различных природных объектах: почва, вода, минералы.

Здоровье

  • Формировать представления детей о здоровом образе жизни.
  • Расширять представления детей о важных компонентах здорового образа жизни.

Безопасность

  • Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
  • Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.

Коммуникация

  • Развивать умение свободного общения с детьми и взрослыми.

Художественное творчество

  • Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Социализация

  • Развивать игровую деятельность детей.
  • Приобщать к элементарным правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Чтение художественной литературы

  • Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

Работа по реализации проекта строится на основе партнерских отношений: педагог - дети - родители - социальные институты.

Предполагаемые виды деятельности:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей:
  • Экскурсии и наблюдения
  • Чтение художественной литературы
  • Изобразительная деятельность
  • Конструирование
  • Игра
  • Изготовление макета земли из папье-маше.
  • Организация экскурсии в музей «Боровичского комбината огнеупоров»
  • Создание индивидуальных маршрутов «Как я открываю землю» и др.

Ожидаемые результаты:

Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков, её природных ресурсах. Умение детей самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Выбирая объект путешествия, дети смогут свободно оперировать понятиями: континент, страна, море, океан, водное, воздушное пространство.

Показатели результативности:

в ходе реализации проекта дети:

  • узнают, что Земля - наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло - это условия для живых существ;
  • демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
  • повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.

в ходе проекта педагог:

  • осуществляет инновационную деятельность;
  • повышает свой профессиональный уровень.

в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:

  • познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, фотоколлажами, дидактическими играми на основе интерактивного глобуса, коллекциями магнитов и минералов, картотеками ребусов и кроссвордов, самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете.

Этапы реализации проекта «Земля - мой дом»

1 этап. Подготовительный.

Мероприятия проекта

Рассматривание глобуса, географических карт. Чтение энциклопедий по теме «Планета - земля».

Глобус, географические карты, познавательная литература.

Беседы: «Строение земли»,

«Что такое горы»,

«Извержение вулкана».

Т.А. Шарыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», М, «Сфера» 2010г.

«Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г.

Чтение художественной литературы,

рассматривание иллюстраций к произведениям.

А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 2012г.

Н. Носов «Путешествие Незнайки», М., «РОСМЭН», 1984г.

Ю. Могутин «Мой северный посёлок», «Детская литература», 1992г.

Экспериментирование: «Откуда взялись острова», цель - познакомить детей с понятием остров, причинами его образования (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность» №18, стр.85)

Физическая карта мира, передники клеёнчатые, губки для уборки воды поддоны с водой. Зарисовки хода эксперимента с рассказами детей.

Создание книги экспериментов.

Знакомство с песнями о земле: А. Ведищев «Песенка про медведей», В. Мигуля «Земля в иллюминаторе

Диски, кассеты с песнями, музыкой о земле

Заучивание стихов о земле: «Дом Земли» Ю. Демянская.

«Общий дом» В. Орлова.

Рисование иллюстраций к стихотворениям, оформление альбома.

Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля.

Мультимедийная аппаратура и диски, альбом с рассказами и зарисовками детей по содержанию мультипликационных фильмов.

Разучивание новой физкультминутки «Мы летим под облаками».

Фотомонтаж.


2 этап. Основной.

Мероприятия проекта

Проектирование предметной среды

Изготовление глобуса из папье -маше с участием родителей, раскрашивание, ламинирование макета.

Бросовый материал, клейстер, гуашь, кисти, макет глобуса, географические карты, скотч.

Познавательные вечера по темам:

«Как люди открывали землю»

«Счастливые земляне»

«Давай искать море»

разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок

Познавательная литература: Э. Емельянова «Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир», М., «Мозаика - синтез», 2012г.

С. Белокурова «География для малышей»

Картотека ребусов и кроссвордов.

Индивидуальные альбомы, разгаданных ребусов и загадок.

Встреча с интересными людьми: Лосева Е.Е. «Эти удивительные окаменелости»

Коллекция найденных окаменелостей на берегу реки Мста

Фотографии.

Экскурсия в музей комбината огнеупоров.

Коллекция полезных ископаемых, которые добывают на комбинате огнеупоров.

Подбор изображений живой природы (растительный и животный мир) для интерактивного глобуса

Журналы, раскраски, ножницы, карандаши, маркеры, схемы для рисования, наклейки.

Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках, беседы, рассказы о прочитанном.

Выставка художественно - познавательной литературы: А. Беслик «Поднять паруса» (рассказы в картинках о мореплавателях и путешественниках), «Малыш», 1984г.

«Мой первый атлас», «ОЛМА-ПРЕСС», 2005г.

О. Квитко «Животные», «Ребятам о зверятах: «В Африке», «В Австралии», «На Севере», изд. «Ранок» 2007 г.

Энциклопедии «Страны и континенты», М., «Астрель», 2001г.,

Энциклопедия «Пираты», изд. «Клуб семейного досуга», 2011г.

Изготовление изображений животных, народов разных стран, различного транспорта, для использования их в дидактических и сюжетно-ролевых играх.

Образцы - иллюстрации, линейки, карандаши, фломастеры, восковые мелки, наклейки с изображением животных, людей, транспорта. Ножницы, скотч, раскраски.

Дидактические игры «Кто, где живет?», «Что где растет?» «На чём можно добраться», «Что изменилось»

«Перепутаницы»

Моделирование развивающей среды.

На интерактивном глобусе воспитателем, или каким либо ребёнком, заранее придумывается загадка - перепутаница:

1. На глобусе перепутаны животные из разных континентов.

2. Морские животные помещены на сушу, а живущие на суше - в воду.

3. Все животные, люди, помещены на один остров.

4. Перепутан водный, воздушный и сухопутный транспорт, и т.д.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Путешествия»

Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествия по земному шару»

Схемы маршрутов путешествий, созданные детьми. Создание групповой коллекции магнитов о городах, странах планеты Земля.

Рассматривание и пополнение коллекции драгоценных камней и минералов.

Коллекция камней и минералов, информационный альбом, о минералах, с изображениями и познавательной информацией.

Заучивание пословиц о земле, отгадывание и составление загадок о земле и континентах.

В.Г. Лысаков «1000 загадок», М., «АСТ», 2006г.

Книжка - самоделка загадок о земле.

Рассказы детей из личного опыта

(кто где путешествовал, что видел и запомнил, достопримечательности, сувениры)

Самодельные книжки, изготовленные родителями с детьми, коллекции магнитов, сувениров, фотографии мест, где побывал.

Экспериментирование «Почему не тонут корабли»: цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил.

Предметы деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, спичечные коробки, фольга, стеклянные шарики. Пополнение книги экспериментов.

3 этап. Итоговый и презентационный

Мероприятия проекта

Проектирование предметной среды

Игротека с глобусом.

Игра «Засели планету», «Перепутанница» и др. для детей других групп

Интерактивный глобус, игровое поле, кубик для продолжения развития игры, фигурки людей, животных, различных видов транспорта на липкой основе

Самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые и дидактические)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карты маршрутов путешествий, игрушечные средства передвижения, конструктор «лего» для построек, макет дороги, карты, др.

Викторина «Наш дом-Земля»

Познавательная литература, глобус, физическая карта мира

Презентации своих путешествий

для воспитанников других групп

Книжки - самоделки о путешествиях.

Фотоальбомы и коллажи о путешествиях.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез», 2011г.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс», 2011г.
  4. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М., «Просвещение» 2011г.
  5. Доронова Т.Н., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7-ми лет», М., «Просвещение», 2013г.
  6. Доронова Т.Н., Гризик Т.И., Климанова Л.Ф., Соловьёва Е.В., Тимощук Л.Е., Якобсон С.Г. «На пороге школы», М., «Просвещение», 2002г.
  7. Журнал «Методист ДОУ» №11(2013г.), исследовательский проект «Как растут бутылки».
  8. Журнал «Педагогика в ДОУ» № 2 (2009 г.)
  9. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»№ 9, 10, (2013г.) статья «Партнёрство педагогов в рамках проектной деятельности», познавательный проект «Знакомимся с Красной книгой».
  10. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», М., «АРКТИ», 2010г.

Проект «Земля - мой дом» в ДОУ

Поделиться: